Активизация познавательной деятельности во внеурочное время-необходимое условие системно- деятельного подхода


Презентацию подготовила учитель нач. кл.МБОУ ЯСШ №2 Добродеева Мария Ивановна. Тема:"АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ-НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА". Искусство преподавать заключается в умении добиться, чтобы ученик находил удовольствие в учении. Ж.Ж.Руссо. Эти слова неслучайно выбраны мною в качестве эпиграфа выступления. В них, на мой взгляд, заложена главная задача современного образования. В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала. В своей работе я стараюсь, чтобы каждый урок, меропириятие, проведенные мною, остались в памяти детей, понравились им, были познавательны, занимательны. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Занимательности на уроках и во время внеклассной работы отвожу одно из главных мест и считаю, что без этой «изюминки» урок и любое мероприятие скучно и неинтересно ребятам. Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным вот задача первоначального обучения. К.Д. Ушинский. Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки учебных программ и проводимые школой во внеучебное время для удовлетворения и развития интересов и способностей обучающихся. В основе внеклассной и внешкольной работы лежит целый комплекс принципов педагогики. Таких как:принцип добровольности;общественной направленности;развития инициативы и самодеятельности;принцип игры;творческого подхода к делу;учета возрастных и индивидуальных особенностей;доступности;плановости;преемственности и взаимодействия всех видов воспитательной работы. регулярная эпизодическая Кружки, секцииработа с научно-популярной литературой и первоисточникамифакультативные занятия олимпиадытематические конференции и вечера по предметустенная печатьэкскурсионная деятельность По систематичности можно выделить регулярную и эпизодическую внеклассную работу. У младших школьников нет осознанной внутренней потребности к учёбе. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и повышение мотивации детей к учебному процессу. Для успешного решения этой задачи используется на уроках, внеклассной работе игровая ситуация. Она формирует интерес к учебному процессу, к изучаемым предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует мыслительную деятельность. Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазии и эмоции - правое. Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала . Игровая ситуация для ученика служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок, выступает, как средство мотивации к учебной деятельности. Это своеобразный учебный прием, при котором ребёнок легче, прочнее усваивает новый материал, создается бодрое, рабочее настроение, снимается утомляемость, поддерживается внимание на гораздо более длительное время. Значение игровой ситуации невозможно переоценить. Феномен ее в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение. Типология педагогических игровых ситуаций обширна: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, организационно-деятельностные . Все они имеют широкий спектр целевых ориентаций, направленных на обучение, воспитание и развитие мотивации учащихся. К внеклассной работе в начальной школе относятся кружки, неделя начальной школы, внеклассные часы, олимпиады, праздники и т. д На кружках занимательная математика используем широкий спектр игровых ситуаций , направленных на обучение и повышение мотивации учащихся. Задачи в стихах.Занимательный квадрат.Задачи – шутки. Математический фокус. Математическая эстафета.Головоломки.РебусыЗадачи на смекалку и многое др. Формирование вычислительных навыков – трудоемкая и скучная работа, поэтому нужно вносить разнообразия в ее организацию. Учебные задания с нематематической информацией- один из возможных приемов разнообразия деятельности в моей работе по совершенствованию вычислительных навыков. Математические задания расположены в порядке возрастания сложности, форма их записи самая разнообразная: цепочки примеров, простые и с разветвлением, таблицы, магические квадраты, удивительные квадраты по сложности, блок- схемы- простые, с условием без цикла и с циклом, двумя условиями и с двумя циклами. Все математические задания разные. На уроке дети выполняют математические задания, чередуя их с некоторой информацией о животных и событиях в форме беседы, что дает возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей. Я сама составляю цепочки примеров, блок – схемы , сама подбираю интересные вопросы. Вот несколько примеров. Задание № 2. 1. Какое озеро в нашей стране называют жемчужиной планеты?Чудское -98. Ильмень -86. Байкал -94. Для проверки выбора ответа воспользуемся блок-схемой с циклом. начало 16 *3 :2 *3 100 :12 +85 нет конец Вычисления: 1). 16* 3=48; 2).48:2=24; 3).24* 3=72; 72 < 100-переход по стрелке «Нет»; 4) 72:2=36; 5) 36* 3= 108; 108>100-переход по стрелке «Да»; 6). 108:12=9: 7) 9+85=94.Числу 94 соответствует озеро Байкал.2.Объясните, почему слово Байкал написано с большой буквы?3. Байкал- самое глубокое пресноводное озеро в нашей стране. Здесь водятся ценные породы рыб: омуль, осетр. Знаменит Байкал необычной чистой водой. Из Байкала вытекает единственная река Ангара, а впадает в 300раз рек больше, чем вытекает. Сколько рек впадает в озеро Байкал? да Какая птица может ходить по дну водоема? ВОРОБЕЙ-3 ОЛЯПКА-4 СОРОКА-5 Для проверки выбора ответа воспользуемся цепочкой примеров. начало 8 -6 +7 -6 +5 -4 конец Сколько слогов в слове оляпка? Сообщение о птице. Оляпка- певчая птичка бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоема, цепляясь за неровности дна, камешки. Пойманную добычу птичка всегда выносит на берег и съедает. Перья у оляпки не намокают, так как они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врага, оляпка ныряет в воду. ( Очень уместно показать изображение оляпки, чтобы дети наглядно увидели птичку.) Вот еще несколько примеров : Вот еще несколько примеров : 1. Какая змея самая длинная в мире? (Кобра, питон, анаконда)2. Какова длина синего кита?3. Какое животное носит своих детенышей в сумках на животе?( Енот, кенгуру, шимпанзе)4. Какое животное самое быстрое?(Лось, гепард, заяц.)5. Какая птица выводит птенцов зимой? ( Дятел, клест, снегири.)6. Какая рыба без чешуи? (щука, сом, карась.) Такие вопросы я подбираю детям, составляя блок-схемы, цепочки, магические квадраты. Детям очень интересно решать такие проблемы, они сами находят ответы. начало конец 16 *6 :8 *7 :3 Задание №1.1.Какая обезьяна самая крупная Орангутанг-26. Горилла- 28. Игрунка- 34. Для проверки выбора ответа пользуемся блок- схемой. Вычисления ученика: 1).16 * 6= 96; 2).96 : 8 = 12; 3) 12 * 7= 84; 4).84: 3= 28. Числу 28 соответствует слово горилла. 2.Назовите в слове горилла удвоенную согласную. Как можно перенести слово с удвоенной согласной? 3.Краткие сообщения о гориллах. Задачи в стихах На плетень взлетел петух.Повстречал ещё там двух.Сколько стало петухов?У кого ответ готов? Я, Сережа, Коля, Ванда –Волейбольная команда.Женя с Игорем пока – Запасных два игрока А когда подучатся, Сколько нас получится? Задачи- шутки Повезло опять Егорке, У реки сидит не зря. Два карасика в ведерке И четыре пескаря. Но смотрите – у ведерка Появился хитрый кот… Сколько рыб домой Егорка На уху нам принесет? Математическая эстафета Класс разбивается по рядам на 3 команды. Для каждой команды даны примеры:10 + 510 + 910 + 7 2 x 5 7 x 2 8 x 232 : 4 24 : 4 24 : 8 57 x 0 94 : 1 12 : 12 Математический фокус Задумайте число от 1 до 10. Прибавьте к нему 1, еще 1, отнимите 1, еще 1, прибавьте 1.Назовите результат, а я скажу, какое число задумано.( для отгадывания надо из результата вычесть 1 ) Занимательная рамка, магический квадрат 80 50 250 30 10 100 140 110 80 Одной из главных задач школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимися, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремление к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности. Работать над активизацией познавательной деятельности- это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета.Оживляет урок и внеклассные мероприятия и дети проявляют большой интерес при решении задач экологического характера ( 1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтрует 3 га хвойного леса? 2. Мухоловка- пеструшка- совсем небольшая птичка, съедает за день 300 мух и комаров. Сколько мух и комаров съест птичка за 4 дня? И др.) Также включаю задачи в стихотворной форме , исторические задачи, провожу нетрадиционные уроки- все это делает работу на уроке интересной, познавательной. Нужно стараться каждый урок и внеклассное мероприятие начинать по-разному. В гости к детям приходят сказочные персонажи проводят свои упражнения«Засели аквариум» «Продолжи счёт»« Доскажи словечко»«Составьте слова»«Назови одним словом»«Словарные прятки»И др… На уроках чтения, окружающего мира : использование различных игровых ситуаций (включая разгадывание загадок, кроссвордов,рифмовок, инсценирование песен, стихов, сказок, анаграммы, «Чудесные превращения», «Путаница, «Хитрые слова». ) обеспечивает постоянный интерес детей к речевой деятельности на уроках. Расселите животных по домикам МедведьБелкаЛосьЗаяцЁжХомякКабанВолкМышьБарсук 1 2 3 Делают запасы Впадают в спячку Ищут корм в природе Игровые задания на уроках русского языка помогают усваивать трудные грамматические правила. Правила в стихахРифмованные упражненияГрамматические сказкиМорфологические шарадыСобери словоГрамматическая арифметикаЗагадки- шуткиКроссворды 1. Существительное, глагол, сказуемое, предлог. 2. Прилагательное, наречие, местоимение, предлог. 3. Играть, дружить, рисует, танцевать. Анаграммы. Анаграмма - это если от какого-то слова в результате перестановки в нем букв образовано другое слово, которое имеет уже другой смысл. Дополнять или отбрасывать буквы не разрешается.Дорога - (города)Баян - (баня)Банка - (кабан) Правила в стихах Если в корне гласный звук Вызвал вдруг сомнение. Ты его немедленно Поставь под ударение! Если слышишь парный звук Будь внимателен, мой друг: Парный сразу проверяй- Слово это изменяй. Зуб - на зубы, куст- кусты… Будешь грамотным и ты! Игра-упражнение « На горке»( записать слова с Ъ и Ь) Мы с друзьями вчетверомШли на лыжах на подъём,А потом с горы спускались,Разъезжались и съезжались,Объезжали все пеньки… Докатились до реки! А от речки отъезжали, Снова к горке подъезжали, Забирались на подъём, Чтобы съехать вниз потом. Помоги Незнайке - исправь ошибку: Зачем ещё учить словаВедь класс помог уже вчера.И я теперь могу на « пять»Их без сомненья написать:Аллея,касса,сонн и тоннаПеронн, шоссе, хоккей,коллона,Гррупа. Русккий, акурратноНу что, друзья, тут не понятно? Дед-буквоед не оставит детей без внимания при работе со словарными словами. р. бота пятн . ца р. сунок в . кзал Эстафета Подчеркни парные согласные:крошка кружка тетрадьтравка берёзка лодкалипка рыбка морковьСоедините части сложных слов:земле сек поле любвезде мер рыбо вод дрово ход книго лов 100 К ребусы Физминутку можно провести на цветочной поляне Утром бабочка проснулась,Потянулась, улыбнулась.Раз - росой она умылась.Два – изящно покрутилась.Три – нагнулась и присела.На четыре – тихо села . Обобщить знания на уроке можно в простой игре «Аплодисменты» (если правильный ответ- хлопают в ладоши). У ребёнка появляется явное стремление не попасть впросак. Здесь игровая деятельность активизирует эмоциональные и мотивационные состояния. Игровая ситуация является перспективной формой обучения, так как она способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, усиливает мотивацию и активную деятельность учащихся, повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету. Все наши рецепты борьбы со скукой на уроке и внеклассных мероприятиях направлены на повышение мотивации учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении в начальной школе – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить. Когда игровая ситуация используется как дидактический метод, она всегда приводит к запланированному результату. Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает: 1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника умения учиться; 2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как учение; ребенок должен сознательно прийти к учебной мотивации. Вывод: игра в младшем школьном возрасте, особенно сегодня, когда все больше детей приходят в школу неподготовленными, с ослабленным психофизическим здоровьем, сниженным уровнем интеллектуального развития, эмоционального благополучия и потенциальной опасностью попасть в «группу риска». Игра выступает в качестве средства адаптации и социализации, прима и метода обучения, средства изучения детей, лечебно-коррекционного метода. Игра воспитывает, развивает в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, речь и реактивность- словом все, что составляет богатство человеческой личности. МОЙ ДЕВИЗ: «УЧИТЬ – ИГРАЯ» Спасибо за внимание!