Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию на примере программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России»»



Образовательный консорциум Среднерусский университет
Автономная некоммерческая организация
высшего профессионального образования
«Московский областной гуманитарный институт»
_________________________________________________________________________________________________________________
Кафедра психологии, педагогики и профессионального образования
по дисциплине «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
РЕФЕРАТ
на тему: «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию на примере программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России»»
Выполнила:
студент 3 курса, группы ППО-С-14
Макарова Наталья Сергеевна

Преподаватель:
Гирба Е. Ю.
Подольск 2016 г. Вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Принятие ФГОС дошкольного и начального образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Чтобы проследить преемственность между дошкольным и начальным образованием, мной были проанализированы программы по экологическому воспитанию (окружающему миру) двух программ: программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России».
Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
Ведущие цели программы: создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности.
Основная образовательная программа начального общего образования для образовательных учреждений, работающих по УМК  «Школа России» разработана  в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы. Целью данной программы является воспитание школьников как граждан России.
Задачи: развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому; привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности; формирование естественной мотивации учения.
Отличительной чертой УМК Школа России является, на мой взгляд, доступность предложенного материала, построение материала в учебнике. Цели, задачи и планируемые результаты соответствуют новому стандарту.
Экологическое воспитание по программе дошкольного образования «От рождения до школы» включает ознакомление с миром природы. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления.
Цель программы: формирование экологического сознания через ознакомление с природой родного края.
Задачи: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе; дать первоначальные сведения о живых и неживых объектах нашей местности; познакомить с особенностями жизни, роста и развития отдельных живых существ; воспитывать бережное отношение к своему родному краю и другие. Следует отметить, что решение обозначенных целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. По программе «От рождения до школы ребенок должен:
иметь разнообразные впечатления о предметах окружающего мира; выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;
знать герб, флаг, гимн России; называть главный город страны;
иметь представление о родном крае; его достопримечательностях; иметь представления о школе, библиотеке;
знать некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые); различать домашних и диких животных; животных родного края;
знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;
знать правила поведения в природе и соблюдать их; устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Учебный курс «Окружающий мир» по программе «Школа России» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Курс носит личностно-развивающий характер. Его цель —   воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
К числу важнейших задач курса относятся: воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине; формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде; развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При поступлении в первый класс по программе «Школа России» ребенку необходимо знать и уметь:
различать домашних и диких животных, знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;
называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду;
знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности; знать названия 2-3 комнатных растений; знать названия овощей, фруктов, ягод;
иметь представление о различных природных явлениях; называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года.
К концу периода  обучения курса «Окружающий мир» в 1 классе обучающиеся должны знать и уметь:
знать название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города; знать государственную символику России, государственные праздники;
знать основные свойства воды; общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
знать правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде; уметь различать части растения, отображать их на рисунке (схеме).
Таким образом, можно сказать, что преемственность между детским садом и школой реализуется не в полной мере. Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам. Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.
Литература:
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 304 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http://do.isiorao.ru.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Избр. пед. соч.: В 3-х Т. — М.: Педагогика, 1979. — 267с.