Лабораторная работа Изучение плесневых грибов


Урок №20: Лабораторная работа №3 «Изучение строения плесневых грибов».
(5а,б классы)
Учитель биологии: Завьялова Мария Леонидовна
Тип урока: Урок исследования объекта.
Тема Лабораторная работа №3 «Изучение строения плесневых грибов».
Цель Организовать самостоятельную деятельность учащихся для исследования плесневых грибов и дрожжей- еще одними представителями объектов живой природы из царства грибов.
Задачи Продолжить работу по формированию умения применять имеющиеся знания о плесневых грибах и дрожжах для объяснения конкретных явлений (появления плесени и выпечки хлеба)
Создать на уроке условия для развития у учащихся исследовательских умений и навыков
Создать на уроке условия для пробуждения интереса к самостоятельному решению задач
Планируемые результаты Предметные УУД:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков грибов); сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов.
В сфере трудовой деятельности: соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
Метапредметные УУД:
Познавательные: овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал; умение находить биологическую информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные:
Знание основных принципов здоровьесберегающих технологий.
Сформированность интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Основные понятия   «грибница», «мицелий», «гифы», «клетка», «ядро"«споры», «почкование», «плесневые грибы», «дрожжи»
Ресурсы:
Натуральные объекты: Комплекты микропрепаратов «гриб мукор»
Приборы: Раздаточные (Игла препаровальная, Микроскоп, Пипетки, Предметные и покровные стекла)
Наглядные пособия: Таблица по ботанике «Бактерии.грибы,лишайники»
Дидактическаяструктура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Организационный момент
Объединиться в мини-группу и занять рабочее место Организация деятельности учащихся по самоопределению на групповую работу Применяем активный метод «Выбери
партнера»
На столе разложены разноцветные карточки (зеленые, оранжевые, красные, синие). Каждому ученику необходимо взять карточку, выяснить, кто еще выбрал тот же цвет и, объединившись в мини-группу по выбранному цвету, занять свое рабочее место.
Проверка домашнего задания Отвечают на вопросы учителя
Работают в группах по кругу Организует воспроизводящую фронтальную беседу
проводит
игру«Вертушка» Цель: выявление знаний о грибах, пробелов в пройденной теме
-С какой наукой вы познакомились на том уроке и что она изучает(ответ:микология)
-На какие два подцарства делятся грибы?(Подцарство высшие и низшие грибы)
Каждый учащийся находит в группе (по кругу) соответствие принадлежности того или иного гриба к пластинчатым или трубчатым, съедобного или ядовитого.
Время: 3 мин.  Настроить микроскоп  Организовать работу по подготовке увеличительных приборов к работе, проверить готовность рабочих инструментов в каждой группе  Цель: отработка навыков работы с микроскопом
Подготовить увеличительные приборы к работе
Изучение нового материала.
Этапы:
Целеполагание(5 мин) Смотрят сценку
Обсуждение в группах, формулируют тему, цель Создает живую ролевую ситуацию-проблему
Фиксирует тему, цель,задачи на доске по мере высказывания групп Цель: определение учащимися темы, цели и задач урока.
Разыгрывается сценка, суть которой в том, что сын отказывается идти в школу из-за ангины, мама измеряет градусником температуру,вызывает скорую помощь, приезжает врач в халате, осматривает «больного», пытается растворить плесень, (приговаривая, что быстро поставит на ноги больного) и из нее сделать укол больному, мама истерит, выгоняет врача с возмущением «Да разве можно лечить плесенью!?».Сын задумывается, встает и собирается в школу со словами: «Пожалуй я лучше пойду в школу и узнаю, что это за плесень и можно ли ею лечить…»
Обсуждая в группах, учащиеся должны определить тему урока, цель
Изучение нового материалаВремя:20 мин.
Деятельностный (15 мин.)
Первичное закрепление материалаВремя:( 7 мин.)
1.Разрабатывают план дальнейшей самостоятельной деятельности, учитывая свои возможности
3.Работа групп по инструктивным картам
Работа в больших группах,распределение ролей
Заполняют предложенную таблицу по мере выступления группы
Выступление докладчика от группы
 Предлагает каждой подгруппе инструктивные карты исследовательской работы
Выполняет роль консультанта по образовательному запросу обучающегося.
Организует три группы для создания образов трех объектов(мукора,пеницилла,дрожжей) Организует работу по воспроизведению полученных знаний на уроке
- предлагает заполнить таблицу  Технологическая карта самостоятельной работы
Задания и варианты их выполнения.
 Карточка №1 
Практикум: «Строение плесневого гриба мукора, пеницилла и дрожжей»
Цель: закрепить умения работать с микроскопом,  научиться готовить микропрепараты и рассматривать  их под микроскопом, находить особенности строения мукора в сравнении с пенициллом, строение дрожжей»
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, пинцет медицинский, припаровальные иглы, пипетка, стаканы с водой, ватные палочки, кусочки хлеба с плесенью. готовый раствор выращенных дрожжей.
 Изучение  строения гриба мукора и пеницилла (выберите один из вариантов).
I вариант
1.Приготовьте микропрепарат гриба мукора. (Приготовление микропрепарата гриба мукора: Аккуратно, с помощью препаровальной иглы и пинцета, взять часть плесени с кусочка хлеба и поместить в каплю воды на предметном стекле, накрыть покровным стеклом.Рассматривать готовый микропрепарат под увеличением 0,4.)
Рассмотрите строение гриба мукора
Сравните с рисунком из учебника
Сравните с готовым препаратом
Зарисуйте и подпишите увиденное с рис учебника,слайдомИзучите строение пеницилла по тексту учебника
Найдите отличие мукора от пеницилла, пользуясь учебником и слайдом,сделав записи в тетради
Прочитав дополнительный источник информации, узнайте историю открытия и значение пеницилла(можно ли лечить плесенью?),выпишите вред и пользу плесневых грибов
 
II вариант
Рассмотрите готовый микропрепарат гриба мукора
Сравните с рисунком из учебника (стр.20)
Зарисуйте и подпишите увиденное с рис учебника и слайдом
Изучите строение пеницилла по тексту учебника
Найдите отличие мукора от пеницилла, пользуясь учебником и слайдом, сделав записи в тетради
Прочитав дополнительный источник информации, узнайте историю открытия и значение пеницилла(можно ли лечить плесенью?),выпишите вред и пользу плесневых грибов
Предложите пути защиты от плесневых грибов.
 
III вариант
Используя рисунок учебника на стр.20 рассмотрите строение гриба мукора и пеницилла, найдите отличие.
Найдите в тексте учебника информацию о значении гриба мукора и пеницилла Карточка №2 
Практикум: «Строение плесневого гриба мукора, пеницилла и дрожжей»
Цель: закрепить умения работать с микроскопом,  научиться готовить микропрепараты и рассматривать  их под микроскопом, находить особенности строения мукора в сравнении с пенициллом, строение дрожжей»
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, пинцет медицинский, припаровальные иглы, пипетка, стаканы с водой, ватные палочки, кусочки хлеба с плесенью. готовый раствор выращенных дрожжей.
Изучение  строения дрожжей
(выберите один из вариантов).
I вариант
Приготовьте микропрепарат готовых выращенных дрожжей ( Приготовление микропрепарата дрожжей.С помощью пипетки поместите каплю раствора дрожжей на ватные нити напредметном стекле, Накрыть покровным стеклом. Рассматривать готовый микропрепарат при увеличении 0,4). Сравните с рисунком из учебника (стр.21)
Зарисуйте и подпишите увиденное.Есть ли у дрожжей мицелий?
Найдите в тексте учебника информацию о значении дрожжей
II вариант
Рассмотрите готовый микропрепарат дрожжей
Сравните с рисунком из учебника (стр.22)
Зарисуйте и подпишите увиденное. Есть ли у дрожжей мицелий?
III вариант
Используя рисунок учебника на стр.22 рассмотрите строение дрожжей. Зарисуйте и подпишите увиденное.
Цель:провести анализ и сравнение мукора,пеницилла и дрожжей научиться описывать живые объекты (грибы и дрожжи); продолжить работу по формированию исследовательских навыков и умений.
Каждой мини-группе учитель выдает часть листа ватмана,пластилин и предлагает следующий вид работы – используя текст учебника и представленный перечень терминов в таблице составить образ мукора, пеницилла и дрожжей. Для этого необходимо выбрать те термины, которые соответствуют определенному виду гриба и дрожжей. Каждая группа составляет образ одного из трех объектов.
Условия выполнения задания: учащимся необходимо закрепить за каждым столбцом ответственного за заполнение и выбрать одного докладчика.
Каждая строка таблицы от мини-группы вывешивается на доске.
Таблица «Плесневые грибы и дрожжи»
Название живого объекта Строение(модель из пластилина) Где живут Чем питаются Как размножаются Значение
КонтрольВремя:(5 мин. ) Проводят самоконтроль и самооценку образовательного продукта.  Совместно с учащимися корректирует ответы и оценивает деятельность учащихся Цель: выявление правильности выполнения и оформления лабораторной работы
Учащимся необходимо оценить сначала самого себя, затем провести взаимоконтроль 
В паре проверяют оформление работы, сверяя
с ответами на слайдах, оценивают друг друга
Формы контроля и оценки результатов урока.
 Учащиеся совместно с учителем проверяет качество приготовленного микропрепарата, рисунков и надписей.
Оценка «5» за I вариант, выполненный без единой ошибки.
Оценка «4» за I вариант с допущением 1-2 ошибок,
за II вариант выполненный без ошибок.
Оценка «3» за выполненный I вариант с допущением 3-4 ошибок;
  за выполненный II вариант с 1-2 ошибками; 
за выполненный III вариант без ошибок или не более 1 ошибки
Рефлексия Время:(5 мин.) Рефлексируют по результату (образовательному продукту) своей деятельности. Предлагает выполнить рефлексию своей деятельности.
 Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС- формулы:
П-позиция(Я считаю, что плесневые грибы….,а дрожжи можно применить….)
О-объяснение-обоснование(Потому что мукор и пеницилл появляются …,а дрожжи…)
П-пример.Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере...»
С-следствие. Четвёртое предложение ( следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...»