Статья Лингвистическая грамотность, как одно из условий формирования коммуникативной компетенции.


Лингвинистическая грамотность, как одно из условий формирования коммуникативной компетенции.
Вначале было слово…
В современном мире с его обилием информации, с поразительной скоростью развития различных наук, невозможно научить школьника всему тому, что ему пригодится в его взрослой завтрашней жизни. Поэтому, как сейчас принято говорить, современная школа должна учить ребёнка тому, чего ещё нет. Следовательно, учить надо не готовым знаниям, а приёмам их получения. Во все времена одним из главных источников знаний являлось слово: сперва устное, а затем письменное. Но не секрет, что интерес к чтению у современных школьников невысок. Проблему усугубляют: высокий темп современной жизни, когда на живое общение остается очень мало времени; и доступность общения виртуального. ( СМС, социальные сети и пр.) В результате дети, подростки, а затем и взрослые люди утрачивают умение РАЗГОВАРИВАТЬ и СЛУШАТЬ. Слушать так, чтобы услышать и понять собеседника. Разговаривать так, чтобы быть понятыми. В прошлом веке правильной, грамотной речи учила не только школа, но и книги, телевидение, театр. Благодаря каждодневному слушанию и чтению у многих формировалась привычка правильно использовать устную и письменную речь, что часто называли врождённой грамотностью. Что же мы наблюдаем сейчас? Неправильное произношение слов, неверное ударение, сокращения, уродующие красоту слова, неоправданное замещение русских слов иностранными, которые в свою очередь тоже подвергаются сокращению.
Кто-то может подумать, что цель статьи – защита классического, академического (читай неживого) языка. Нет, точнее, не совсем нет. Меня беспокоит другое. Мы – люди - перестаём общаться, зачастую, так называемое общение представляет собой обмен информацией, а то и просто сброс информации, не воспринимаемой другим человеком. Мы произносим слова, не озабочиваясь, понятны ли собеседнику. Слушаем, но не слышим и не понимаем. Это, на мой взгляд, одна из важнейших проблем современной школы, да и общества в целом. И если, сегодня не попытаться её решить, завтра она станет ещё серьёзней.
В свете вышесказанного становится особенно отчётливо видна необходимость формирования у учащихся такой ключевой компетенции, как коммуникативная. Хочу поделиться своими наработками в этой области, возможно, мой опыт покажется кому-то полезным и интересным.
Коммуникативная компетенция может сформироваться только в процессе общения школьников с учителем и, что особенно важно, в процессе общения с другими учащимися. Роль учителя же – грамотно организовать это общение в ходе обучения. Все известны классические формы групповой работы, широко применяемые многими учителями. Я же после периода поисков и проб остановилась на взаимоопросе. Технология такова. Учащиеся получают в качестве домашней работы задание подготовить определённое количество вопросов с ответами по конкретному параграфу или теме. На следующем уроке они задают свои вопросы друг другу по цепочке. Заранее мы оговариваем «правила игры»
Обязательно обращение друг другу по имени.
Идёт диалог, остальные только слушают.
Учитель вмешивается в диалог в крайнем случае. Учитель – наблюдатель.
Если вопрос непонятен, отвечающий имеет право услышать его ещё раз и, возможно, в другой формулировке.
Отвечающий может пользоваться любым источником информации, в том числе и помощью кого-то из класса, кто поднятием руки выказывает готовность помочь. При этом, получив помощь, ученик должен затем ответить задавшему вопрос.
Цель вопроса не показать своё превосходство, поэтому задающий имеет право на подсказку, если не получил нужного ответа.
Когда ответ получен, автор вопроса оценивает его, хвалит и благодарит собеседника.
Данную форму работы я впервые опробовала в 10-х классах три года назад. Что-то менялось, что-то дополнялось, в частности появились правила, сформулированные выше. Сегодня практикую такие задания в классах с 9-х по 11-е и убеждена в их необходимости и эффективности. Взаимоопрос по заготовленным дома вопросам позволяет мне как учителю выявить многие слабые места в изучении физики у учащихся, и так же их некоторые личностные проблемы.
На первых порах учащиеся в большинстве своём испытывают затруднение называть друг друга по имени, благодарить за диалог. Это значит, что для них проблема построить диалог со знакомым и тем более незнакомым человеком.
Вначале учащимся эта форма работы показалась очень простой, и они искренне недоумевали, почему учитель «придирается» к словам, к построению фразы. «Это же не урок русского языка»
Ученики, испытывающие трудности в изучении физики, как правило, формируют вопрос из предложения, «выдернутого» из параграфа. При этом часто нарушается причинно-следственная цепочка.
Ребенку достаточно трудно оценить ответ собеседника. Зачастую ученики не считают ответ верным, если он сформулирован не «их» словами.
Ситуация, когда собеседник не понимает простого с точки зрения спрашивающего вопроса, ставила в тупик: что делать? Как продолжить диалог?
С другой стороны школьники охотно выполняют подобные задания, с удовольствием общаются на уроке друг с другом, гораздо охотнее предлагают помощь, попавшему в затруднение однокласснику.
Какие плюсы я вижу? Во-первых, чтобы задать вопрос, необходимо вдумчиво прочитать и понять материал параграфа или темы.
Во-вторых, чтобы оценить ответ другого, его необходимо понять, а для этого как минимум, услышать и осознать услышанное.
В- третьих вовремя диалога все учащиеся активны: услышав вопрос, все начинают искать и формулировать ответ, чтобы в случае необходимости помочь отвечающему.
В- четвёртых, на уроке создаётся дружеская эмоциональная обстановка, даже слабые ученики не боятся отвечать, т. к. всегда могут рассчитывать на помощь одноклассников.
Чтобы поддержать интерес к данной форме работы формулирую задание по-разному.
Например:
Сформулируйте 5 интересных вопросов.
Задай вопрос учителю.
Придумай вопросы с подвохом, вопрос-ловушка. И т. д.
Данная работа обязательно оценивается, даже если ученик не смог задать свой вопрос, он может сдать работу в письменном виде. В этом случае учителем оцениваются и сами вопросы, и подготовленные на них ответы. В последствии я использую некоторые из них на следующих уроках при опросе, а также на зачете по данной теме. На первых порах я как учитель довольно часто вмешиваюсь и предлагаю оценить сам вопрос: насколько он грамотен с точки зрения русского языка и физики; насколько он понятен, насколько интересен. При необходимости мы вместе перерабатываем вопрос. Постепенно у школьников вырабатывается навык формулировать вопросы грамотно, появляется умение оценивать ответ, умение грамотно вести диалог, умение общаться. И тогда учитель постепенно всё больше «уходит в тень», предоставляя ученикам самим вести обучающий диалог.
Известно, что коммуникативная компетентность является одной из ключевых, т.е. овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни, и по словам моих учеников работа с вопросами по предложенной мною технологии им в этом помогает.

Михайлова Э. Ю. учитель высшей категории МОУ СОШ №1 г. Кондопоги, Карелия.