«Интеллектуально-деятельностное развитие младшего школьника в условиях введения ФГОС»


Учитель начальных классов МБОУ «Школа №73» Клинова Л. М.
1 СЛАЙД
«Интеллектуально-деятельностное развитие младшего школьника в условиях введения ФГОС»
2 СЛАЙД
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца как условие успешной самореализации в жизни. Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета реализацию системно - деятельностного подхода в обучении. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Преемственность между детским садом и начальной школой заключается в формировании у дошкольников логического мышления и предпосылок к интеллектуальному развитию в учебной деятельности.
На этом этапе подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестает быть познавательным и развивающим для учеников. Но в то же время дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы.
3 СЛАЙД
Ведущим принципом преемственности дошкольного и начального образования является приоритет личностного развития:
для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу;
для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения.
4 СЛАЙД
Самоценности каждого периода таковы:
Дошкольнику - продуктивные виды деятельности, игра.
Школьнику— осознанное обучение, учебная деятельность, в процессе освоения которой у ребенка формируется понятийное мышление, произвольность и рефлексия.
5 СЛАЙД
Такое понимание преемственности дошкольной и школьной систем образования предполагает общую направленность на развитие способностей ребенка:
1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика.
2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих задач, как средств, позволяющих, быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной.
3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка.
6 СЛАЙД
Радикальные изменения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, то есть интеллектуально развитых людей. Мышление становится основой обучения.
7 СЛАЙД
Показателями сформированности творческих способностей младших школьников являются:
Уровень развития психических механизмов внимания, памяти, воображения.
Уровень развития мышления ученика, который определяется степенью сложности умственных действий.
Владение приемами поисковой и творческой деятельности.
8 СЛАЙД
Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Учёные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности» невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих познавательных задач не принесёт желаемого результата. Поэтому я разработала систему занятий курса «Учусь учиться», которые позволяют формировать потребность в творческой деятельности и развивать всё многообразие интеллектуальных возможностей ребёнка. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичнее, насыщенной и менее утомительной. Занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время.
Курс нацелен на интеллектуально – деятельностное развитие младших школьников, который включает:
9 СЛАЙД
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль);
развитие памяти (формирование навыков запоминания, развитие смысловой памяти);
развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
развитие личностной сферы.
Все занятия проходят в игровой форме, так как именно игра помогает первокласснику легко и быстро усвоить материал, оказывает благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Каждое занятие мы начинаем с «мозговой гимнастики» - упражнений, для улучшения мозговой деятельности, профилактики нарушения зрения. Также такие упражнения повышают устойчивость внимания, при этом увеличивается объём памяти.
При выполнении заданий учащимися, я имею возможность выяснить, в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил.
Так задания:
«Найди общее название»; (слайд)
«Раздели на группы»; (слайд)
«Замени одним словом»; (слайд)
«Найди лишнее слово» (слайд)
направлены на развитие вербально - логического мышления, то есть таких качеств, как способность к классификации, абстрагированию. Задания:
«Допиши по аналогии»; (слайд)
«Вставь слово или число» (слайд)
направлены на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
Слайд
Задание «Шифровальщик» направлено на развитие внимания, ассоциативной памяти.
Задания:
«Найди слова в слове»; (слайд)
«Соедини половинки слов»; (слайд)
«Найди слова» (слайд)
учат обобщать, анализировать, сопоставлять, развивают внимание и наблюдательность.
Задания:
«Нарисуй такую же фигуру»; (слайд)
«Найди закономерность в составлении узора и продолжи» (слайд)
направлены на развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения, образного мышления и памяти. Учат ориентироваться на листе в клеточку.
СЛАЙД
Сейчас я предлагаю вашему вниманию видеофрагмент одного из занятий с использованием ИКТ.
СЛАЙД
Я развиваю у детей интеллектуальную деятельность также и на уроках. Так, например, на уроках математики в целях развития логического мышления предлагаю задачи, при решении которых ребёнок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения:
Задачи на логику; (слайд)
Поиск девятого; (слайд)
Игры с палочками; (слайд)
Поиск закономерностей; (слайд)
Ребусы. (слайд)
Слайд
Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задания очень важны для ученика, так как позволяют почувствовать успех и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Организация такой деятельности ориентирована на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей, что необходимо для реализации федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения.