Статья Развитие критического мышления младших школьников для формирования УУД


Развитие критического мышления младших школьников для формирования универсальных учебных действий через использование методов и приемов технологии формирования критического мышления на уроках чтения и письма
Основной из проблем Российского образования, которая учитывалась при разработке новых образовательных стандартов, является низкая культура чтения, и, как следствие, трудности обучения в школе, невозможность смыслового анализа текстов различных жанров. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию и формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться. Термин «информационная компетенция» также относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется, как навык деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
С этим термином тесно взаимосвязана «информационная грамотность».Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.
От уровня развития информационной компетенции во многом зависит способность школьника приобретать новые знания, умения и навыки, а в начальной школе и от уровня развития навыка чтения на этапе формирования указанной компетенции, но педагогический опыт показывает, что многие современные школьники не любят читать. В связи с этим проблема формирования навыка осознанного чтения вышла на первый план в работе учителей начальной ступени школьного образования.
Овладение чтением для ребенка 6-9 лет - процесс длительный и нелегкий, отнимающий много душевных сил и времени. И до тех пор, пока ребенок не научится читать быстро, а главное - осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радости и удовольствия.
Сформировать у учащихся навык осмысленного чтения, и все виды универсальных учебных действий помогает технология формирования критического мышления. Благодаря критическому мышлению, традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным и продуктивным. Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что надо заменить традиционное «накопительное» образование при котором головы учеников служат своеобразными «банковскими счетами, на которые учителя кладут знания, - на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами».
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли. Мыслить критически можно в любом возрасте. Даже у первоклашек накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Начинается критическое мышление с постановки вопроса и уяснения проблемы, которую нужно разрешить. В процессе проблематизации на уроке введения нового знания обеспечивается внутреннее восприятие учащимися цели с опорой на внутренние мотивы, «открытие нового знания», позитивные личностные изменения и самооценка деятельности.
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии формирования критического мышления и деятельностного метода обучения, превращает обучение в совместный и интересный поиск, тем самым повышая мотивацию ребенка и интерес к процессу чтения, и обучения в целом.
Технология критического мышления дает ученику:
повышение эффективности восприятия информации, умение критически мыслить для формирования значительной части познавательных УУД;
повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, умение ответственно относиться к собственному образованию для формирования ценностно-смысловых личностных, регулятивных универсальных действий;
умение работать в сотрудничестве с другими, способствующее формированию коммуникативных УУД.
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ УРОКА
Организационный момент (самоопределение к деятельности)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Конечный результат: положительная эмоциональная направленность
Часто отсутствие результативности обучения связано с тем, что преподаватель строит обучение исходя из целей, поставленных им самим, подразумевая, что они будут приняты учащимися как собственные. Многие ученые-дидакты считают, что необходимо дать возможность самому учащемуся поставить цели обучения. Обычно человек усваивает лучше всего информацию по теме, о которой уже что-то знает.
Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.
Стадия вызова (актуализация знаний)
Цели и задачи этой стадии:
актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме для открытия «нового знания»
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;
мотивировать учащихся к учебной деятельности;
побудить к активной работе на уроке и дома;
Конечный результат: актуализированный опыт учащихся, активизированные знания, сформированный мотив, возникновение проблемной ситуации.
Стадия осмысления
Цели и задачи этой стадии:
обсуждение затруднений, построение проекта выхода из затруднения;
открытие учащимися «нового» знания;
формирование понимания и систематизации знаний, соотнесение старого с новым;
освоение способа работы с информацией;
поддержка целей, поставленных на стадии вызова;
Конечный результат: получение знания, сформированное понимание, усвоенный способ работы с информацией, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.
Стадия рефлексии (логическое завершение всех предыдущих действий)
Цели и задачи этой стадии:
присвоение учеником нового знания;
самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
создание целостного представления о предмете, расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности;
работа по оценке и самооценке развития учащихся на данном уроке.
Конечный результат: получение учащимися новых знаний, сформированность целостных представлений о предмете, поставленные проблемы на дальнейшее продвижение, выявленная оценка и самооценка результатов своей деятельности.
Критическое мышление – самостоятельное, когда человек формулирует свои идеи, высказывает свое суждение и оценку независимо от остальных. Формировать собственное мнение помогают таблицы:
«бортовой журнал», который состоит из двух колонок: «предположения» и «новая информация», «что уже знаю», «что узнал нового».
«Дневник»: первая колонка – цитата, вторая – комментарий к ней. На стадии осмысления в «дневник» добавляется колонка «вопросы к учителю».
«Концептуальная таблица» - используется для сравнения по нескольким категориям, «сводная» - на обобщающих уроках для работы в парах и т.д.
Одним из приемов технологии является «Синквейн» – это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилу: существительное, прилагательное, глагол, фраза или предложение, выражающее отношение к теме, синоним – суть темы.
Например, при изучении темы «Русские народные сказки», для определения значение слова сказка берутся: имя существительное – сказка, прилагательные – волшебная, бытовая, глагол – рассказывать, свое отношение – «сказка – ложь, да в ней намек», слово-синоним – фантазия, выдумка. Используется на стадии рефлексии.
В 1 классе используются несложные приемы технологии, например, «мозговой штурм» в форме игр на стадии «вызова»:
«Шифровальщики»: шифровальщик – учитель или сильный ученик, остальные отгадчики. Перестановка букв в слове: итнки – нитки, ански – санки.
«Угадай-ка»: угадывание по отрывку из сказки ее названия или в отрывке с перепутанными героями отгадать героев и их действия.
Вводится решение несложных ребусов, отгадывание загадок, метаграмм-загадок:
С «ч» над морем я летаю,
С «г» в машинах я бываю.(чайка-гайка)
Прием «мозговой штурм» позволяет активизировать мыслительную деятельность первоклассников, повышает мотивацию, формирует нестандартное мышление, учит высказывать свою версию ответа, обосновывать ее, формирует коммуникативные и творческие способности.
Применение приемов технологии «Критическое мышление» на уроках и во внеурочной деятельности очень эффективно. Абсолютная успеваемость выпускников начальной школы – 100%, качественная – 78%.
МОНИТОРИНГ ОСОЗНАННОСТИ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ
Год Техника чтения Осознанность чтения Выразительность чтения
2007-2008 50% 48% 48%
2008-2009 64% 60% 60%
2009-2010 68% 65% 65%
2010-2011
68% 60%
60%
Вдумчивое и осмысленное чтение дает высокие показатели при проверке осознанного чтения учащимися в четвертом классе. Применение технологии ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся. Показатели качественной успеваемости учащихся по литературному чтению стабильны и в 5 классе, то есть при переходе на следующую ступень обучения.
Таким образом, использование технологии критического мышления позволяет эффективно решать актуальные педагогические задачи, связанные с переходом на новые образовательные стандарты.
Библиографический список
1. Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. Описание технологии. Волгоград, 2007
2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. -СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. -СПб, 2003.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. №4.
Зайцев, С. В. Личностно ориентированное обучение младших школьников
//Директор школы.- 2005.-№3.-с.56-65, №4.-с.57-66.
Клустер Д. Что такое критическое мышление. -М. : ЦГЛ, 2005.
Развитие критического мышления через чтение и письмо // Библиотека в школе. 2001. №12.
Соколова Т. Е. Информационно поисковые умения. М.,2008. с.10, 11,13.
ФГОС: начальное общее образование ttp:// standart.edu..ru/catalog.aspx?CatalogId=959
Халперн Д. Психология критического мышления. -СПб., 2000