Конспект урока по биологии «Происхождение птиц. Археоптерикс».


Тема урока: Происхождение птиц. Археоптерикс.
Цель урока: сформировать представление о происхождении птиц.
Задачи урока:
Образовательные: обеспечить усвоение учащимися знаний о сходстве в строении птиц и пресмыкающихся; сделать вывод о происхождении птиц после ознакомления с археоптериксом; повторить знания учащихся о внешнем строении и частями скелета птиц.
Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, умения применять изученный материал, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; развивать культуру речи, навыки работыс дополнительной информацией; развивать критическое мышление.
Воспитательные: формировать коллаборативную среду, воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: интерактивная доска, ПК, учебная презентация «Происхождение птиц. Археоптерикс», фрагмент «Танец утят», раздаточный материал.
Используемые технологии: ИКТ, элементы ТКМ, технология рефлексии, оценивание в обучении.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Ученик А (сильный): руководство работой группы, взаимооценивание, резюмирование, выработка критериев оценки.
Ученик Б (средний): подготовка к совместной защите презентации.
Ученик В (слабый): помощь группе при совместном выполнении задания в зависимости от ведущего типа интеллекта.
Структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Огр.момент- 5мин.
2.Стадия вызова.
3. Стадия осмысления.
4. Обратная связь.
5. Рефлексия.
6.Домашнее задание.
7.Оценивание для обучения (формативное). Объединяет в группы сменного состава по изображениям разных птиц.
Напоминает о правилах работы в группе.
Знакомит с заданием:
впишите в кружки цифры, указывающие названия частей скелета птицы.
Контролирует выполнение задания.
Проблемный вопрос.
Что появилось раньше: курица или яйцо.
Постановка темы и целей урока.
Знакомит с заданием: рассмотрите рисунок, напишите, чем птицы отличаются по внешнему строению от пресмыкающихся. Какие признаки сходства можно отметить в их строении?
Знакомит с заданием «Мудрые совы»: Ты уже знаешь последние новости? Запишите информацию, которая является для вас новой.
Главная жизненная мудрость.
Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой.
Приглашает ученика, выполнившего опережающее задание по теме.
Знакомит с заданием. Прием «Коробка вопросов».
Составьте вопрос по изученной теме для своих одноклассников. Отвечать на них будем на следующем уроке.
Знакомит с заданием.
Оцени, трудным ли был урок. Твое настроение в конце урока.
Поясняет домашнее задание: подготовить сообщения на тему «Многообразие птиц».
Предлагает наблюдателям оценить активность членов групп. Объединяются в группы по 5 человек. Выбирают командира «Босс», наблюдателя, «Контроль за временем».
Вспоминают правила работы в группе.
Слушают учителя. Выполняют работу в группе. Командир руководит работой группы. Взаимооценивание (прием «Карусель»). Проверка по правильному образцу.
Наблюдатель фиксирует активность членов группы.
Отвечают, приводят аргументы.
Участвуют в постановке темы и целей урока.
Слушают учителя.
Работают в группе, выполняют задание.
Защита работы.
Самооценивание по критериям.
Слушают учителя.
Индивидуальная работа с текстом.
Обсуждение в группе.
Презентация работы.
Ученик рассказывает об археоптериксе, используя презентацию.
Остальные внимательно слушают, так как им нужно будет выделить интересные факты.
Слушают учителя. Составляют вопросы. Опускают листочки с вопросом в «Коробку вопросов».
Выполняют задание.
Записывают задание в дневники.
Наблюдатели дают анализ работы учеников.
Впишите в кружки цифры, указывающие названия частей скелета птицы.
1-череп; 2-шея; 3-киль; 4-кисть; 5-предплечье; 6-плечо; 7-таз; 8-бедро; 9-голень; 10-цевка; 11-стопа; 12-грудина; 13-ключица.

Критерии оценивания:1.Форма тела-1 балл 3 балла «5»2.Части тела-1 балл 2-2.5 балла «4»3.Покров-1 балл 1-1.5 балла «3»