Информатика 7 класс (рабочая программа 2 часа в неделю)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, авторской программы основного общего образования по информатике (7-9 класс) (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.). В соответствии с базовым учебным планом, курс предмета информатика и ИКТ в 9 классе рассчитан на изучение общим объёмом 70 учебных часов в год (основное количество часов – 70, резервное время – 2 часа) по 2 часа в неделю.
Класс Количество часов
в неделю в год
9 2 70
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ:
Передача информации в компьютерных сетях – 10 часов
Учащиеся должны
Знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование – 5 часов
Учащиеся должны
знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных – 12 часов
Учащиеся должны
знать:
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере – 10 часов
Учащиеся должны
знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Управление и алгоритмы – 10 часов
Учащиеся должны
знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Программное управление работой компьютера – 13 часов
Учащиеся должны
знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Информационные технологии и общество 4 часов
Учащиеся должны
знать:
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Образовательная программа ориентирована на использование пособий для учителя:
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.
Информатика и ИКТ задачник-практикум в 2 частях / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Для ученика:
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.
Информатика и ИКТ задачник-практикум в 2 частях / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№ Тема урока Вид занятий Оборудование Практика Контроль знаний Домашнее задание Дата
1 Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. Теория Учебник, ЦОР § 1, 3 Д/з№1 2 Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами Практика Компьютер, ЦОР Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами Выполнение итогового практического задания №1 § 1 3 Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Теория Учебник, ЦОР § 2 Д/з №2 4 Работа с электронной почтой Практика Компьютер, ЦОР Работа с электронной почтой. Выполнение итогового практического задания №2 § 2 5 ИнтернетСлужба WorldWideWeb. Способы поиска информации в Интернете Теория Учебник, ЦОР § 4, 5 Д/з№3 6 Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Практика Компьютер, ЦОР Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Выполнение итогового практического задания №3 § 4 7 Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем Практика Учебник, компьютер, ЦОР Выполнение итогового практического задания №4 Кроссворд по теме «Компьютерные сети» § 5 8 Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора Практика Компьютер, ЦОР Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора Выполнение итогового практического задания №5 Тренировочный тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях» § 5 9 Итоговая практическая работа по теме «Интернет» Теория Учебник, ЦОР Итоговая практическая работа по теме «Интернет» Выполнение итогового практического задания №6 § 4, 5 10 Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» Практика Компьютер, ЦОР Итоговый тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях» § 1 - 5 11 Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели Теория Учебник, ЦОР Интерактивный задачник , раздел «Графические модели» § 6, 7 Д/з№4 12 Табличные модели. Теория Учебник, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели» § 8 Д/з№5 13 Информационное моделирование на компьютере Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Кроссворд по теме «информационное моделирование» § 9 Д/з№6 14 Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью Теория Учебник, ЦОР Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью Выполнение итогового практического задания №7 Тренировочный тест к главе 2 «Информационное моделирование» § 9 15 Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». Теория Учебник, ЦОР Итоговый тест к главе 2 «информационное моделирование» §6 - 9 16 Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных Практика Компьютер, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных» § 10 Д/з№7 17 Назначение СУБД. Теория Учебник, ЦОР Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. Выполнение итогового практического задания №8 § 11 18 Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Теория Учебник, ЦОР § 12 Д/з№8 19 Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере Практика Компьютер, ЦОР Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере Выполнение итогового практического задания №9 § 12 20 Условия поиска информации, простые логические выражения Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Поиск данныч в БД» § 13 Д/з№9 21 Формирование простых запросов к готовой базе данных Теория Учебник, ЦОР Формирование простых запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №10 § 13 22 Логические операции. Сложные условия поиска Практика Компьютер, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах» § 14 Д/з№10 23 Формирование сложных запросов к готовой базе данных Практика Компьютер, ЦОР Формирование сложных запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №11 § 14 24 Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки Компьютер, ЦОР Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»
Кроссворд по теме : «СУБД и базы данных» § 15 Д/з№11 25 Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение Выполнение итогового практического задания №12 § 15 26 Итоговая работа по базам данных Теория Учебник, ЦОР Итоговая работа по базам данных Выполнение итогового практического задания №13 Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных» § 10 - 15 27 Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». Итоговое Компьютер, ЦОР Итоговый тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных» §10 - 15 28 Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера Теория Учебник, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» § 16 Д/з№12 29 Представление чисел в памяти компьютера Практика Компьютер, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Представление чисел»
Тренировочный тест «Двоичная система и представление числе в памяти компьютера» § 17 Д/з№13 30 Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц. Теория Учебник, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «электронные таблицы. Запись формул» § 18, 19 Д/з№14 31 Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Практика Компьютер, ЦОР Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Выполнение итогового практического задания №14 §18, 19 32 Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в электронных таблицах» § 20 Д/з№15 33 Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц Практика Компьютер, ЦОР Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц Выполнение итогового практического задания №15 Тренировочный тест «Формулы в электронной таблице» § 20 34 Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. Практика Компьютер, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Логические формулы в электронных таблицах» §21, 22 Д/з№16 35 Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. Практика Компьютер, ЦОР Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. Выполнение итогового практического задания №16 § 21, 22 36 Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели Теория Учебник, ЦОР Кроссворд по теме «Эленктронные таблицы»
Тренировочный тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере» § 23, 24 Д/з№17 37 Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». Практика Компьютер, ЦОР Итоговый тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере» § 16 - 24 38 Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. Теория Учебник, ЦОР § 25, 27, 28 Д/з№19 39 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания. Практика Компьютер, ЦОР Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания. Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Линейные алгоритмы» § 28 40 Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. Теория Учебник, ЦОР § 29 41 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания. Практика Компьютер, ЦОР Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания. Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Вспомогательные алгоритмы» § 29 Д/з№20 42 Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием , ЦОР § 26, 30 Д/з№18 43 Работа с циклами. Теория Учебник, ЦОР Работа с циклами. Выполнение практического задания Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Циклические алгоритмы» § 30 Д/з№21 44 Ветвления. Использование двухшаговой детализации Теория Учебник, ЦОР § 31 45 Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений Практика Компьютер, ЦОР Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлениями»
Кроссворд по теме «Управление и алгоритмы» § 31 46 Зачётное задание по алгоритмизации. Теория Учебник, ЦОР Тренировочный тест к главе 5 «Управление и алгоритмы» §25 - 31 Д/з№22 47 Тест по теме «Управление и алгоритмы» Практика Компьютер, ЦОР Итоговый тест к главе 5 «Управление и алгоритмы» 48 Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных Компьютер, ЦОР §32, 33 Д/з№23 49 Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы. Теория Учебник, ЦОР Выполнение практического задания №19 § 34, 35 Д/з№24 50 Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания . Теория Учебник, ЦОР Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания . Выполнение практического задания №20 § 35 51 Оператор ветвления Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Выполнение практического задания №21 §36, 37 Д/з№25 52 Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Теория Учебник, ЦОР Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Выполнение практического задания №22 § 38 Д/з№26 53 Логические операции на Паскале Практика Компьютер, ЦОР Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций Выполнение практического задания №22 §37, 38 Д/з№26 54 Циклы на языке Паскаль Теория Учебник, ЦОР Выполнение практического задания №23 §39, 40 55 Практика Компьютер, ЦОР Разработка программ c использованием цикла с предусловием Выполнение практического задания №24, 25 §39 Д/з№27 56 Одномерные массивы в Паскале Теория Учебник, ЦОР §41, 42 57 Практика Компьютер, ЦОР Разработка программ обработки одномерных массивов Выполнение практического задания №26, 27 §41, 42 Д/з№28 58 Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве Практика Компьютер, ЦОР Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве Выполнение практического задания №32 Тренировочный тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера»
Кроссворд по теме «Программное управление работой компьютера» § 43 59 Робработка массивов , ЦОР Выполнение практического задания №30, 31 Часть 2, §6,1-6,2 60 Тест по теме «Программное управление работой компьютера». Теория Учебник, ЦОР Итоговый тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера» § 32 - 43 61 Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления Теория Учебник, ЦОР §44, 45 62 История ЭВМ и ИКТ Теория Учебник, ЦОР § 45 - 47 Д/з№29 63 История ЭВМ и ИКТ Практика Компьютер, ЦОР § 45 - 47 Д/з№29 64 Основы социальной информатики Теория Учебник, ЦОР Кроссворд по теме «Социальная информатика» § 48, 49 65 Тест по теме «Информационные технологии и общество» Теория Учебник, ЦОР Итоговый тест к главе 7 «Информационные технологии и общество» § 44 - 49 66 Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл Практика Компьютер, ЦОР Тренировочный тест по курсу 9 класса Учебник 9 кл. 67 Итоговое тестирование по курсу 9 класса Теория Учебник, ЦОР Итоговый тест по курсу 9 класса Тренировочный тест по курсу 8-9 класса 68 Повторение изученного за курс 8-9 классов Практика Компьютер, ЦОР Итоговый тест по курсу 8-9 классов Учебник 9 кл. 69 Повторение изученного за курс 8-9 классов 70 Повторение изученного за курс 8-9 классов