Родительское собрание на тему: «Здоровое питание–условие хорошей успеваемости»


Родительское собрание на тему:
«Здоровое питание–условие хорошей успеваемости»
Цель: формирование у родителей представление о значимости правильного питания как составной части успеваемости.
Задачи:
развивать представления родителей о правильном питании, его значимости для здоровья детей и успешного обучения;
формировать представление о том, что здоровье человека во многом зависит от его образа жизни и поведения;
воспитывать ответственное отношение родителей к здоровью детей;
путем анкетирования получить данные о характере домашнего питания школьников;
дать рекомендации по правильному питанию детей;
изготовить буклеты для родителей о здоровом питании
Форма организации: родительское собрание
Ход собрания
Мотивация деятельности
- Здравствуйте, уважаемые родители, я рада приветствовать вас в нашей школе. Пусть наша встреча не пройдет бесследно, а оставит только положительные впечатления и эмоции.
Вступительное слово
- Послушайте притчу.
Шел по дороге прохожий. Шел он издалека, сильно устал, был очень голоден, а в кармане у него не было ни гроша. Постучал он в первый повстречавшийся ему на пути дом и попросил у хозяйки что-нибудь поесть:- Я умираю от голода, - сказал он. - Денег у меня нет, но я могу заплатить тебе за еду более ценным, чем деньги. Я раскрою тебе секрет одного драгоценного лекарства, которое может исцелить умирающего. До сих пор я никому не говорил о своей тайне, но если я умру, секрет мой умрет вместе со мной и никто о нем не узнает. Покорми меня, и я расскажу тебе о нем.Хозяйка не заставила себя долго упрашивать и поспешила подать на стол. А когда гость насытился, подала ему перо, бумагу и сказала:
- Теперь пиши свой рецепт!
- О! Это очень нужное и драгоценное лекарство, - ответил на это прохожий, - я расскажу тебе, но записывать на бумагу не надо. Следуй за мной! Ты увидишь все сама!
Гость и хозяйка вышли из дома, и пошли по дороге. Спутник молчал, и хозяйка забеспокоилась:
- Ну, скоро ли мы придем?
 - Осталось еще немного пройти. Ты все увидишь своими глазами, я дам рецепт в твои собственные руки.
Когда они подошли к полю, на котором созрел рис, прохожий остановился, вырвал один колосок и протянул его женщине.
- Вот и чудо, о котором я тебе говорил. Это лекарство спасает людей. Ведь подумай, если бы не было риса - я умер бы, не дожив до сегодняшнего дня.
Хозяйка оторопела: все оказалось простым, а она ждала чуда. Она смотрела на рисовое поле, как будто в первый раз видела его. А человек продолжал:
- Верно, я говорю? Это драгоценное лекарство спасло многих людей, постарайся и ты иметь его побольше. Сказал так прохожий, поклонился женщине и опять зашагал по дороге.
 
Вам понравилась притча?
Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о питании наших детей. Своё собрание я хотела бы начать с такого афоризма:
Чем проще пища, тем она приятнее - не приедается, тем здоровее и тем всегда и везде доступнее. Л.Н. Толстой
Сегодня мы поговорим о том, как питаются наши дети, как их питание влияет на успеваемость, и чем мы можем помочь, чтобы ребята росли здоровыми и хорошо учились.
Я думаю, вам будет интересно узнать, почему именно питание стало темой нашего собрания.
Наблюдая за питанием детей во время завтрака, я увидела, что лишь 30% детей едят кашу, не все дети любят творожные запеканки. Печенье и вафли предпочитают булке с маслом.
Я решила серьезнее изучить вопрос питания детей. Проанализировав анкеты учеников и их родителей, получила следующие результаты.
Оказывается, что 60% детей завтракают до школы дома. 50% детей не каждый день едят каши. 55% детей ежедневно не получают в питании фруктов и свежих овощей.
Значит, не все так хорошо в организации питания младших школьников.
Чтобы решить данную проблему мы и поговорим сегодня о том, как должно быть организовано питание наших детей, чтобы они были здоровыми.
Создание проблемной ситуации
На ваш взгляд, что такое здоровое питание? (Выслушиваются мнения родителей).
Работа по теме собрания
Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни. С давних времен люди понимали огромное значение питания для здоровья. Выдающийся ученый Востока Авиценна считал пищу источником здоровья, силы, бодрости, а русский физиолог Мечников И.И. полагал, что люди преждевременно стареют и умирают в связи с неправильным питанием и что человек, питающийся рационально, может жить 120-150 лет. Раньше продолжительность жизни была короче, чем сейчас. Но уже в те далёкие времена древние греки, например, мало болели, но долго жили. Отчего же им так везло?
(Пищу ели растительную, мясо употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались).
Организм школьника расходует много энергии, которая необходима для работы сердца, желудка, печени и других органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, работа за компьютером также требуют расхода энергии. Особенно с большими энергетическими затратами связаны подвижные игры, занятия физкультурой и спортом. Чтобы всегда пополнять энергию, необходимую для работы, для жизни, человек должен регулярно питаться. У детей и подростков в школьный период наблюдаются интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма, деятельности нервной и сердечнососудистой системы, головного мозга. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Пищевой рацион школьника должен покрывать все энергетические потребности, связанные с бурным ростом организма и интенсивной жизнедеятельностью детей. Очень часто это происходит, в основном за счет потребления большого количества продуктов с высоким содержанием жира и сахара, что может привести к развитию в будущем ожирения, кариеса, гиповитаминозов.
Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
По данным всероссийской диспансеризации детского населения 2012 года (диспансеризация проходит 1 раз в 10 лет) из 30 млн. 400 тыс. детей болезнями органов пищеварения страдают 24,7%. Статистика неутешительная.
Чтобы устранить нарушения режима питания (60 % детей не соблюдают его) взрослым необходимо помнить: дети в младшем школьном возрасте должны питаться 4-5 раз в день. Основные правила питания: разнообразие, умеренность и своевременность.
Перед собранием мы провели анкетирование родителей.
Завтракает ли ваш ребёнок?
Из каких продуктов состоит завтрак?
Бутерброд, омлет, каша, йогурт, хлопья с молоком, чай.
Сколько раз в день питается ваш ребёнок?
Питается ли ваш ребёнок "мусорной пищей"? (фаст-фуд)
Любимая пища вашего ребёнка?
Изучив пищевой рацион школьников, я выяснила, что большинство учеников питаются неправильно. Мало поступает в организм ребенка овощей и фруктов, крупяных изделий, рыбных продуктов. Поэтому горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.
Некоторые родители считают, что школьное питание  недостаточно питательным  и вкусным  или дорогим, и предпочитают в лучшем случае давать ребенку свой  бутерброд. Дети, особенно младшего возраста, съедают его в сухомятку, часто в неположенное время, а иногда и вовсе забывают покушать. Все это приводит к нарушениям режима питания и развитию различных заболеваний.
Воспитать у детей привычку и вкус к здоровой пище дело нелегкое, требующее терпения, настойчивости и твердости. Не все дети любят то, что полезно. Часто они отказываются от молока, рыбных, овощных блюд, предпочитая сладости, закуски. Да и родители нередко стремятся дать детям дорогостоящие деликатесы в ущерб необходимой «норме» молока, творога, рыбы, забывая или не зная, что изысканный продукт или блюдо нередко по своему химическому составу уступает «простой» обыденной пище. Ребенка нужно приучать есть все блюда, которые готовятся в семье, или предлагаются в составе школьного завтрака или обеда. Конечно, нельзя полностью лишать детей конфет, пирожных, мороженого. Сладости следует давать во время приема пищи: например, на десерт можно предложить ребенку мороженое, к чаю пастилу, мармелад, мед, повидло, пирог, кусок торта.
К чему же ведет недостаток веществ?
Недостаток белков в организме приводит к общему ухудшению состояния организма, что можно понять по таким симптомам:
снижается работоспособность
падает иммунитет
ухудшается состояние кожи, ногтей, волос
развивается атрофия мышц
нарушается работа поджелудочной железы, печени, тонкой кишки, нервной и эндокринной систем
нарушаются процессы обмена и транспорта веществ в организме
Белки содержатся в таких продуктах как мясо, рыба, яйца, сыр, молоко, хлеб, картофель, фасоль, соя, горох.
Недостаточное поступление в организм жира может привести к нарушению центральной нервной системы, ослаблению иммунобиологических механизмов, изменениям в почках, коже, органах зрения. Жиры в достаточном количестве содержатся в таких продуктах питания, как яйца, печень, мясо, сало, рыба, молоко. Для детского питания очень хорошим источником жиров является сливочное масло. Ценны также и растительные жиры.
Углеводы являются основным источником энергии. Людям, занятым умственным или легким физическим трудом, требуется небольшое количество углеводов; при выполнении значительной физической работы и занятиях спортом потребность в углеводах увеличивается. Людям, склонным к полноте, можно снижать в пищевых рационах количество углеводов без особого ущерба для здоровья. Наиболее богаты углеводами растительные продукты: хлеб, крупы, макароны, картофель. Чистым углеводом является сахар.
Витамины — это такие вещества, которые совершенно необходимы организму в минимальных количествах для поддержания жизни. Длительное отсутствие витаминов в питании приводит к авитаминозу, но чаще встречаются гиповитаминозы, развитие которых связано с недостатком витаминов в пище; это особенно заметно в зимние и весенние месяцы. Большинство гиповитаминозов характеризуется общими признаками: повышается утомляемость, наблюдается слабость, апатия, снижается работоспособность, падает сопротивляемость организма.
Организм человека нуждается также в систематическом снабжении минеральными солями. Среди них - соли натрия, калия, кальция, магния, фосфора, хлора, которые относятся к микроэлементам, так как они необходимы ежедневно в сравнительно больших количествах, и железо, цинк, марганец, хром, йод, фтор, которые необходимы в очень малых количествах. Ягоды, фрукты, овощи - источники многих важных для организма веществ: витаминов, особенно витамина С, минеральных солей.
Потребность детского организма в воде выше, чем у взрослого человека, так как рост клеток возможен только при наличии воды. Взрослому на 1кг массы тела требуется 40 мл воды в сутки, а ребенку 6-7 лет - 60 мл. Поэтому пищевой рацион должен быть составлен так, чтобы в каждый прием пищи ребенок получал обязательно одно жидкое блюдо.
Таким образом, чем более разнообразным будет пищевой рацион, чем более широкий ассортимент пищевых продуктов он будет включать, тем больше вероятность, что организм получит все необходимые ему вещества.
Учёными доказано, что многие продукты питания напрямую влияют на успеваемость.
Так, чтобы лучше запоминать, надо есть рыбу, богатую различными жирными кислотами, т.к. именно они укрепляют серое вещество мозга и заставляют их полноценно работать.Ребёнок не сможет сконцентрироваться и запомнить всё, что говорит учитель, если в его организме не хватает железа. Поэтому в рационе ребёнка обязательно должно присутствовать мясо.
Чтобы укрепить память, надо есть бананы(кроме этого они улучшают настроение).
Чтобы усилить внимание, ешьте орехи, особенно грецкие или арахис. Они помогают мозгу максимально употреблять энергетические ресурсы.Включайте в рацион красные овощи: сладкий перец, морковь, свёклу, помидоры . В них много бета-каротина, поэтому они ещё улучшают зрение.
Быстро сосредоточиться помогает инжир – источник калия, фосфора, магния и глюкозы.
Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки совершенно определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот. Это тема отдельного разговора, но родителям, желающим подробнее ознакомиться с влиянием пищи на поведение, подготовлены памятки. (Приложение…)
Для нормального развития организма детей большое значение имеет правильный режим питания. Понятие «режим питания» включает регулярность питания, кратность питания, распределение суточного рациона по энергоценности, химическому составу, продуктовому набору и массе на отдельные приемы пищи.
Как утверждают медики, наиболее оптимальным является питание детей 4-5 раз в день. Примерным режимом питания может служить следующий распорядок. Часы приема пищи
7.00-7.30
10.00-10.30
13.00-13.30
16.00-16.15
19.00-19.30
Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, так как в это время он наиболее активно работает. В связи с этим завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и включать горячее мясное, крупяное, овощное, творожное или яичное блюдо, а также молоко, кофе или чай с хлебом и маслом. Особое внимание родителей должно быть обращено на приём детьми завтраков в школе. Если ребёнок, находясь в школе 4 -5часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается. Кроме того, длительные перерывы в приёме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы т всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляется слабость, тошнота, боли в животе).Завтраки обеспечивают более длительное сохранение работоспособности учащихся, и оказывает благоприятное влияние на их развитие. Обед должен состоять из двух или трех блюд: борща с гарниром и компота или киселя, фруктов. Для полдника и второго завтрака превосходно подойдут фрукты, соки, молоко или кефир с легкими закусками. Ужин рекомендуется за 1,5 - 2 часа до сна, в основном он должен включать легкие крупяные или овощные блюда с маслом, молоко или простоквашу. Перед сном не рекомендуется есть продукты, содержащие много белков, так как они возбуждающе действуют на нервную систему, повышают активность организма и долго задерживаются в желудке. При этом дети спят беспокойно и за ночь не успевают отдохнуть.
Распределение энергетической ценности рациона (калорийности) на отдельные приемы пищи рекомендуется следующее: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник 15%, ужин - 25%.
Советы родителям
Обратите внимание!
- Важно, чтобы еда была вкусной, и ребенок ел с удовольствием!
- «Нелюбимые» блюда можно заменить на равноценные, схожие по составу, но «любимые».
- Попробуйте добавить «изюминку» в привычные блюда (например, орешки, сухофрукты, горсть ягод - в кашу или сухарики и свежую зелень в суп).
Никогда:
- Не делайте проблему из того, что ваш ребенок не любит какую-то пищу. Никакой вид пищевых продуктов не является сам по себе незаменимым. Например, овощи одного цвета могут заменить друг друга, и если ребенок не любит молоко, то необходимый ему кальций он может получить из сыра.
- Не говорите: «Съешь все это, тебе это полезно». Это звучит так, будто вы предлагаете лекарство. Пусть дети увидят, что вы едите то же самое и с удовольствием.
- Не говорите: «Если съешь овощи, получишь мороженое». Ненавистная еда станет еще противнее, запретный плод еще желаннее, и ребенок поймет, что все, что нужно сделать, чтобы получить сладкое, - это подкупить вас.
Практическая работа
1) Работа в группах. Составить меню для своего ребенка на 1 день, учитывая рекомендации по питанию и вкусы своего ребенка.
2) Назвать рецепты полезных блюд, которые можно быстро приготовить.
3) Сочинить в группах четверостишие о пользе здорового питания.
4) Привести в пример пословицы или поговорки, а также высказывания известных людей о пользе здорового питания.
Я думаю, что сегодня вы получили интересную и полезную информацию о том, как сделать питание наших детей полезным, вкусным и разнообразным. И сделаете еще один шаг навстречу здоровью, успеваемости, хорошему поведению.
Закончить наше собрание хочу известной мудростью: "Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть". От того, как наши дети питаются, во многом зависит состояние их здоровья, трудоспособность, защитные и приспособительные возможности организма, заболеваемость и продолжительность жизни. Только умеренное сбалансированное питание может стать гарантией долгих лет жизни.
Спасибо за внимание! До новых встреч!