Программа внеурочной деятельности по биологии В мире царств живой природы -5 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Рассмотрено
на МО:
Протокол
от 29 августа 2016г
№ __1___ Согласовано:
Зам.директора по УВР:
_____И.Н.. Абрамова
«30»августа 2016 г. Принято:
решение педсовета.
Протокол
от «31»августа2016 г.
№ ___1____ Утверждено:
Директор МБОУ
«Обоянская СОШ №1»
_______Т.А.Черникова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В мире царств живой природы»
5 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Составил:
Фесенко Лариса Вячеславовна,
учитель биологии высшей категории
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана как нормативно-правовой документ для организации внеурчной деятельности по биологии в 5 классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Обоянская средняя общеобразовательная школа №1». В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
« В мире царств живой природы»
.
Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.
Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при освоении программы «Зеленая лаборатория» имеет отличительные особенности:
- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в проектную деятельность.
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах и т.д.
Место данного курса в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Расчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- использование справочной и дополнительной литературы;
- подбор и группировка материалов по определенной теме;
- составление планов различных видов;
- составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
- составление тезисов, конспектирование;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- использование различных видов наблюдения;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента;
- использование разных видов моделирования.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Содержание курса внеурочной деятельности
« В мире царств живой природы»
Тема1. Введение (1 ч).
Цели и задачи, план работы кружка.
Тема 2. Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (4 ч).
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
Практическая работа №1 «Устройство микроскопа.»Практическая работа №2«Овладение методикой работы с микроскопом»
Тема 3.Мир малых величин (7 ч.)
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Понятие о тканях. Размножение клеток. Одноклеточные организмы: бактерии, грибы, животные.
Лабораторная работа №1: « Строение кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа №2: «Изучение микропрепаратов тканей растений»
Лабораторная работа№3: «Приготовление препарата инфузории – туфельки»
Тама4. Удивительные растения(7ч.)
Водоросли. Мхи. Голосеменные растения.Покрытосеменные растения. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений.
Практическая работа №3 «Лекарственные растения.»Практическая работа №4 «Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений»
Лабораторная работа №4: «Строение мха Кукушкин лен»
Тема 5.Мир животных(7 ч.)
Кишечнополостные животные. Моллюски. Ракообразные и паукообразные. Насекомые-рекордсмены. Какими бывают бабочки? Зоопарк на подоконнике.
Лабораторная работа №5: « Изучение вредителей комнатных растений»
Тема 6. Исследовательская работа (5 ч)
Опыты с культурными растениями. Размножение комнатных растений. Оформление результатов исследовательской работы.
Тема.7. Подведение итогов (3ч.)
Представление результатов поисковой деятельности, защита проектов. Анализ работы.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся.
(34 часа)
№ п\пТема Количество
часов Основные виды деятельности учащихся
Теория Практика 1 Введение. Цели и задачи курса. Биологическая лаборатория и правила работы в ней. 1 Работа с разными источниками информации. Составление таблиц и схем по тексту. Просмотр презентации. Составление кластера Выполняют разноуровневые задания Форма работы индивидуальная, групповая
2 Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы.
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
Практическая работа №1 «Устройство микроскопа.»Практическая работа №2«Овладение методикой работы с микроскопом»
2 2 Выполняют практическую работу Практическая работа№1 «Устройство микроскопа.»Практическую работу№2«Овладение методикой работы с микроскопом»: отвечают на вопросы, рецензируют ответы друг друга
3 Мир малых величин.
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Понятие о тканях. Размножение клеток. Одноклеточные организмы: бактерии, грибы, животные. Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки.
Лабораторная работа №1: « Строение кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа №2: «Изучение микропрепаратов тканей растений»
Лабораторная работа№3: «Приготовление препарата инфузории – туфельки»
4 3 Выполняют практическую работу Лабораторная работа№2: «Изучение микропрепаратов тканей растений»
Лабораторная работа№3: «Приготовление препарата инфузории – туфельки»
: отвечают на вопросы, рецензируют ответы друг друга
4 Удивительные растения
Водоросли. Мхи. Голосеменные семенные растения. Покрытосеменные растения. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений.
Практическая работа №3 «Лекарственные растения.»Практическая работа №4 «Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений»
Лабораторная работа №4: «Строение мха Кукушкин лен»
4 3 Выполняют практическую работу№3 «Лекарственные растения.»,№4 «Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений»
Лабораторную работу№4: «Строение мха Кукушкин лен»
Сравнивают. Анализируют. Выявляют взаимосвязи и взаимозависимости. Выполнение тестовых заданий
5 Мир животных
Кишечнополостные животные. Моллюски. Ракообразные и паукообразне. Насекомые-рекордсмены. Какими бывают бабочки? Зоопарк на подоконнике.
Лабораторная работа №5: « Изучение вредителей комнатных растений»
Выполняют лабораторную работу №5: « Изучение вредителей комнатных растений», : отвечают на вопросы, рецензируют ответы друг друга
6 Исследовательская работа.
Опыты с культурными растениями. Размножение комнатных растений. Оформление результатов исследовательской работы. - 5 Работа над мини-проектами. Представление результатов деятельности в виде отчета. Выполнение тестовых заданий Работа с инструктивными карточкам по алгоритму. Работа в малых группах
7 Подведение итогов
Представление результатов работы. Анализ работы.
- 3 Выступления с презентациями по темам мини-проектов, защита проектов.
Всего 34часа
17 17 Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности
«В мире царств живой природы»
№ урока Название темы Планируемые результаты Дата по плану Дата по факту
Предметные Метапредметные Личностные 1. Биологическая лаборатория и правила работы в ней –Учащиеся должны перечислять отличительные свойства живого;знать правила работы в лаборатории
Уметь организовать выполнение заданий учителя согласно ус-тановленным правилам работы в лаборатории,
умение проводить элементарные исследования, умение воспринимать информацию на слух Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки 2. Методы изучения живых организмов. Учащиеся должны знать
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
уметь:
- определять «наблюдение», «эксперимент», «измерение», пользоваться простыми биоло-гическими при-борами, инстру-ментами и оборудованием; Уметь проводить элементарные исследования, рабо-тать с различными источниками инфор-мации, организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в каби-нете, воспри-нимать информацию на слух Понимание значи-мости научного исследования природы 3. Увеличительные приборы.
Учащиеся должны знать:
- устройство лупы.
уметь:
- работать с лупой;
Овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами, умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа, умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками Формирование признания права каждого на собственное мнение;
- уметь слушать и слышать другое мнение,формировать потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
4. Практическая работа №1 «Устройство микроскопа.»Учащиеся должны знать:
- устройство лупы и микроскопа.
должны уметь:
- работать с лупой и микроскопом;
- Умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
умение соблюдать дисциплину , уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам,
умение организовать выполнение заданий учителя согласно ус-тановленным правилам работы в кабинете.
умение воспринимать информацию на слух Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
5. Практическая работа №2«Овладение методикой работы с микроскопом» Учащиес должны знать:
- устройство лупы и микроскопа.
должны уметь:
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом
Умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации умение организовать выполнение заданий учителя согласно ус-тановленным правилам работы в кабинете.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы 6. Мир малых величин.
Клетка: строение, состав, свойства.
Учащиеся должны знать:
- строение клетки;
Учащиеся должны уметь:
- определять по-нятия: «клетка», «оболочка», « ци-топлазма», « ядро»,
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
Умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации умение организовать выполнение заданий учителя согласно ус-тановленным правилам работы в кабинете.
Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов
7. Лабораторная работа№1:
«Строение кожицы чешуи лука»
Учащиеся должны знать:
- строение клетки;
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро»,
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом. Овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, Приобретение элементарных навыков работы с приборами, умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа, умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов 8. Понятие о растительных тканях Учащиеся должны знать:
- строение клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «клетка», «ткань»;
- работать с лупой и микроскопом;
Уметь грамотно форму-лировать вопросы, готовить со-общения и презента-ции, представлять ре-зультаты работы классу.
Умение планировать свою работу при выполнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.
Умение высказывать свое мнение Понимание сложности строения живых организмов
9. Лабораторная работа №2: «Изучение микропрепаратов тканей растений» Учащиеся должны знать:
- строение клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «клетка», «ткань»;
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- распознавать различные виды тканей.
Умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.
Умение слушать учителя, высказывать свое мнение Понимание сложности строения живых организмов
10. Размножение клеток.
Учащиеся должны знать:
- строение клетки;
- основные процессы жизнедеятельности клетки;
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «хромосомы»;
Умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.
Умение слушать учителя, высказывать свое мнение Формирование научноего мировоззрения в связи с развитием представления о делении клеток как основе размножения , роста и развития всех живых организмов. 11. Одноклеточные организмы.
Учащиеся должны знать:
Разнообразиеодноклеточных организмов: бактерий, грибов, растений, животных;
Учащиеся должны уметь:
- объяснять роль одноклеточных организмов: бактерий, грибов, растений, животных природе и жизни человека Умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.
Умение слушать учителя, высказывать свое мнение Формирование научноего мировоззрения об эволюции в связи с усложнением строения одноклеточных организмов различных царств живой природы. 12. Лабораторная работа№3: «Приготовление препарата инфузории – туфельки» Учащиеся должны знать:
- строение клетки инфузории – туфельки,особенноси ее жизнедеятельности,
- Учащиеся должны уметь: работать с имикроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.
Развивать умение
проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам
Эстетическое восприятие природы.Уметь организовать выполнение заданий учителя. Развивать навыки самооценки и самоанализа. Умение строить эффективное взаимодействие с одноклас-сникамиПонимание сложности строения живых организмов
13. Удивительные растения
Водоросли. Учащиеся должны знать:
- основные группы растений (водоросли, )их строение и многообразие;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли), выделять существенные признаки водорослей, работать с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей., готовить микропрепараты и работают с микроскопом,
Выполнять Лабораторнуюю работу №8.
Строение зеленых одноклеточных водорослей Уметь выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям
уметь организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.
Уметь строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками Формивание позна-вательной самостоя-тельности и мотива-ции на изучение объектов природы
Развитие умения выделять существенные признаки низших растений, и на этом основании относить водоросли к низшим растениям 14. Мхи. Учащиеся должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи), их строение и многообразие;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи), Мхи -высшие споровые растения, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана,
Развиват умение выделять
существенные признаки высших споровых растений
и на этом основании относить мхи к высшим споровым
растениям,умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источ-никами информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить со-общения и презента-ции, представлять результаты работы классу,
уметь организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа., уметь
эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками
Формировать научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших споровых растений
и установления усложнений в их строении 15. Лабораторная работа№4: «Строение мха Кукушкин лен» Учащиеся должны знать:
- строение мха в связи с особенностями жизнедеятельности,
- Учащиеся должны уметь: работать с имикроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.
Развивать умение
проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам
Эстетическое восприятие природы.Уметь организовать выполнение заданий учителя. Развивать навыки самооценки и самоанализа. Умение строить эффективное взаимодействие с одноклас-сникамиФормировать научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших споровых растений
и установления усложнений в их строении 16. Голосеменные и покрытосеменные растения.
Учащиеся должны знать:
Голосеменные и покрытосеменные растения, особенности их строения, главные отличия, Многообразие и распространение растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.
Развивать умение выделять
существенные признаки семенных,
умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источ-никами информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить со-общения и презента-ции, представлять результаты работы классу,
уметь организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа., уметь
эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками
Формировать научное мировоззрение на основе сравнения голо -и покрытосеменных растений
и установления усложнений в их строении. 17. Плоды и семена Учащиеся должны знать о видах плодов, сухих и сочных плодах, односемянныых и многосемянных плодах, способах распространения плодов. Научится анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
осуществлять описание изучаемого объекта; 
определять существенные признакиплодов и семян; классифицировать их,;проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией. понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;уметь слушать и слышать другое мнение;
 уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. 18. Практическая работа №3 «Лекарственные растения.»Учащиеся должны знать о видах
Лекарственных растений, произрастающих в данной местности, уметь определть их с помощью определителя, знать их лекарственную ценность. Научится анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
осуществлять описание изучаемого объекта; 
определять существенные признакиплодов и семян; классифицировать их,;проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией. понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;уметь слушать и слышать другое мнение;
 уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. 19. Практическая работа №4 «Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений» Учащиеся должны знать о процессах , протекающих в растениях:дыхании, испарении воды,листопаде, накоплении питательных веществ, уметь с помощью наблюдений и экспериментов определять эти явления в жизни растений. Научится выполнять задания учителя согласно уста-новленным правилам работы в кабинете., научится работать в составе творческих групп, уметь применять полученные на уроке знания на практике понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;уметь слушать и слышать другое мнение;
 уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. 20. Мир животных.
Кишечнополостные животные: пресноводная гидра, коралловые полипы, сцифоидные медузы. Выявление существенных особенностей представителей разных классов т. Кишечнополостные Знание правил оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными Познавательные УУД Умение работать с различными источниками информации,
готовить сообщения, представлять результаты работы классу
Регулятивные УУД: Умение определять цель работы, планировать ее выполнение
Коммуникативные УУД Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы Потребность в справедливом
оценивании своей работы и работы одноклассников Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе .
21. Ракообразные и паукообразные животные Курской области. По таблицам , коллекциям, определителям изучают различные виды ракообразных и паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Познавательные УУД происхождения членистоногих; знания о многообразии членистоногих. Знания о местообитаниях членистоногих
Регулятивные УУД: Проводят наблюдения за ракообразными. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы.
Коммуникативные УУД отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Иллюстрируют примерами значение ракообразных в природе и жизни человека Осознавать свои интересы, нахо-дить и изучать 22. Полезные насекомые. Определяют понятия: «общественные животные «перепончатокрылые», «наездники», «матка», «трутни», «рабочие пчёлы», «мёд», «прополис», «воск», «соты». Познавательные УУД. Знания о полезных насекомых-, их местообитании.
значение этих насекомых в природе и жизни человека примерами
Регулятивные УУД: Самостоятельно
обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности
Коммуникативные УУД Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности
Учиться самосто-ятельно выби-рать стиль поведе-ния, привыч-ки, обеспе-чиваю-щие безопас-ный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих 23. Насекомые – рекордсмены. Выявление рекордсменов среди насекомых по длине тела, размаху крыльев, способах защиты, сооружениям ,срокам размножения. Познавательные УУД Знания о значении насекомых, их местообитании. Знания о строении и образе жизни
Иллюстрируют значение перепончатокрылых в природе и жизни человека примерами
Регулятивные УУД: Самостоятельно
обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности
Коммуникативные УУД Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности
Учиться самосто-ятельно выби-рать стиль поведе-ния, привыч-ки, обеспе-чиваю-щие безопас-ный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих 24. Какими бывают бабочки? Определяют понятия: «чешуекрылые, или бабочки», «гусеница», Представители отряда Познавательные УУД Знания о значении насекомых, их местообитании. Знания о строении и образе жизни
Регулятивные УУД: Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности
Коммуникативные УУД
»Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам 25. Зоопарк на подоконнике. По таблицам коллекциям , определяют насекомых-вредителей комнатных растений , определяют меры борьбы с ними. Познавательные УУД Знания о значении насекомых, их местообитании. Знания о строении и образе жизни
Регулятивные УУД: Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности
Коммуникативные УУД
»Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам 26. Лабораторная работа№5: « Изучение вредителей комнатных растений» На живых комнатных растениях определяют налиие насекомых-вредителей, меры борьбы с ними. Познавательные УУД Знания о значении насекомых, их местообитании. Знания о строении и образе жизни
Регулятивные УУД: Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности
Коммуникативные УУД
Работают в группах. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам 27. Исследовательская работа.
Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) 28. Исследовательская работа Условия прорастания семян будет иметь представление о условиях прорастания семян. Научится анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
 под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями . 29. Исследовательская работа Размножение комнатных растений. будет иметь представление о способах вегетативного размножения,их значении для жизни растений, будет знать понятия черенок,отпрыск, отводок, прививка, культура тканей, привой, подвой, научиться выполнять лабораторную работу: «. Вегетативное размножение комнатных растений Научится анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
 под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями 30. Исследовательская работа Условия размножения плесневых грибов Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику грибам;
- отличать грибы от других живых организмов;
- объяснять роль грибов в природе и жизни человека,знат условия размножения плесневых грибов: мукора и пеницилла.
Научится анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
 под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов Потребность в справедливом
оценивании своей работы и работы одноклассников Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе 31. Оформление результатов исследовательской деятельности
под руководством учителя оформляет отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов Научится анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
 под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов Потребность в справедливом
оценивании своей работы и работы одноклассников Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе 32. Представление результатов исследовательской деятельности Представляет результаты исследовательской деятельности в форме защиты проекта, презентации, лабораторной работы. Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников 33. Представление результатов исследовательской деятельности Представляет результаты исследовательской деятельности в форме защиты проекта, презентации, лабораторной работы. Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников 34. Представление результатов исследовательской деятельности Представляет результаты исследовательской деятельности в форме защиты проекта, презентации, лабораторной работы. Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников