Презентация по логопедии Этиология речевых нарушений


Лекция 3 Этиология речевых нарушенийэтио - причина, логос - наука, учение Этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов Причины отклонений в развитии Воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора, который определяет специфику поражения и нарушения развития психомоторных функций. Причины речевых нарушений ЭндогенныеЭкзогенные ФункциональныеОрганические ЦентральныеПериферические В зависимости от основания для анализа подразделяются БиологическиеСоциально-психологические В зависимости от времени воздействия патогенных факторов выделяют Перинатальная (внутриутробную) Натальная (повреждение при родах) Постнатальная (воздействие различных неблагоприятных факторов после рождения) Постнатальная патология может быть в ранний период развития (от рождения до 2-2,5 лет) может быть в поздний постнатальный период (от 2-2,5 лет до конца жизни). Органические причины Центральные:недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождениячерепно-мозговые травмы опухоли,нарушения мозгового кровообращения Периферические:поражения органа слуха, расщепление нёба другие морфологические изменения артикуляционного аппарата это травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья как собственно речевого аппарата, так и отделов нервной системы, имеющих отношение к речевой функции. Функциональными нарушениями речи Биологические:физическая ослабленность незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологиейзаболевания внутренних органов рахитнарушения обмена веществ Социально-психологические неблагоприятные влияния окружающей среды (стресс, психотравма)отсутствие или недостаточность положительного общения со взрослыминарушения речи у окружающих считаются такие, при которых не отмечается никаких органических изменений в структуре речевых органов или в нервной системе. причины Разграничивают дефекты формирования и дефекты сформированной речи, считая трехлетний возраст их условным подразделением Критические периоды:Первый (1-2 года жизни) - происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока.Второй критический период (3 года) - интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. Третий критический период (6-7 лет) - начало развития письменной речи. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания. Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.Конфуций Успехов в работе!