Выступление на тему Дислексия у младших школьников и работа учителя начальных классов по её устранению

Тема выступления:
«Дислексия у младших школьников и работа учителя начальных классов по её устранению».
Нарушения чтения (дислексии) у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем, ведь нарушения чтения являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Нарушения чтения оказывают влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие детей. Поэтому, очень важно своевременно выявить дислексию и наметить пути по её устранению.
Уже в конце 1 класса учитель – логопед обследует и выявляет детей с нарушениями письменной речи (дислексия, дисграфия).
Во 2 классе учитель – логопед начинает работать индивидуально с каждым ребёнком над коррекцией нарушения письменной речи.
Я считаю, что учителю на уроках русского языка тоже надо включать упражнения из методик по устранению разных форм дислексий, даже если в классе всего несколько обучающихся, имеющих нарушения письменной речи, для остальных обучающихся упражнения будут носить профилактический характер.
Я закончила педагогический факультет по специальности «логопедия» и темой моей выпускной квалификационной работы была: «Дислексия у младших школьников и работа учителя – логопеда по её устранению в условиях школьного логопункта».
Во 2 класс, где я являюсь классным руководителем, было выявлено 5 человек с дислексией (в конце 1 класса). Моя экспериментальная работа состояла в том, что я установила форму дислексии у обучающихся – смешанная: оптическая и аграмматическая. Была проведена большая работа.
Мы использовали методику Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В. [Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева. – Ростов н/Д : «Феникс», СПб, «Союз», 2004. – 224 с.].
Было обследование состояние звукопроизношения, умение воспроизводить звукослоговую структуру слова, фонематическое восприятие (дифференциацию фонем), языковой анализ и синтез, словарный запас, исследование грамматического строя речи, зрительно-пространственный функции, процесс чтения.
Определив форму дислексии мы наметили пути по её устранению. Для коррекционной работы мы пользовались методикой по преодолению нарушений письменной речи Ирины Николаевны Садовниковой [Нарушения письменной речи у младших школьников: Учебное пособие / сост. И. Н. Садовникова. – М.: Владос, 1997. – 256 с.].
Занятия проводились на дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство (б-д); дифференциацию фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство (гласных и согласных букв) (в-ф); уточнение и расширение словарного запаса учащихся.
Поработав по этой методике, я решила внедрять в уроки русского языка элементы упражнений и заданий из методики Садовниковой.
Конечно, подготовка к уроку занимала больше времени, чем обычно, но постепенно это вошло в систему. Обучающиеся с удовольствием выполняли упражнения, задания, которые я подбирала для них на урок. Задания были взаимосвязаны с темой уроков.

· У ребят заметно улучшилось звукопроизношение, внимание, память, дети стали меньше допускать ошибок при чтении, письме и списывании.
Например:
Продемонстрирую фрагмент урока русского языка во 2 классе
Тема: Имена существительные
Минутка чистописания:
Обучающимся предлагается таблица слогов, выполненная рукописным шрифтом.
Задания: - Чтение слогов про себя.
- Чтение слогов вслух.
- Чтение слогов по цепочке и т.д.
- Назовите согласный звук из первого столбика. (п)
- Назовите согласный звук из второго столбика. (т)
- Напишите эти буквы до конца строки. (п т п т п т п)
Дети обмечают сходство и различие в написании этих букв. Делается вывод, общее у букв П и Т – одинаковые элементы; различие состоит в том, что у буквы П – один элемент, а у Т – два.

На следующем этапе учитель сообщает тему урока:
- Учитель предлагает обучающимся рассмотреть предметные картинки. Затем, картинки закрываются, дети называют слова.
- Назовите лишнее слово. (рюкзак)
- Почему? (в этом слове нет букв: п -т)
- Дети проговаривают каждое слово по слогам. Выделяют звуки П, Т.
- Определяют место положение этих букв в словах (в начале, в середине, в конце слова).
Еще можно задать вопросы:
- Какое слово самое длинное?
- Какое слово самое короткое?
- Назовите слова из 3х слогов, из 2х слогов, односложные
слова.
- Какое слово из данных мы можем выделить? (петух)
- Почему? (в этом слове встречается сразу две буквы: п, т)
- Проводиться фонетический анализ слова, где дети дают характеристику каждому звуку, определяют количество букв и звуков в словах. В данном случае я стараюсь подбирать словарные слова.
Затем, работа продолжается:
- Как можно одним словом назвать это слово? (птица- предмет)
- Как называются слова, которые обозначают предметы? (существительные)
Тема нашего урока: Имена существительные.
- На какой вопрос отвечает этот предмет? (кто?)
- Почему? (обозначает живой предмет, одушевленный предмет)
- Есть ли на доске предметы, которые тоже отвечают на вопрос КТО? (кот)
- Почему?
- На какой вопрос отвечают остальные слова, с которыми мы работали? (что?)
- Почему? (не живой предмет)



Данные упражнения я использую на каждом уроке русского языка. В моём классе у обучающихся возросла техника чтения, дети стали меньше допускать ошибок при чтении, списывании, при написании диктантов. Методика является хорошей профилактикой.
Данные задания приводят к сокращению дислексических ошибок. Конечно, результат виден быстрее в том случае, если параллельно с обучающими проводятся индивидуальные занятия, что осуществляется в нашей школе.

Спасибо за внимание!








15