В помощь воспитателям Интересные факты о флористики


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ФЛОРИСТИКИ
История Флористики
Флористика (от лат. Flora) — разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна; создание флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.«В истории цветов заключается часть истории человечества» — в этих словах немецкого филолога и культуролога  Эриха Ауэрбаха отражена та огромная роль, которую играют цветы в нашей культуре.  Жизнь человека всегда была тесно связана с растениями и цветами.
Возникновение флористики как вида искусства относят еще к временам Древнего Египта и Древней Греции, где цветы были важными культовыми атрибутами — ими украшали святилища богов, статуи, декорировали костюмы, готовясь к знаковым церемониям. Из цветов изготавливались благоухающие гирлянды, венки. Египтяне изготавливали сосуды с множеством небольших отверстий – первые в мире вазы, которые помогали первым в мире флористам правильно сформировать композицию. Родом из Египта еще один интересный аксессуар – накладные воротники из растений. Основой воротника служил тонкий папирус, декорированный листьями плюща, финиковой пальмы и маслины, а также ягодами, лепестками крупных цветов и бисером.
Древние греки высоко ценили прелесть растений. Во 2 тыс. до н.э. составлением композиций из цветов и плетением венков занимались специально обученные люди. Греки верили, что растениям присущ разум, поэтому ветки, цветы и листья считались очень дорогим подарком. Они  плели венки из ароматных цветов, которые затем использовали в качестве украшений на свадьбу и другие торжества. Лавровыми венками награждали отличившихся в науках и искусствах.
В эпоху Возрождения начался расцвет живописи, цветы стали главной тематикой, отображаемой на холстах. В особом почёте у художников того времени была лилия как символ порочности и чистоты Девы Марии. Портреты того времени часто изображали дам с букетом в руках или вплетённым в волосы цветком. В эти времена царствования роскоши и красоты флористами создавались букеты из экзотических видов цветов, которые поражали не только своей красотой, но и восхитительным ароматом.
У славянских народов цветы — точнее, сплетенные из них венки — считались не только украшением, но и обрядовыми элементами — на венках гадали, опуская их на воду. Если венок пристанет к берегу, девушка в этом году встретит суженого, если поплывет дальше — будет одинока, если же венок утонет — ее ждет несчастье. Позднее этот обычай стал одной из особенностей праздника Ивана Купала, когда принято было сплетать венки из двенадцати трав. Тот факт, что плетение венков подчинялось правилам, можно считать одной из предпосылок возникновения флористики.
В 1633 году в Италии вышла первая книга, посвященная цветущим растениям, которая давала представление о самых популярных в то время цветах.
В XVII веке душистые растительные композиции украшали интерьеры царских особ. В то время цветы использовались только для создания приятного аромата в помещении. Позже в европейскую моду вошли бутоньерки – крохотные букетики для украшения богатой одежды знати. Именно тогда открылись первые цветочные магазины. Появляется обычай дарить цветы, букет цветов с доставкой возлюбленной стал обычным делом, а владение «языком» растений было приравнено к правилам хорошего тона.
И все-таки родиной флористики считается Япония — страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции (икебана) считаются неотъемлемой частью культуры. Много веков назад в Киото буддийские монахи научились «оживлять цветы», создавая из них и прочих природных материалов удивительные композиции.
С этой традицией связана такая легенда. Однажды, после особенно жестокой грозы, уничтожившей много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев. Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода. И вскоре сады оправились от разрушений — деревья вновь стали плодоносить, распустились цветы. С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название «икебана», что переводится как «оживление цветов». Стили флористики
 Флористика – это не только яркие живые букеты, сложные цветочные композиции, и потрясающие детали декора, флористика это еще и удивительно тонкое искусство, философия живого цвета, которая поможет нам раскрыть секрет гармоничного развития человека.
Современная  флористика выступает элементом художественного оформления интерьера. Флористика  не просто составляющая дизайна помещения, флористика дарит нам редкую (в наш век) возможность, соприкоснуться с живой природой, находясь дома или в офисе.
Флористика не имеет ограничений для фантазии художника. Работа с цветами дает множество разнообразных, неповторимых результатов.
Флористика - один из видов визуального искусства, в котором художник вместо красок использует цветочные лепестки, листья, травы, а также специальные искусственные материалы. Это выражение фантазии, творческих порывов и чувств человека посредством живых и сухих даров растительного мира.  Цветочные  композиции являются отличным подарком для любимых и близких, надолго оставляя о вас самые прекрасные воспоминания.
В наши дни искусство цветочных аранжировок очень популярно — будь то плоскостные картины, выполненные из цветов и природных материалов или букеты. Принято выделять четыре стиля флористики: вегетативный, декоративный, форма линейный и параллельный.
Вегетативный стиль предполагает аранжировки, выполненные из срезанных цветов и зелени, подобранных с учетом их индивидуальных особенностей, среды обитания, формы роста. Для этого стиля наиболее характерна асимметричная расстановка. Работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения растительного материала: цветы и растения должны выглядеть натурально, как они растут в природных условиях. Вегетативную композицию можно построить различными способами. Такие композиции выглядят очень гармонично, естественно и поражают природным очарованием используемых компонентов и мастерством флориста, сумевшего уловить и передать это очарование.
Декоративный стиль это букеты в вазах - корзинках из большого количества цветов, укрепленных на флористической пене.  В декоративном стиле главное не выявлять особенности каждого растения, а подчинить их идее создания нового выразительного целого, когда растения, отчасти потеряв свою индивидуальность, выглядят по-новому. На практике флористы чаще выполняют работы именно в декоративном стиле. Главная особенность декоративного стиля это плотное заполнение, то есть большое количество растений, близко расположенных друг к другу. При создании декоративной композиции флорист должен знать, что результат его творчества, прежде всего, зависит от формы и цвета выбранных растений.
Форма - линейный стиль проповедует, как правило, асимметричную расстановку. Этот стиль ставит во главу угла особенности всех используемых материалов, причем их количество минимально, внимание больше обращается на линию, форму, контуры. При  создании таких композиций используются различные геометрические фигуры (шар, куб), учитывается место и плоскость листа. Для форма-линейного стиля характерна асимметричная расстановка, но в некоторых случаях допустима и симметрия.
Параллельный стиль предполагает создание композиций из срезанных цветов и трав, расположенных рядами. Каждый из рядов составляется из растений определенного вида и цвета. Композиции, выполненные в параллельном стиле, очень эффектно выглядят в высоких декоративных вазонах или плошках. Работы в параллельном стиле могут быть симметричными или асимметричными. Каждый элемент при этом имеет свою собственную точку роста, и, так же как и в других стилях, здесь необходимо строго соблюдать пропорции, цвет, форму и т.д. Параллельные части композиции могут быть вертикальными, диагональными или горизонтальными.
Виды флористических работ
Букет - композиция из цветов, собранная в руках. Основная техника — связывание.  Букетом же считается пучок цветов, связанных между собой определенным образом. Прежде всего, стоит отметить, что основные формы и линии очертаний букетов могут быть как симметричными, так и ассиметричными.
Слово «букет» появилось во Франции. Оно означает собранную вместе красивую связку срезанных цветов. Впервые букеты появились в XIV—XV веках. Они пришли на смену венкам и гирляндам из живых цветов, являющихся любимой формой цветочных украшений в более давние времена.
Вначале букеты собирались для аромата, поэтому цветы часто подбирали невзрачные, но душистые: резеду, жасмин, гвоздику, мяту, базилик. По размеру букеты были маленькие — типа бутоньерок, их прикрепляли к одежде. В начале XVIII века вошли в моду большие букеты.
Они предназначались для украшения помещений. В качестве праздничного украшения или подарка букеты стали использоваться только в прошлом веке. С течением времени форма букета, зависевшая от моды, значительно видоизменилась.
Характерной особенностью составления букетов в настоящее время стало широкое использование новых материалов (флористический оазис, флористическая проволока, лента и т.д.), сухоцветов, и, более того, установлен международный ассортимент цветов. В него входят гербера, гвоздика кустистая и ремонтантная, гладиолусы, розы, хризантемы, фрезия, каллы, антуриум, орхидеи, стрелиция и др.
В букеты из срезанных цветов искусно включают сухоцветы и стабилизированные цветы, а также декоративные и сухие злаки (кермек, пампасскую траву, ковыль, сухие ветки ивы). Интерес вызывают миниатюрные букеты, предназначенным для украшения платьев, причесок и головных уборов. Такие букеты могут достигать в диаметре от пяти до десяти сантиметров и изготавливаются из срезанных цветов и растений, укрепленных тонкой проволокой по заранее выполненному эскизу. 
Место скрепления обрабатывается узкой ленточкой или тесьмой, начиная с конца стебля. Как правило, миниатюрными букетами украшают наряды в связи с неким торжеством. Например, этот вид композиций часто используется как аксессуар для вечернего платья или свадебных костюмов жениха и невесты. Причем мужская композиция будет называться «бутоньерка», а женская «корсаж». 
Эти украшения не дарятся, так как тщательно подбираются в тон одежде. И для бутоньерки, и для корсажа выбираются только самые свежие цветы с глянцевыми листьями. Миниатюрные букетики могут состоять из нескольких маленьких цветков или одного большого на фоне красивого листика зелени или дополненного декоративной лентой. Для этого вида букетов часто используются розы в бутонах или наполовину распустившиеся, гвоздика, мелкоцветковая хризантема, гиацинты, бутоны гладиолусов, ромашки, бархатцы, душистый горошек и виола.
Сухой букет, или Сухоцветный букет, или Зимний букет - флористическая композиция, составленная из сухих (высушенных) частей растений. Наиболее часто для таких композиций используют высушенные соцветия, но иногда в состав сухих букетов и другие части - например, плоды, сухие ветви, листья.
Прямые элементы при составлении сухих букетов помещают в центр композиции, поникающие - вокруг них. Сухие растения и аранжировочный материал в сухих букетах укрепляют в уложенном на дне вазы пластилине или другом подобном пластичном материале; иногда используют смятую и уложенную мягкую проволоку, сырой песок, мох. Компоненты композиций, создаваемых не в ёмкостях, а на плоскости, могут закрепляться путём придавливания их камнями или кусками стекла. Сухие букеты рекомендуется применять для декорирования гостиной. В этом случае обычно используют композиции, размещённые в плоских вазах либо тарелках, находящихся на невысоких столиках. Для оформления же спален сухие букеты использовать не рекомендуется.
Композиция из цветов – это сложная техническая и творческая работа флористов. В ней при помощи цветов необходимо отразить какое-либо событие, выразить определенную идею или тему. При этом необходимо гармонично совместить в композиции цветы, которые в природе никогда не соседствуют. Только в этом случае она станет самостоятельным украшением и будет по-настоящему красивой.
Собираются композиции с помощью флористической губки (пиафлора) или, как говорят флористы, на стеблях. Однако в любом случае входящие в композицию цветы должны быть подрезаны длинным срезом наискосок – это даст им возможность дольше стоять. Правильный уход (прежде всего, поливка) позволит цветочной композиции простоять до семи дней, хотя обычно цветы стоят до четырех дней.
Нательные украшения – браслеты. Сейчас вместо свадебного букета все больше входит в моду свадебный браслет на руку из живых цветов.  В современной моде свадебный браслет надевается на кисть руки или плечо. Браслет из живых цветов подойдет и для выпускного бала.
Флористический венок. Вено́к (от ст.-слав. вѣно «дар») — плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток, иногда также из материалов, имитирующих натуральные. В народных традициях — ритуальный предмет, элемент убранства исполнителей обрядов, талисман. Изготовляется из свежей зелени и цветов, реже — из вечнозеленых растений, хвои, сухих веток и цветов, из соломы, бумаги, полотна. Подобно другим видам зелени, венок используется также для убранства жилых, ритуальных предметов.
Флористический коллаж обладает таким арсеналом выразительных средств, таким количеством техник и творческих приемов, каким не обладает, пожалуй, никакой другой вид изобразительного искусства.Коллаж в переводе с французского означает «наклеивание» на основу каких-либо материалов, отличающихся от нее по цвету, форме и фактуре.
Техника аппликации использовалась с древних времен. В искусстве коллажа, в том числе флористического, фантазия автора абсолютно ничем не ограничена. Можно использовать сочетания различных материалов, создавать любые линии, реализовать мечты и фантазии.
Флористические коллажи - это еще и умение создавать цветочный букет. Техника коллажа интересна флористам еще и тем, что здесь каждый может использовать свои, свойственные только ему приемы, и тогда на свет появятся неповторимые картины.
Работа с природным материалом в новой технологии дает стимул творчеству художников. Материалы, используемые при создании картин, могут быть собраны в саду или на ближайшем лугу и собственноручно подготовлены для использования. При желании экзотические формы диковинных растений могут быть приобретены в специализированных магазинах.
Гирля́нда - декоративное украшение, цепочка соединённых между собой нитью/проводом предметов (ветвей, цветов, лампочек, фонариков и тд.), применяемое в качестве дизайна интерьера, сервировки стола, для украшения праздничных предметов.
В ландшафтном дизайне используется в виде посадки из вьющихся растений, которые прикреплены к опоре вдоль тротуаров.
Гирляндой можно украсить абсолютно любое помещение, на любое событие: на свадьбу, юбилей, 8 марта, 14 февраля, банкет, корпоративную вечеринку. Варьировать в зависимости от назначения будут компоненты гирлянды: если это Рождество, то более теплые оттенки, а также блестящие и глянцевые предметы. Если это день Влюбленных – преобладает красный цвет, форма – сердечки, тут уместны какие-нибудь ягодки, фруктики и т.д.
Немного о типах и видах гирлянд Она бывает жесткая и мягкаяВ основе жесткой гирлянды используются ветки, прутья. Она неподвижна. Можно подвесить на стену или дверь. В основе мягкой используем шпагат, шнур, проволоку, бечевку, веревку. Такая гирлянда гибкая, и ей можно придать любую форму. Имеет более широкий простор для фантазии и воображения при изготовлении, а также более функциональна. Используется для оформления столов, стульев, перил, колонн, проемов окон – то есть практически во всем интерьере.
По форме гирлянды бывают: плоско-односторонние, полукруглые и круглые полностью.
Типы гирлянд разнообразны: ожерелье из цветов, шнуровая гирлянда, плетеные косы, связывание, втыкание, приклеивание, корсажная, или гирлянда в европейской технике.
Панно (panneau) - эта большая картина, которая может быть сделана из абсолютно разных материалов! Панно можно сделать из любых цветов, приложив немного фантазии и терпения. Панно из цветов – это отличное украшение стен в квартире. Вдвойне приятно будет смотреть на панно, которое сделано своими руками.
Ширма - достаточно древнее изобретение, большинством из нас незаслуженно забытое. В русский язык слово «ширма» пришло из немецкого («шит», «заставка», «заслон»). С помощью вьющихся и ампельных однолетников можно сделать удивительную цветочную завесу, которая укроет вас от солнца, ветра и не желательных взглядов. Ширма из цветов может стать украшением любого помещения к празднику.
Флористический объект — фигуры, предметы, скульптуры из растительного материала.
Флористические техники
Выбор техники зависит от способа крепления и защиты композиции. Флористами выделяются:
Первичные и вторичные техники: расстановка, втыкание, посадка связывание, работа с проволокой, крепление зажимом, работа с клеем, крепление, подвешивание и др.
Декоративные техники: нанизывание, наслаивание, плетение, связывание в узел, расщепление, скручивание, свивание, обматывание, вплетение и др.Защитные и сохраняющие техники: (изолирование / защита) защита от влаги, защита от испарения, тейпирование, воскование и др.
 Природные и искусственные материалы во флористике
Цветы стали органической частью нашей повседневной жизни, неотъемлемым спутником разных праздников и событий. В былые времена, когда цветы росли как положено им природой и еще не были изменены путем селекции, стиль флористических композиций определялся наличием тех или иных растений, модой, принятым на тот момент дизайном помещений.
Сегодня благодаря возможностям науки искусство  составления флористических композиций почти не имеет ограничения в материале.
Стиль изысканных флористических композиций создается благодаря разнообразным материалам натурального и искусственного происхождения.
Опытный флорист, используя всевозможные подручные средства, умело воплощает в жизнь оригинальные идеи и фантастические замыслы.
Отдельные свойства растений, трав, плодов служат основой для создания общей декоративной картины.
Растительный материал.
 Флористический  материал - это в первую очередь живые цветы и растения. Живые  цветы и растения для флористики может быть условно разделен на 3 группы. Как правило, в композициях используют растения всех трех групп.
Первая  группа - линейный растительный материал, его еще часто называют формообразующий материал. К линейному материалу можно отнести стебли высоких трав, высокорослые декоративные растения или крупные листья, которые используют для формирования структуры, или скелета, композиции. Примеры: форсайтия, дельфиниум, самшит, бирючина, гладиолус, роза на высоком стебле, эвкалипт, жасмин, ракитник.Вторая группа - основной растительный материал или фокусный материал. Его составляют крупные цветы или соцветия более мелких. Возможно использовать яркие листья. Примеры: гербера, хризантема, антуриум, лилия, пион, тюльпан, мак, роза, гортензия, георгина, герань. Заключительная третья группа - растительный материал наполнитель или другое название - дополнительный материал. Растительный материал-наполнитель – различные листья или некрупные цветы, которыми прикрывают крепеж и края вазы и которые, кроме этого, вносят разнообразие в облик и цветовую гамму композиции и заполняют пустоты. Примеры: гвоздика, скабиоза, альстремерия, астра, гипсофила, фрезия, бересклет, солидаго.Ветки деревьев и кустарников 
Крупные ветви, прямые или изогнутые причудливым образом, идеально подходят для создания основы растительных аранжировок, а с помощью тонких цветущих веточек можно подчеркнуть изящество или пышность букета. Создать необычный образ и разбавить однотонность помогают плодовые ветки с яркими, красочными ягодами различных оттенков. 
Трава и солома.
Форма и размеры отдельных элементов позволяют использовать траву для создания композиций с элементами плетения. Простой, деревенский, самобытный материал применяют для решения дизайнерских задач в русле модных тенденций.
Лишайники и мхи с интересным природным строением обладают набором свойств, позволяющим им стать превосходным декором:Они  служат оригинальной декоративной окантовкой при составлении композиций из сухих трав или живых цветов.
Хвоя и шишки. Удивительные части хвойных растений прекрасно подходят для композиций рождественской и новогодней тематики. Зимние букеты из елочных и сосновых веток, аккуратные рождественские веночки на дверь, подставки под свечи из хвойных веточек не только украшают и создают атмосферу праздника своим внешним видом, но еще и замечательно пахнут смолой.
Береста - прочный и легкий в обработке материал издавна использовался в народных ремеслах для изготовления лаптей, туесков, коробов, посуды и даже кукол. Гибкий, легкий и водостойкий материал как никакой другой подходит для украшения растительных композиций в деревенском стиле.
Семена и сухие листья растений создают широкий простор для декорирования растительных композиций. Семена бобовых, подсолнечника, каштана, дуба, тыквы являются символам плодородия, богатства, урожая и идеальны для составления коллажей и орнаментов осенней тематики. Сухие листья отлично трансформируются, в расправленном и скрученном виде используются для составления букетов, коллажей, аппликаций.
Овощи, фрукты и ягоды.
Плоды растений – богатый потенциал для воплощения флористических идей. Разнообразие цветовой палитры, размеров, самых различных форм позволяет создавать уникальные шедевры, символизирующие плодородие и процветание.
Яркие овощные культуры замечательно гармонируют с грубыми деревенскими материалами – мешковиной, древесиной, берестой.
Ягоды часто используют прямо на ветке в композиции с живыми растениями или сухоцветами.
Самые немыслимые фантазии можно воплотить в цветочных аранжировках, используя такой пластичный и легкий в обработке материал, как воск. Первоначально изготавливают пластины, удобные для нарезки: расплавленный воск заливают в специальные формы или на горизонтальную поверхность. Из заготовок вырезают детали различного размера, цвета и формы, нанизывают их на фитиль и получают флористические свечи.
Декоративный гравий и земля.
Разноцветные камушки ярких цветов прекрасно подходят для наполнения сосудов из прозрачного материала, например, стекла или пластика. Можно добиться превосходного эффекта, насыпав в одну емкость элементы различных оттенков.
Ракушки задают морскую тематику флористическим композициям, а композиции из них особенно хороши в сочетании с экзотическими растениями тропиков.
Ракушки замечательно сочетаются и с природными элементами, и с декором из металла и стекла.
Роскошные павлиньи и страусиные, не менее мягкие и пушистые лебяжьи перья используют в цветочных композициях, и достаточно часто вспоминают о них при приближении праздника Пасхи. Динамичная природная фактура перьев гармонирует и с бутонами цветов, и с гладкой фактурой трав.
Флористическая бумага является удобной декоративной упаковкой для букетов, материалом для создания подарочных коробочек или пакетов.
Флористическая бумага отличается от обычной и еще на стадии изготовления украшается растительными элементами – семенами, травинками, цветами.Благодаря разнообразным флористическим материалам можно выполнить наисложнейшие задачи декоративного дизайна – создать уникальные авторские шедевры, наполненные глубокой идеей, неиссякаемой фантазией и мастерством.
Флористические аксессуары - это все то, что не является растительным материалом - свечи, ленты, фигурки животных, колокольчики, ракушки, камешки.Основная функция аксессуаров декоративное дополнение художественного замысла аранжировщика. Зачастую композицию не возможно выполнить без аксессуаров иначе она смотрится незавершенной. Аранжировщики включают свечи, колокольчики, ленты в различные рождественские настольные композиции или венки. Применение аксессуаров  необходимо  для различных тематических аранжировок, например пейзажных композиций. Аксессуары привносят свежесть, яркость в композицию, но надо знать меру, а, то может получиться громоздкая лишенная эстетической привлекательности аранжировка. 
Инструменты флориста
Цветочный секатор - используется для толстых волокнистых стеблей и тонких деревянистых веточек. Лезвия должны быть острыми, чтобы срез получался ровным.
Садовые ножницы - применяется для срезания большинства видов цветов.
Нож - необходим для срезания колючек, листьев и отростков с основного стебля, а также для резки флористической пены.
Кусачки для проволоки – используются для резки флористической проволоки.
Цветочные булавки - нужны для закрепления лент и мха в заданной точке композиции.
Флористическая пена (оазис) - дает возможность закрепить искусственные цветы в композиции. При работе с сухими и искусственными цветами флористическую пену можно заменить обычной монтажной пеной, которую необходимо нанести на полиэтиленовый пакет и дать высохнуть.
Он бывает двух видов зеленый, который используется для композиций из живых цветов и коричневый который используется для аранжировок из сухоцветов и искусственных цветов.
Сухую флористическую пену разрезают под сосуд нужного размера и формы. Для  живых композиций его следует намочить в воде. В сосуде флористическую пену закрепляют при помощи наколки или «лягушки». Это наколка представляет собой пластмассовый круг с четырьмя шипами. Крепить «лягушку» к дну сосуда можно при помощи липкой ленты или двухстороннего скотча, а также когда сосуд позволяет при помощи клеевого пистолета.
Флористическая лента - применяется для обмотки стеблей, придает стеблю дополнительную устойчивость. Также позволяет скрыть укрепляющую стебли флористическую проволоку и дает возможность предотвратить появление воздушных «карманов». Бывают с липким слоем и без него.
Проволока флористическая - используется для упрочнения и удлинения стебля живого или искусственного цветка, если этот стебель слишком тонок или короток для данной композиции.
Клеевой пистолет и клеевые палочки к нему - применяется для склеивания материала в композиции. Низкотемпературные клеевые пистолеты и клей изготовлены для склеивания флористической стиропены и рекомендуется для работы с искусственными цветами.Флористический крепеж. Для того чтобы, растения заняли нужное расположение в композиции, флористы используют различные технические приспособления, их прочно закрепляют в сосуде, так что бы их не было видно. Эти приспособления называются флористическим крепежом, давайте рассмотрим их.
Аранжировочная сетка (петельная проволока) - это тонкая сетка с ячейками диаметром до 5 см. Петельную проволоку в основном применяют для композиций из живых цветов, которые состоят из большого количества тяжелых и высоких растений.
Кензан - металлический держатель-наколка. Несколько рядов латунных иголок закреплены на тяжелом основании - круглом, подковообразном, прямоугольном. Наколки бывают разной величины - от 2 до 20см в диаметре с основанием толщиной 4 - 7 см. Главное свойство кензана - надежно удерживать на своих иголках толстые и тяжелые стебли.
Песок используют при работе с сухоцветами или искусственными цветами.