Презентация по русскому языку на тему Прямая и косвенная речь (7 класс)


1. У плетня заросшая рябина обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо С добрым утром! Гроза будет сказал Федя, посматривая на облака Я знаю проговорила она вас не убедишьСоставьте схемы записанных предложений. 1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.Найдите предложение с косвенной речью. Как происходит замена прямой речи косвенной. Прочитайте внимательно теоретический материал.1. Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора; другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь) и присоединяется к первой союзами что, будто, чтобы, местоимениями и наречиями кто, что, как, какой, где, когда, почему и другими и частицей ли. Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Ср. Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»)2. В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся См. предложение в п.13. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.4. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.5. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, А не от лица, чья речь передается. Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь. Прямая речь – это точная передача чужого высказыванияПредложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего.Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения. А : « П. » 4) « П », - а2) А : « П! » 5) « П !» - а А : « П? » 6) « П ?» - а7) « П, - а, - п.»8) « П, - а. - П.»9) « П ? – а. – П.»10) « П ! – а. – П.» Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания и составьте схемы.1.Что с вами приключилось, малыши?2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.5.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.6.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.7.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня. Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.1) «П!- а.- П!»2) «П,- а,- п!»3) «П»,- а,- «п!»4) «П,- а,- п»! Рассмотрите предложенные примеры, разберитесь, как происходит замена прямой речи косвенной. Обратите внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью «Мой дед землю пахал», - с Базаров отвечал с надменной гордостью, надменной гордостью отвечал что его дед землю пахал.Базаров.Андрей воскликнул: «Я таких людей Андрей воскликнул, что он таких людейвидел множество!» видел множество.Командир приказал: «Огонь!» Командир приказал, чтобы открыли огонь.«Который час?» – спросил я. Я спросил, который час.Врач спросил: «Какая у вас была Врач спросил, какая у меня былатемпература?» температура. Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение).СРАВНИТЕ1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!»2.Мне было сказано, что так поступать нельзя.Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза. Замените прямую речь косвенной «Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя» Расставьте знаки препинания в предложенияхи составьте схемы.1). Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу.2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею.3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт. Замени прямую речь косвенной! «Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.2. «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, - проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».3. «Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», - продолжал говорить Николай Петрович.4. Я спросил его: «Да ты умеешь ли плавать?»5. Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!» Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.1. Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.2. Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.3. Отец крикнул Феде, чтобы он держал правее.4. Дубровский спросил, все ли здесь и не осталось ди кого в доме.5. Сергей спросил тихо, почему она ушла. Проверьте правильность выполнения задания и исправьте ( если это необходимо) ошибки.Кирилла Петрович спросил: «Маша, где ты была?» или Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была!»2. Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода будет славная!»3. Отец крикнул Феде: «Держи правее!» или Отец крикнул: «Федя. Держи правее!»4. Дубровский спросил: «Все здесь? Никто не остался в доме?» или Дубровский спросил: «Все ли здесь, не осталось ли кого в доме?»5. Сергей спросил тихо: «Почему ты не ушла?» Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясните, чем вызваны эти ошибки.Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.2. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.3. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.4. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочу всё знать.5. В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей» Д/з: упр. 58.