Презентация по русскому языку на тему Прямая речь (5 класс)


Предложения с прямой речью. 5 класс. Прямая речь – речь какого – либо лица, переданная от его имени без изменения. 1. Меня позвала мама: «Саша, иди домой!»;2. «Который час?» - спросил Саша;3. «Полпервого» - ответила мама.4. «Можно я еще немного погуляю?» - попросил Саша.5. Мама сказала: «Вначале нужно пообедать и садиться за уроки».Каждое предложение, в котором присутствует прямая речь, состоит из таких двух частей, как слова автора и прямая речь. Эти части предложения связаны между собой по смыслу и интонации. Прочтите предложения. Найдите слова автора при прямой речи и выделите их. Обратите внимание, какие знаки препинания стоят до и после слов автора.1) «Вы не подскажите, где находится аптека?» - спросил незнакомец.2) Я ответил: «Пройдите один квартал, и там будет аптека».3) «Огромное спасибо!» - поблагодарил незнакомец. «Вы не подскажите, где находится аптека?» - спросил незнакомец.Я ответил: «Пройдите один квартал, и там будет аптека».«Огромное спасибо!» - поблагодарил незнакомец. Прочитайте предложения, приведенные внизу. Попробуйте переделать их так, чтобы вначале шли слова автора, а за ними следовала прямая речь: Для оформления прямой речи на письме используют особые знаки препинания. Прямая речь заключается в кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставится двоеточие.Из-за двери ответили: «С вами говорит участковый». А: «П». А: «П!» А: «П?» Если слова автора стоят после прямой речи, перед ними ставится тире, а после кавычек —запятая.«Солнышко село», — удивился муравей. «П», — а. Если прямая речь заканчивается восклицательным или вопросительным знаком, он ставится внутри кавычек, а запятая или точка не ставится.«Лёша дома?» — поинтересовались на другом конце провода. «П?» — а.«Удивительное это дело – книга!» - написал Лев Кассиль.  «П!» — а. Схемы предложений с прямой речью. «П», - а.«П!» – а. «П?» – а. А: «П».А: «П!» А: «П?» Составьте схемы к предложениям:« Славная погода завтра будет», - заметил я. «П», — а. «Не пишешь ли ты стихов?» - вдруг спросил Петр Иванович. «П?» — а.«Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она. «П!» — а. Вставьте пропущенные знаки препинания.Добро пожаловать, мой сын сказал с улыбкой он Руслану. «Добро пожаловать, мой сын», - сказал с улыбкой он Руслану. Вы сами прочтете стихи или мне вам прочесть нерешительно спросил я. «Вы сами прочтете стихи или мне вам прочесть?» - нерешительно спросил я. Да это бунт закричал исправник.«Да это бунт!» - закричал исправник. Составьте схемы к предложениям:Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую».А: «П».Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?»А: «П?»  Мишка кричит: «Здорово получается!»А: «П!»   Вставьте пропущенные знаки препинания.Брат сказал Я хочу с тобой поехатьБрат сказал: "Я хочу с тобой поехать".Казбич нетерпеливо прервал его Поди прочь, безумный мальчишка Казбич нетерпеливо прервал его: "Поди прочь, безумный мальчишка!"  Елизавета спросила Как долго вы будете отсутствоватьЕлизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать?» Слова автора содержат глаголы говорения: сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил, проворчал, буркнул. Предложения с прямой речью. К красну солнцу наконецОбратился молодец:«Свет наш солнышко!Ты ходишь круглый год по небу».«Ой вы, молодцы честные,Братцы вы мои родные», -им царевна говорит.«Братец мой», - отвечает месяц ясный. Прочтите отрывок из русской народной сказки «Царевна- лягушка». Найдите в тексте все глаголы, с помощью которых вводится прямая речь. Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за клубочком.  Идёт чистым полем, попадается ему медведь.«Дай, — говорит, — убью зверя!»А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич!  Когда-нибудь пригожусь тебе».Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба.«Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море».Он бросил её в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается.Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом». Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за клубочком.  Идёт чистым полем, попадается ему медведь.«Дай, — говорит, — убью зверя!»А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич!  Когда-нибудь пригожусь тебе».Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба.«Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море».Он бросил её в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается.Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом». Запишите предложения, расставьте знаки препинания  и составьте схемы предложений.1) Вот жадина изумилась сестра.2) Спасибо Павлуша сказала я.3) Отец успокоил ты спи.4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил.5) Стой окрикнул Пётр.  Найдите и исправьте ошибки в схемах. А – «П».                2) «П!», - а«П» - а.«П!»: а.  Указать предложение с пунктуационной ошибкой.1)Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: « Хорошо!»2) «Спасибо тебе» : сказал доктор.3) «Звери, собирайтесь!» - крикнул он.4) «Что там случилось?» - спросил Крокодил. Дополните определение прямой речи.Прямая речь — это _______  какого-либо лица, которые переданы _________ без изменений. На источник прямой речи указывают слова ________. Они могут стоять __________  прямой речи. Прямая речь часто вводится специальными словами — глаголами _________ и мышления или существительными с тем же значением.Слова для справок: слова, на письме, автора, до, после и внутри, говорения.