Конспект урока по литературному чтению на тему Н.А.Некрасов Крестьянские дети (3класс)




Темa: Произведения Н.А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» и «Мужичок с ноготок».

Цель : Познакомить учащихся со стихами поэта о детях.
Учебные задачи :
- формировать навык выразительного чтения стихов;
- познакомить с понятием «лирический герой»;
- закрепить навык выделения логического ударения и указания пауз;
- учить понимать значения эпитетов, сравнений в произведениях Н.А.Некрасова;
- формировать навык исследовательской деятельности со словами ;
- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству ;
- формировать коммуникативные навыки работы в парах;
- развивать позитивную самооценку учащихся.
Оборудование к уроку :
- учебник «Литературное чтение. 3 класс» Ефросининой М.А., М., «Вентана-Граф», 2010;
- тетрадь на печатной основе «Литературное чтение.3 класс», М., «Вентана-Граф», 2011 г;
- портрет Н.А.Некрасова;
- выставка книг писателя; словари.
- компьютерная презентация «Творчество Некрасова»;
- компьютер;
-памятки «Синквейн», «Чтение стихов».
- костюмы для детей, инсценирующих «Мужичок с ноготок».
Современные технологии:
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
- технологии уровневой дифференциации;
- информационно-компьютерные технологии



Ход урока :

Этап урока и его цель.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

- Дорогие друзья! Начинаем урок литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.


Проверяют готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания.
Наш урок литературного чтения начинается с проверки домашней работы. Вы получили творческое задание: подготовить свою страничку для книги-самоделки о Л.Н.Толстом. Прошу вас назвать произведение, выбранное вами, и определить его жанр.
Вы много нового узнали о творчестве писателя, о разнообразии его жанров, прочитали его мудрые и поучительные произведения. В средней школе вы продолжите изучения его наследия.
Выходят дети с самодельными страницами, посвященными изученным произведениям Л.Н.Толстого : сказки «Два брата» , «Работник Емельян и пустой барабан», «Ореховая ветка», басня «Белка и Волк», рассказы «Лебеди», «Зайцы», рассказ-быль «Лев и собачка», «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь».
(Оценка 5-6 работ)

3. Сообщение темы. Беседа о детстве, произведениях поэта, изученных в 1-2-м классах. Игра «Назови»
Цель : Выявление читательского опыта учащихся.



























Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством великого русского поэта, который родился в 1821 году в дворянской семье в Ярославской губернии. Барская усадьба выходила на самую главную дорогу. Все, кто ехал по ней, от почтовых троек до арестантов, закованных в кандалы, были видны хозяевам усадьбы. В ней жил маленький мальчик. Деспотичный характер отца , отставного майора, и кротость, терпение и доброта матери поэта, воспитали его чутким к чужим страданиям. Достоевский писал о нем «Это было раненное в самом начале жизни сердце. Эта никогда не заживающая рана была источником его страдальческой поэзии».
О ком вы услышали рассказ? Тема нашего урока – произведения Н.А.Некрасова.
Учился поэт в Петербургском университете. В этом городе он потом жил и работал. Но яркие картины из детства напоминали о себе. Некрасов пишет прекрасные стихи.. Вспомним некоторые из них, изученные в 1 и 2 кл.

- Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!..
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил и „с богом!“ сказал...

- В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Няня кричит: "Не убейся, родная!"
Саша, салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки - и Саша в снегу!
Выбьются косы, растреплется шубка
Снег отряхает, смеётся, голубка!
Не до ворчанья и няне седой,
Любит она её смех молодой...

На какую тему эти стихи? Верно, о природе и о детях.

- Это Н.А.Некрасов.
·








- Отвечают на вопросы учителя.









- «Дед Мазай и Зайцы»









- «Саша»









- О природе и о детях

4. Работа с научной статьей учебника.
Цели: формирование навыка работы со статьей.
Прочитаем вводную статью в учебнике «Н.А.Некрасов»
- О каком уголке России часто писал Некрасов свои стихи?
- Кто исследовал творчество Некрасова?
Чтение вслух статьи учебника.
Отвечают на вопросы..

5.Работа с отрывком из стихотворения «Крестьянские дети»
Цель: закрепление навыка выразительного чтения, воспитание интереса к поэзии
- Обратимся к выставке книг поэта. Кто изображен на их обложках? Правильно, дети. Как они выглядят? Чьи эти дети? Во что одеты крестьянские дети? Что вы знаете об их жизни?
- Чтение отрывка учителем.
- Беседа по выявлению первичного восприятия.
- Это очень красивое стихотворение, с интересным интонационным рисунком. Необходимо правильно использовать паузы. Вспомните, какие бывают паузы? Выделим их аккуратно карандашом. А теперь приступим к тренировочному чтению.

- Вспомним правила чтения поэтического произведения:
1. Выразительно; 2. Без ошибок; 3. Соблюдение пауз. (Памятка).

- Прочитайте отрывок самостоятельно, соблюдая правила памятки.

На обложках мы видим картины русской природы и лица детей. Это крестьянские дети, одетые в простую одежду.
Их жизнь была нелегкой. Они рано начинали помогать взрослым.

- Работают над расстановкой пауз.
- Паузы бывают короткие, средние и длинные.




- Пробное выразительное чтение стихотворения.


6.Работа со стихотворением «Мужичок с ноготок».
( инсценирование). Введение понятия «лирический герой».
Цель : Развитие творческих способностей уч-ся, формирование навыка работы со словарем.
- Прочитайте слова, написанные на доске.
ПОЛУШУБОК, ВОЗ ХВОРОСТУ, ШЕСТВИЕ, ВЕСТИМО, ЧИННО.
Объясни значение этих слов, пользуясь словарем. Какие из слов называются устаревшими?

- Кто мог произносить эти слова? В какое время? Послушайте инсценировку, которую подготовили наши ребята.


- Кто главный герой стихотворения?
Такой персонаж называется «лирический герой».
(вывешивается карточка). К нему обращены чувства и переживания автора и читателей.
- Как поэт говорит о мальчике?
- Каким тоном мальчик разговаривает с прохожим? Почему?
- Каким вы представляете себе Власа? Какие слова говорят о том, что он считает себя взрослым? Прочитай?



Составим коллективное описание лирического героя Власа по памятке «Синквейн»:
Имя героя.
Три слова-признака героя. (какой?)
Три слова-действия героя (что делает?).
Составь одно предложение о нем.

Объясняют значения слов.
Работают со словарем.



Инсценировка «Мужичок с ноготок».


Отвечают на вопросы устно.




Выраз. чтение стихов.
Работают над стихотворением.




Работают по памятке:
1. Влас.
2. Он спокойный, маленький, важный.
3. Он ведет, шествует, отвозит.
4. Влас чинно ведет под узцы лошадь.

7. Работа в тетради на печатной основе. Создание мотивации для чтения целого произведения.
Цель: Формировать интерес к русскому слову.

- Открой ТПО на странице 87.
-- Когда и где происходит действие?
Прочитай задание № 1 «Точное слово». Подчеркни ответы.
Выполни задание №3 «Эрудит». Выполни эту работу в парах.

- Подберите синонимы к словам «малюточка» и «шествуя». ( №3, с.88).


Работают в тетради.
Самостоятельно работают в парах.

Подбирают синонимы.


8 Рефлексия .
Цель: Развивать рефлексивную деятельность учащихся.

Что нового вы сегодня узнали? Кто захотел прочитать с родителями стихотворение «Крестьянские дети»?

К следующему уроку выучите наизусть отрывок «Мужичок с ноготок».

Урок окончен.

Учились анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу.













15