Конспект урока по русскому языку для 5 класса на тему Прямая речь


Технологическая карта урока.
Автор: Гужанкова Татьяна Владимировна
Класс: 5
Тема урока: Прямая речь.
Тип урока: комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты:
- предметные: знать понятия «прямая речь» и «слова автора», схемы предложений с прямой речью; уметь разграничивать прямую речь и слова автора, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью; употреблять слово «пожалуйста» в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме; составлять предложения с прямой речью;- метапредметные: извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой;
-личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент Наблюдение. Эмоциональный настрой обучающихся. Организация рабочего места.
Проверка готовности к уроку. Личностные: настрой на позитивное начало урока
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиАктуализация и пробное учебное действие 1) Проверка Д\З.
2) Фронтальный опрос:
- что такое синтаксис?
- какие предложения называются сложными?
- назовите виды сложных предложений.
3) «Найдите соответствие»
Простое предложение [ ], (когда ).
ССП [ О , О ].
СПП [ ], и [ ].
? «П!» - а.
- Какая схема осталась?
- Что она обозначает?
- Сформулируйте тему урока. (Прямая речь) 1)На доске выполняется синтаксический разбор простого и сложного предложения из домашнего упражнения.
2) Отвечают на вопросы.
3) Стрелочкой соединяют термин (вид предложения) из первого столбика и соответствующую схему из второго столбика. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Коммуникативные: строить понятные для окружающих высказывания;
Формулировать собственное мнение и позицию, выслушивать ответы товарищей
Познавательные: ориентироваться в собственной системе знаний;
использовать знаково-символические средства
Выявление места и причины затруднения
- Для чего нам нужны предложения с прямой речью? Чтобы ответить на этот вопрос, поэкспериментируем.
Игра «Глухой телефон».
3 человека выходят из класса. Одному ученику даётся задание пересказать текст. («Передайте Ивану Петровичу, что завтра , в 8-45, привезут болты, потому что шурупы поступили в магазин сегодня вечером.»). Вышедшие из класса заходят по одному и пытаются передать друг другу по очереди эту информацию.
- Что же такое «прямая речь»?
Читаем на экране:
ПРЯМАЯ РЕЧЬ прямо и дословно сообщает, что именно сказал человек, о котором нам рассказывает АВТОР.
Прямая речь на письме выделяется кавычками:
« П » Ответы детей.
В ходе игры дети приходят к выводу, что в некоторых случаях просто необходима дословная передача информации, и в этом помогут предложения с прямой речью. Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.
Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.
Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе
Регулятивные – осознавать недостаточность своих знаний.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. - Прочитайте правило в учебнике. (п.48)
Прочитайте предложения на экране:
Поэт Владимир Маяковский путешествовал по Америке.
Американские читатели сказали ему : « Какой Вы , Владимир Владимирович , высокий ».
« Я просто самый маленький в мире небоскрёб », - ответил он.
- Кто такой Маяковский? С какими его произведениями знакомы? Что такое «небоскрёб»?
- Запишите предложения, найдите предложения с прямой речью.
- Из каких частей состоят эти предложения?
(Прямая речь и слова автора)
- Нарисуйте схемы постановки знаков препинания. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения, делают выводы.
Рассматривают слайды презентации. Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации
Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.
Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.
Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление. Упражнение «Вежливый дождик». (на экране)
Дождик сидел на туче, болтал ногами и думал : «Спрыгнуть или не спрыгнуть?»
Дождику очень хотелось на землю, и он послал телеграмму : «Пойду сегодня в два часа дня».
Застучал по окнам почтальон Гром : «Получите, пожалуйста, телеграмму. Вам телеграмма-молния».
«Дождик пойдёт», - тревожно зашептали листья Старой Берёзы.
«Что? Дождик собирается? В таком случае я немедленно ухожу», - нахмурилось Солнце и скрылось за тучу.
- Найдите предложение с «вежливым» словом и запишите его.
Игра «Шпионы».
- «Зашифруйте» текст. (Нарисовать схемы всех предложений)
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом, сверьте записи с экраном, поставьте смайлик. Выписывают предложение со словом «пожалуйста», обращая внимание на пунктуацию.
Рисуют схемы предложений.
Взаимопроверка. Личностные – приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные – самостоятельно находят нужную информацию.
Коммуникативные –
совместная деятельность в парах с учётом учебно-познавательных задач, умение задавать вопросы для уточнения последовательности работы
Регулятивные – контроль, оценка, коррекция.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. «Конструктор».
Слова автора Прямая речь
1) Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово
2) А Балда приговаривал с укоризной
3) Приплыла к нему рыбка, спросила
4) говорит она ему 1)Не гонялся бы ты поп за дешевизной
2)Бог с тобою, золотая рыбка!
3)Чего тебе надобно, старче?
4)Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?
Конструируют предложения с прямой речью.
Сверяют с образцом. Личностные:
нравственно-этическое оценивание.
Регулятивные:
Контроль, коррекция, оценка.
Познавательные:
структурирование знаний, рассуждение, доказательство.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
Включение в систему знаний и повторение Творческая работа «Снежинки».
Каждому ученику раздаётся снежинка из бумаги.
- А вы знаете, что снежинки умеют разговаривать?Просто они очень скромные и стесняются людей.Как вы думаете, о чём мечтают снежинки?
Запишите, используя предложения с прямой речью.
Придумывают и зачитывают свои предложения со знаками препинания.
Каждая снежинка крепится на магнитную доску. Личностные:
осуществление личностного морального выбора
Регулятивные:
коррекция, оценка
Познавательные:
построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли