Поурочный план урока по истории на тему Иван III — государь всея Руси (6 класс)


Технологическая карта урока истории
Тема урока: §22 «Иван III- государь всея Руси»
Цель урока: раскрыть значимость внутренней и внешней политики Ивана III, способствующих формированию его как государя всея Руси.
Класс: 5
Задачи урока:1) актуализировать знания учащихся об основных направлениях внутренней и внешней политики Ивана III, познакомить с оценками историков личности Ивана III;
2) развивать навыки работы с информацией разного вида (интернетом, источниками, учебником), умение анализировать факты, события, давать им оценку, сравнивать и делать обобщающие выводы;
3) воспитывать критическое мышление, самостоятельность суждений.
Предметные:
1) актуализировать знания учащихся об основных направлениях внутренней и внешней политики Ивана III, познакомить с оценками историков личности Ивана III;
2) развивать навыки работы с информацией разного вида (интернетом, источниками, учебником), умение анализировать факты, события, давать им оценку, сравнивать и делать обобщающие выводы;
3) воспитывать критическое мышление, самостоятельность суждений.
Метапредметные:
Способствовать формированию умения работать с графической информацией, составлять план, проявлению и развитию индивидуальных, творческих особенностей, самостоятельной поисковой деятельности, представление творческих работ; развитие мышления и умения анализировать; развивать интерес к предмету; воспитать внимательность и аккуратность.
Личностные:
- развивать коммуникационные способности учеников, умение слушать и вступать в диалог;
- формировать национальную гордость, патриотические чувства учащихся; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Регулятивные:
- способствовать развитию у учащихся умения планировать свою работу;
- оценивать работу товарищей и свою;
- повысить познавательный интерес к предмету;
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления; развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: частично-поисковыйФорма работы: индивидуальная, фронтальная, беседа
Используемые педагогические технологии: развивающее обучение.
Оборудование: 1.Карта «Образование централизованного государства». 2.Таблица «Образование единого Русского государства». 3.Проектор.4. презентация 5.Запись на доске.
Этапы урока Время Деятельность Приемы методы, формы работы, технологии Прогнозируемые результаты
Учителя Деятельность учащихся Предметные УУД
1. Организационный момент 2 Организует внимание, готовность к уроку.
Обсуждение эпиграфа: «Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным отечеством». Н.М. Карамзин.
Знакомит с планом и целью урока. Учащиеся готовятся к уроку.
Обсуждается мнение Карамзина об Иване III. словесный Психологическая готовность к уроку Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам2. Актуализация знаний 5 Опираясь на текст изученных параграфов учитель задает вопросы:
- Давайте вспомним, какое детство было у Ивана III? Каково было положение Руси в начале его правления?
Ученики
опираясь на знание из предыдущего урока отвечают на вопросыФронтальный опрос
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль деятельности учащихся. Личностные: анализ усвоенного материала.
3.
Переход к изучению новой темы.
5 Учитель информирует и рассказывает учащимся о детстве Ивана
- Василий II понимал все опасности конкурентной борьбы за власть в Московском княжестве.
Поэтому он провозглашает своего восьмилетнего сына Ивана великим князем и соправителем отца.
Вскоре Иван начинает выполнять важные военные и политические поручения. 12-летний Иван уже возглавляет военный поход.
Проблемный вопрос:
Каким был в детстве Иван III?
Каким стал Иван III после смерти отца? Слушают учителя.
Отвечают на вопросы опираясь на информацию слайда
Фронтальная Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
4.
Изучение новой темы 5 Вопросы урока:
- Каковы были первые деяния Ивана III?
-Как происходило присоединение Новгорода к Москве?
- В каком году и где происходило сражение новгородских войск и передового отряда Ивана III?
- Чем закончилось сражение?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника: прочитав п.1, 2, §22 учебника, выяснить, какие изменения произошли в Руси в годы правления Ивана III. Слушают учителя.
Записывают в тетрадь вопросы урока. По выбору учителя формулируют ответ на заданный проблемный вопрос Фронтальная Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
5. Усвоение новых знаний
5 2. Беседа по прочитанному :- Как произошла борьба Руси с Ордой?
- Чем закончилась борьба Руси?
- Почему Ивана III дали прозвище «государь всея Руси»?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника: прочитав п.3, 4, §22 учебника, выяснить, какие изменения произошли в борьбе Руси с Ордой и чем она закончилась.
Обсуждают прочитанное. Отвечают,
предлагают ответы на вопросы.
Записывают в тетради
индивидуальная, наглядно иллюстративный Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучен-ной темы.
Анализировать текст учебника, извлекать необходимую информацию Регулятивные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание письменно.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-познавательной цели; логическое формулирование проблемы.
6. Физкультминутка 1 Давайте немного передохнем.
Поднимает руки класс – это «раз».Повернулась голова – это «два».Руки вниз, вперед смотри – это «три».Руки в стороны по шире развернули на «четыре»,С силой их к плечам прижать – это «пятьВсем ребятам надо сесть – это «шесть». Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. 7.
Изучение новой темы 8 Рассказ учителя о состоянии на Угре.
- Иван III выдвинул своё войско навстречу врагу. Ахмат привел ордынских воинов к реке Угре. На противоположном берегу встало русское войско, не давая ордынцам переправиться через реку и идти на Москву. Несколько месяцев стояли войска на Угре друг напротив друга.
В это время союзник Ивана III крымский хан Менгли-Гирей напал на земли Польско-Литовского государства, из-за чего его глава король Казимир IV не смог оказать хану Ахмату обещанную помощь. Кроме того, отряды русских, посланные Иваном III по Волге, напали на территорию Большой Орды и разорили ее столицу Сарай.
К концу октября река начала замерзать и враг легко мог вскоре перейти на другой берег. Великий князь приказал отвести русские войска с открытого поля к Боровску, где в зимних условиях оборонительная позиция была более выгодной.
К концу октября река начала замерзать, и враг легко мог вскоре перейти на другой берег. Великий князь приказал отвести русские войска с открытого поля к Боровску, где в зимних условиях оборонительная позиция была более выгодной.
Так окончилось на Руси иго Золотой Орды, длившееся почти 250 лет. Слушают учителя.
Записывают в тетрадь основные понятия и даты.
Фронтальная, наглядно иллюстративный Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучен-ной темы.
Анализировать и осмысливать материал, извлекать необходимую информацию Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
8.
Работа на карте. 5 Вопросы учителя:
-В годы правления Ивана III по карте покажите, какие земли были присоединены Руси? Ученики по выбору учителя выходят и показывают, находят географические объекты на карте, отвечают на вопросы, делают заметки в тетради Фронтальная Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Познавательные: умение осознанно найти и показать на карте ответы на вопросы
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение вступать в диалог.
9.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 5 Учитель выявляет качество и уровень усвоения знаний, устанавливает причины выявленных ошибок.
- На основе материала данного параграфа пользуясь геогр. картой, заполните таблицу «Образование единого Русского государства», показывая слайд, объясняет.
Годы Имя князяИмя князя Присоединение земли
1464 Иван III Ярославское и Ростовское княжество
Учащиеся выполняют и анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность работы. Фронтальная Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Личностные: формирование позитивной самооценкиРегулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
10.
Самостоятельная работа учащихся 4 Вопрос учителя:
- Запишите в тетради даты исторических событий во время правления Ивана III:
1462 г. – вступил на престол Иван III
14 июля 1471 г. – сражение новгородского войска
и отряда Ивана III на р. Шелони3. В январе1478 г. – Иван III торжественно въехал в
Новгород
4. 8 октября 1480 г. – победа Руси в сражении против ордынского ига
5. 1485 г. – присоединение Твери к Руси
6. 1488 г. – провозглашение Ивана III «Государем всея Руси»
7. 1510 г. – присоединение Пскова к Руси
8. 1521 г. – присоединение Рязани к Руси Учащиеся в тетради записывают хронологию исторических событий.
Фронтальная Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
11. Подведение итогов урока. 2 Подводит итоги работы. Обсуждение вопросов:
Кого называют «Государем всея Руси»?
Каково было положение Руси в начале правления Ивана III?
Как происходило присоединение Новгорода к Москве?
Чем закончилась борьба Руси с Ордой? Сколько лет продолжалась?
Почему эти события считались важнейшим в деле объединения Руси? Учащиеся отвечают на вопросы и участвуют в беседе с учителем Объявление оценок Дать оценку работы учащихся Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке12. Информация о домашнем задании 1 § 22 прочитать «Архивы истории» в учебнике по стр. 171 и ответить на вопросы (1-3)
Учащиеся записывают в дневники задание. Словесный Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения дом. задания