ПРОБЛЕМА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК (ТАССР 30-е годы XX века)


ПРОБЛЕМА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ И МАТЕРИАЛНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК (ТАССР 30-е годы XX века)
Эта работа является продолжением публикации «ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТАТАРСКОЙ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ в 1930-е годы», которая рассматривает более проблему квалифицированных кадров в дошкольных учреждениях.
Тридцатые годы ХХ века кадры не везде были квалифицированными, поэтому каждый год действовали курсы повышения квалификации, чтобы устранить недостаток. Работа с детьми нелегкая, и поэтому большой массы желающих не было. Все в основном шли на технические специальности или на те, которые необходимы в колхозе всегда - это свинарки, доярки и другие.
Квалифицированные кадры, руководствуясь полученными знаниями, четко понимали важную роль питания, занятий и организации работы детской площадки, то есть соблюдение режима дня у детей. Режим дня в детском учреждении - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Это понимала и партия, поэтому рекомендовала в своих целях использовать режим дня на детских площадках. Он должен был способствовать созданию человека, способного работать, развиваться на благо социалистического общества, жертвуя своими интересами. Режим дня планировался в соответствии с длительностью работы детской площадки: от 9 - до 12 часового пребывания, иногда увеличивался на 2-3 часа или вообще становился круглосуточным. Соответственно от этого зависело, были ли дополнительный ужин или второй завтрак в режиме дня у детей на площадке. По мнению В. Гафаровой питание на детских площадка - лишь дополнительное к домашнему. Поэтому Гафарова считала, что прием пищи должен осуществляться на детских площадках только два раза в день. Но современные исследователи с ней не согласны, этого недостаточно для нормального развития детского организма. При работе учреждения в 12 или 14 часов в сутки по современным стандартам необходимо питание минимум 4 раза.
В документах Национального архива республики Татарстан встречаются материалы, где говорится, что прием детей на детских площадках начинался с семи утра и длился не более 30-40 минут. Но Гафарова в своей работе отмечала, что начало работы детской площадки было с 9 утра.
В идеале дети должны были быть заняты с утра интересными играми, которые подготовила для них руководительница (далее может встречаться - «воспитатель»). Когда все собирались, воспитатель вместе с санитаром (в современное время эта должность называется младший воспитатель) и детьми проводили осмотр детей, проверяли чистоту шеи, рук, лица, одежды. После осмотра дети умывались, чистили зубы.
Таким образом, через детские учреждения прививали всей семье навыки гигиены. В XXI веке дети чистят зубы дома, а после идут в детский сад, кроме тех, конечно, которые работают круглосуточно. Это говорит о проделанной работе педагогов тридцатых годов, которые через детские учреждения прививали навыки гигиены населению. Воспитатель в 1930-е годы должен был обеспечить каждому ребенку отдельное полотенце, порошок и зубную щетку и проследить за правильностью выполнения гигиенических процедур. Такая работа требует большого терпения и любви по отношению к детям.
Соответственно, если прием детей длился около часа, то завтрак должен был быть примерно в 8 часов утра и длился примерно от 30 до 40 минут. В архиве встречаются рекомендации о том, что старшие дети могли помогать в накрывании столов. За завтраком руководительница приучала детей хорошо прожевывать пищу, сидеть за столом спокойно, есть опрятно, то есть формировала навыки самообслуживания. После завтрака проходили организованные занятия, воспитатель, прежде всего, продумывала, что нового должны были получить дети в соответствии с психофизиологическими и возрастными особенностями группы детей. В современных детских садах утренний распорядок дня, касающийся приема детей и завтрака, не отличается от тридцатых годов. Это говорит о практичности мышления тех людей, которые организовывали режим дня для детских учреждений.
Дети на детских площадках были разновозрастные, поэтому режим дня должен был это учитывать. Встречались учреждения, где это требование не выполнялось. Конечно, в соответствии с требованием времени, все занятия и игры должны были закреплять трудовые навыки, научить детей коллективной работе. Надежда Константиновна Крупская говорила о том, что важно общественное воспитание детей для формирования здорового человека. Воспитание индивидуального человека внутри коллектива на благо самого коллектива. Для этого и нужна сеть детплощадок и детсадов и яслей даже на круглосуточной основе.
Большую роль в организации режима играло помещение, в котором находились дети. В идеале оно должно было быть чистым, светлым, просторным, сухим, но на практике это было не так. Например, в одном из колхозов Шереметьевского района ТАССР в помещениях было грязно, обилие мух, продукты были расположены на полу. Дети были грязные и нестриженые. Режим дня не соблюдался. Помещения большинства детских площадок были неприспособленны. Это происходило из-за отсутствия помещений и носило сезонный характер - на время летних каникул в школах жилых свободных помещений. Детские площадки организовывались в школах, избах-читальнях, отсюда и сезонный характер на время каникул (летних) в школах. Некоторые детские площадки работали в маленьких колхозных домах. Например, по сведениям архива, в Первомайском районе имелись специальные постройки для детских площадок. Конечно, здесь был отлично отработанный режим дня, поэтому ничто не мешало его соблюдению ни маленькая площадь помещения, ни его освещение или отсутствие участков для прогулок. Такие примеры встречаются в документах Национального архива республики: в деревне Мараса Билярского района детская площадка функционировала в бывшем барском доме, несмотря на это участок был в антисанитарном состоянии. Или в Алексеевском районе участки для прогулки были не очищены от мусора, на него даже навезли навоз для хранения. К сожалению, со стороны местных органов правления колхоза или совхоза такое не внимательное отношение к детям и к организации детских учреждений встречалось часто.
Оборудование учреждения влияло на его организацию. Оно должно было соответствовать возрасту и росту ребенка. Дошкольные инспектора, по сведениям документов архива, в районах Лаишевском, Верхнее-Услонском, Шереметьевском плохо информировали колхозников-родителей о необходимости удобной мебели для детей, заготовки ее в зимний период в мастерских. Были случаи, когда дети сидели на высоких скамейках, ноги у них болтались в воздухе, из - за этого быстро уставали. Это приводило иногда к срыву занятий (деревня «Ташовка» Верхне Услонского района). Встречались детские площадки, где не было никакого оборудования, кроме голых стен пола и потолока. Мебель появилась только тогда, когда детскую площадку посетил представитель Татнаркопроса (детская площадка Кзыл-Армейского района). Поэтому здесь не могло идти речи о режиме, его просто не было. Но оборудование - это не только мебель, но и игрушки, которых не хватало. Например, из игрушек у детей на площадке были песочные наборы, носилки, возможно самодельное лото или другие настольные игры.
Занятия проходили в организованном режиме. Воспитатель составляла заранее план работы на весь день по минутам, чередуя занятия и свободную игровую деятельность детей, учитывая прием пищи и дневной сон. Но эти рекомендации выполнялись не везде, например, в Шереметьевском районе были выявлены факты нарушения режима дня, касающиеся занятий.
Дети могли заниматься лепкой, рисованием, пением, физкультурой, чтением сказок или сочинять рассказы по увиденному на прогулках и экскурсиях. В документах архива республики Татарстан встречаются сведения о занятиях на детских площадках, например, лепка из глины. Необходимый материал и оборудование заготавливали сами воспитатели. Все приемы, соответствующие возрасту детей по работе с глиной показывал сначала воспитатель. Маленькие лепили на свободную тему, а старшие ребята выполняли тематические задания (например, темы, связанные с Красной Армией, техникой, которая работает на полях). Лепка развивала аккуратность, усердие, и мелкую моторику рук, которая способствует развитию речи памяти.
Занятия велись в будни, а вот в праздники (светские) организовывались «утренники» по разным тематикам. Например, на страницах журнала «Дошкольное воспитание» ведущие детские сады делились своим опытом планирования детских праздников: песни, рассказы, танцы, плакаты. Тематика утренников отражала атмосферу того времени, например: утренник, посвященный годовщине смерти Ленина, праздник ко дню победы Октябрьской социалистической революции и др. После завершения мероприятия дети могли составить рассказ, нарисовать понравившийся момент утренника. Можно предположить, что подобные утренники проходили в Татарской автономной республике, так как журнал «Дошкольное воспитание» был основным источником для детских учреждений в тридцатые годы. Что касается праздников религиозных, их советская власть не признавала. В журнале содержалась информация о том как дети рисовали плакаты, разучивали песни антирелигиозного характера и выходили на демонстрации с педагогами и родителями. Если сравнивать с современными детскими садами, то праздники проходят общепринятые это: утренники, посвященные приходу осени или весны, Новый год и др. Но при этом приветствуются и национальные праздники, например во многих садах проводиться праздник «Сабантуй», а в детском саду с английским уклоном дети дополнительно празднуют «Хэллоуин».
Для нормального развития детей немаловажную роль играли прогулки на открытом воздухе: в поле, лугу, лесу. Организовывались экскурсии в соседние колхозы, библиотеки, музеи, МТС и др. Во время прогулки дети собирали грибы, ягоды, лечебные травы, наблюдали за ящерицами, лягушками, птицами. Время, проведенное на прогулке и экскурсиях, давало пищу для фантазирования, детских игр.
В режим дня включили трудовое воспитание детей на огородах при детских площадках. Обслуживали его работники площадки или родители, но дети тоже принимали участие, например, дети старшие поливали и собирали урожай, дети младше убирали сорняк и прочий мусор. Так же при детплощадках был организован сарай с животными: куры, кролики, свиньи и др.. Одновременно с этим незаметно для детей проходили закаливающие процедуры, конечно, под наблюдением врачей. Помимо экскурсий дети выходили каждый день на прогулки на специально отведенный участок, организованный возле детской площадки. На них так же проводили занятия и игры, читали книги и просто отдыхали на свежем воздухе. Такие примеры можно встретить в архивных документах. В колхозе «Прогресс» Бугульминского района воспитатель Казанова на прогулке разучивала с детьми стихотворение, читала литературу, играла с детьми в «Красную Армию». Рисовали пушки и танки, разучивали песни, проводили беседы. Все происходило под контролем воспитателя, она устанавливала правила игры, руководила ею, направляя детей в нужное руло.
Конечно нужно сказать и о финансовой стороне т.е о заработной плате воспитателей (руководителей). Зарплата дошкольным работникам должна была возрасти на 10% в среднем по Татарской Республике и составлять 95 рублей при 5 часом рабочем дне. А надбавки за заведование трехкомплектным детсадом 10-15 руб. в месяц, ставка технического персонала - 15 рублей в месяц. 1% должны были выделять на премирование ударников труда из общего фонда зарплаты. Было рекомендовано к 1937 году увеличить ставку сотрудника детского сада до 140 рублей, на детских площадках - 110 рублей. Заработная плата сотрудников детского сада превышала в среднем на 20-40 рублей, чем у работников детской площадки. Видимо, это зависело от образования, например, если на детскую площадку работать могли пригласить просто молодую и добродушную девушку, которой доверяют родители, то для работы в детском саду педагогическое образование было обязательным, так как педагоги детских садов вели методическую работу с работниками недавно открывшихся детских учреждений, например, детские площадки. Возможно, играла роль местность, в которой функционировали детские учреждения. Стоимость родительской платы за месяц на одного ребенка в 1932 году составляла в производственном районе 59 рублей, в колхозах - 43 рубля .
В эту эпоху прослеживает острая потребность в дошкольных учреждений, так как женский труд стал применять в широких масштабах. Для решения проблемы в области компетенции дошкольных кадров советское правительство в рамках культурной революции ввело обязательным прохождение педагогических курсов. Для сотрудников дошкольных учреждений, что позволило повысить уровень подготовки специалистов и решение возникающих проблем.
Подготовила Бадулина М.С /учитель истории/
Чем питались дети в дошкольных учреждениях
ТАССР 30-е годы XX века
В этом разделе рассматривается еще один очень важный аспект в организации детских садов и детских площадок. От питания зависит рост, здоровье, настроение ребенка и матери, потому что, оставляя ребенка в детских учреждениях, любая женщина задавалась вопросом: сыт ли мой ребенок? 19 августа 1931 года в постановлении ЦК ВКП(б) «О мерах общественно питания» дало четкую установку на 1932/1933 учебный год по школьному и дошкольному питанию. По всему Союзу общественным питанием должно было быть охвачены около 153 тыс. воспитанников дошкольного возраста. Это требовало больших финансовых затрат. Для этого опять подключили общественность: «каждый рабочий, каждый член партии и комсомолец …обязаны на деле обеспечить борьбу со всеми недостатками общественного питания и превратить его в важнейшее звено в работе по улучшению быта рабочего класса».
Был организован специальный фонд питания для детских садов согласно постановления Наркомснаба РСФСР от 3 февраля 1931 года № 156., по которому устанавлась норма питания в месяц для детей от 4 до 7 лет норму питания в меся: хлеб белый - 3,7 кг.; ржаной хлеб - 1,5 кг.; крупа -1 кг.; мясо - 1,5 кг.; рыба - 1,8 кг.; жиров - 0,4 кг.; сахар - 1,5 кг.; макароны - 0,3 кг.; яиц - 15 штук на человека. На основе этого постановления в союзных республиках выходили аналогичные постановления. Не нужно забывать и о голоде 1932-1933 годов, так что этот фонд частично застраховал детские учреждения. Зачастую дети в детских садах и на детских площадках питались намного лучше, чем дома.
Для того, чтобы питание было качественное, нужны были соответствующие квалифицированные кадры. Общество «Друг детей» заключило в 1932 году договор со Всеобщем комитетом питания. В нем говорилось о том, чтобы выделить через низовые звенья ОДД общественного инспектора по детскому питанию в числе 1 000 человек, согласно контрольным. Но, к сожалению, система была не отлажена. Отдел общества «Друг детей» в Татарии занимался поиском средств на развитие образования, воспитания, содержания и питания детей. Руководители (ОДД) в Татарской автономной республике не просто занимались сбором денег с населения, но сами вносили большой вклад в общее дело. Они продавали прохладительные напитки в ларьках, буфетах. На вырученные деньги воплощали свои идеи. Но этот вид финансирования не приносил существенных доходов. Так, например, при проверке баланса кассы республиканского совета ОДД отчисления за весь 1931 г. составили только 1 руб.99 коп. И это при обороте в десятки тысяч рублей. Здесь сыграла роль сама схема отчислений: 90 % оставались в местных ОДД и только 10% идут в центральный ОДД по Татарии, что оказалось не эффективно.
Если обратить внимание на питание детей на детских площадках, то качественное, разнообразное и организованное питание было не везде. Как говорилось в более ранних публикация, это зависело в основном от колхоза или совхоза. По материалам Национального архива республики, в Октябрьском районе деревне «Чалы» и деревне «Курмаково» Лаишевского района, в колхозе «Победитель» питание детей было очень хорошее по меркам 1930-х годов. На завтрак давали пшеничный хлеб с маслом и яйцами или молоком; на обед молочное или мясное из двух блюд и давались овощи или фрукты. Это только один из примеров. На другой день или месяц питание могло измениться, так как единой и отлаженной схемы снабжения продуктами для детских площадок не было. В однокомпонентном детсаду и детплощадке Яныльского района на ребенка в день выделялось: хлеб - 300 гр.; масло - 10 гр.; картофель - 200 гр.; овощи - 200 гр.; мука - 100 гр.; мясо - 50 гр.; крупа - 50 гр.; молоко - 1 стакан. Примерные сметы были во всех колхозах. Питание зависело от добросовестности председателя и работников детских учреждений. Климатические условия играли роль в питании: засуха, холод, дожди, так как снабжались овощами с колхоза и огородов при детских площадках.
По сведениям журнала «Дошкольное воспитание», дети хлеб принимали по 15 грамм 3-4 раза (45-70 гр.) в день, что не соответствовало нормативам. В этом же журнале указано примерное меню дошкольных учреждений тридцатых годов, из которого видно, что горячий завтрак был не каждый день, его могли заменить бутербродом и яйцом. Питье для детей за один прием было от 50 до 100 грамм. А по требованиям современных Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2013 года горячий завтрак обязателен каждый день (каши или молочные супы), плюс к этому булка или бутерброд с маслом или сыром, не считая питья (в ясельной группе составляет 150-180 граммов, старшей группе - 180-200 граммов). Если брать готовую кашу на завтрак по весу, она составляло: в яслях 120-200 гр., детском саду 200-250гр. В тридцатые годы эта норма была меньше и составляла примерно от 120-200 гр. для всех. Дополнительно включаются яйца 2-3 раза в неделю. Как и в тридцатые годы, каждый день необходимо включать в рацион детей овощи и фрукты (могут заменяться соками). Творог и молоко не мене 4 раз в неделю в любом виде, т.е это могут быть сырники, ватрушки или просто творожки в заводской упаковке. Это способствовала увеличению нормы питания в современных детских учреждениях не только относительно завтрака, но и обеда, ужина и полдника. Этот факт свидетельствувает о повышении уровня жизни населения, изменении норм питании и здравоохранения по сравнению с опытом прошлого.
Но, говоря о тридцатых годах, необходимо отметить, что были и такие районы, где питание было неудовлетворительным. Например, в документах Национального архива указаны Шереметьевский или Тюлячинский район. В колхозе «Нацмен» питание было однообразное - это лапша, горох, картофель, ни овощей, ни фруктов, ни молочных продуктов не было. Учитывая тот факт, что детская площадка функционировала в сезон, когда в изобилии были овощи и ягоды, это было недопустимо. Дети в этих районах не получали необходимые витамины. По мнению многих исследователей, все это негативно отражалось на развитии ребенка, служило ярким примером необходимости регулирования проблем питания на детских площадках. Для этого организовали «дошкольные походы», которые вели проверки и призывали общественность быть активными в организации детских учреждений.
Позднее, в 1936 году, в журнале «Дошкольное воспитание» вышла рубрика по общим нормам питания в детских учреждениях. В ней были указаны таблица дозволенных продуктов питания и нормы в граммах на ребенка, какие блюда можно из них приготовить и чем можно заменить недостающий продукт. Например, манные котлеты можно было заменить рисовой запеканкой. Вместо сыра можно дать икру. Капуста жареная или квашеная могла быть заменена тушеной. А если вдруг не оказывалось молока, его необходимо было заменить кисломолочными продуктами, например, кефир и простоквашей. В XXI веке в детских учреждениях исключается возможность употребления простокваши детьми, так как это благоприятная среда для болезнетворных бактерий. Естественно, все блюда проходят специальную термическую обработку. Еще обязательно в рацион питания тридцатых годов должны были входить овощи и фрукты, их можно было заменить ягодами.
Одним из ресурсов снабжения продуктов на детский стол стала организация огородов, садов с фруктами, разведение кур или кроликов и др. Их обслуживали как работники самой детской площадки, так и родители воспитанников. В целях трудового воспитания дети тоже привлекались к работе. Работу поручали в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. В современном детском саду такого нет, так как продукты питания должны пройти специальные тестирование и получить сертификат качества на предприятии. Только после этого они с документами поставляются в детские учреждения, где их проверяют на пригодность, застраховывая учреждения от различных заболеваний, которым подвержены дети.
Подводя итог можно сказать что основным рационом детей, находящихся на детской площадке были крупы, овощи, ягоды, мясо, кисломолочная продукция. Главными поставщиками являлись советские колхозы. Существовало такое явление, как самообеспечение детской площадки. Оно заключалось в том, что на её территории могли располагаться огороды, сады и даже курятники, что способствовало трудовому воспитанию дошкольников. Поставку дефицитных продуктов на территорию детских площадок обеспечивал Специальный Фонд Питания.
В целом питание в детских садах в 1930-е годы соответствовало требованию времени. Но из текста можно увидеть, что питание на детских площадках полностью ложилось на плечи родителей и всего колхоза, совхоза, рабочих поселков в зависимости от того, где она функционировала. Отсюда разнобой в питании и в порционных нормах, которые впоследствии были установлены государством. Вопрос питания волновал работников образования, так как они проводили рейды, организовывали «дошкольные походы» из числа активных женщин. Организовывали руководство над детскими площадками в лице опытных детских садов.
Подготовила Бадулина М.С./учитель истории/