Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Разнообразие животных».


Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Разноообразие животных». Урок разработан по системе "Школа России" . Учебник "Окружающий мир" под ред.А.А.Плешакова.
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ города Долгопрудного школы №7 Лебедева Е.А.Урок из раздела "Эта удивительная природа" по теме "Разнообразие животных".
Тип урока: усвоение нового материала
Цель урока:
познакомить учащихся с классификацией животных;
выявить отличительные групповые признаки;
Задачи урока:
Образовательные:
Углубление знаний о животном мире, их существенных отличительных признаках;
Учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
Развивать умение детей работать с текстом;
Расширение кругозора учащихся.
Развивающие:
Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели.
Развитие познавательной активности;
Воспитательные:
Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Вы готовы начинать наш урок?(готовы) Тогда в добрый путь!
2. Введение
Говорят, что человек часть природы. Что самое главное есть у человека? (жизнь) Жизнь - самое удивительное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Всюду обитают живые существа.
- А вы знаете какие?
Да! Это насекомые, рыбы,животные,птицы и др.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим
разнообразие животного мира,
выясним их групповые отличия,
понаблюдаем, подумаем и ответим на "хитрый" вопрос,
полистаем страницы Красной книги и дадим советы людям.
А чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадки, записать отгадки и первые буквы этих слов составят слово-тему нашего урока.
Ученик 1
Плаваю под мостиком И виляю хвостиком.По земле не хожу,Рот есть, да не говорю,Глаза есть — не мигаю,Крылья есть — не летаю(РЫБА)
Ученик 2
Стоит стеклянный водоём, Много разных рыбок в нём –Жёлтых, чёрных, красных,И таких прекрасных.(АКВАРИУМ)
Ученик 3
По полю скачет - ушки прячет, Встанет столбом - ушки торчком.(ЗАЯЦ)
Ученик 4
Есть немало рогачей
В зоопарке и в лесу.
У всех рога на голове,
У одного лишь — на носу. (НОСОРОГ)
Ученик 5
 Уто на своей голове лес носит? (ОЛЕНЬ)
Ученик 6
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,С копытами, да не лошадь.(ОСЕЛ)
Ученик 7
Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины (БОБРЫ)
Ученик 8
Не кузнец, а с клещами,
С длинными усами.
Когда он черен —
Куслив и задорен.
А лишь покраснеет,
Так и присмиреет.
(РАК)
Ученик 9
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (АИСТ)
Ученик 10
Лошадь. как лошадь, но только в полоску, видел когда-нибудь лошадь-матроску? (зебра)
Ученик 11
Ходит важно и спесиво,
Надут сердито, некрасиво. (ИНДЮК)
Ученик 12
Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.
И ты будь таким,
Как чистюля .... (ЕНОТ)
Какое слово у нас получилось? А как вы считаете, разнообразие кого?
Молодцы, ребята. Тема нашего урока "Разнообразие животных"
3. Изучение нового материала.
Ребята, а кто из вас знает как называется наука о животных?
Зоология - зоо - животные, логос – наука
СЛАЙД 2 На нашей планете живет огромное количество разных животных. Одни обитают на суше, другие –в воде.
В далекие времена люди постоянно имели дело с дикими животными. Чтобы защитить себя, человек изучил их повадки , сумел приручить некоторых из них. Так появились домашние животные.
Существует много видов животных.
СЛАЙД 3 Самые прекрасные из существующих на земле животных. Они приспособились жить везде -в воде, на суше, под землей, в воздухе. Млекопитающие особенны тем, что рождают живых детенышей, а не откладывают яйца или икринки. Животные данного вида- теплокровные, температура их тела не зависит от температуры окружающей среды.
СЛАЙД 4
Млекопитающие делятся на множество видов:
Насекомоядные (крот, землеройка)
Рукокрылые (крыланы, летучие мыши)
Грызуны (белка, бобр, суслик)
Зайцеобразные (заяц, кролик)
Хищники (волк, медведь, тигр)
Ластоногие (морж, тюлень)
Китообразные (синий кит, кашалот, дельфин)
Парнокопытные (корова, лось, кабан, бегемот)
Приматы (макаки, мартышки)
Непарнокопытные (лошадь, осел, зебра)
Подумайте, какие из перечисленных животных живут могут жить и на суше и в воде?
Как вы думаете каких животных называют земноводными?
Второе название этой группы животных амфибия, что в переводе с греческого означает живущие двойной жизнью.
В чём состоит отличие млекопитающих от всех прочих животных?
Млеко - устар. Молоко.
Групповая работа.
У вас на парте в каждой группе есть конверт, в который вложены иллюстрации животных.
Ребята, я предлагаю вам найти общие признаки этих животных и определить, к какой группе позвоночных они относятся.
Свои выводы запишите в тетрадь.
Помните, работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.
Вашим помощником будет учебник на с. 91-92.
Выступление подгрупп.
СЛАЙД 5.
А вы знаете ,ребята, какое животное самое крупное из отряда»млекопитаюшие»?(Кит). А самое маленькое?(Землеройка) (Слайд6)
Слайды 7,8,9,10,11,12,13,14,15.
Динамическая пауза. 
Если я называю птиц - вы поднимаете глаза вверх.
Если я называю пресмыкающихся - вы смотрите вниз
Если - млекопитающих - смотрите влево, вправо.
Если я назову животных, не относящихся ни к одной из этих групп, то вы закрываете глаза.
Орёл, лиса, щука, крокодил, ёж, кукушка, черепаха, медведь, лягушка,
Синица, лев, енот, страус, карась, воробей, ящерица ,гусь.
Среди животных выделяю 2 группы- позвоночные и беспозвоночные животные. Как вы думаете, ребята, почему эти группы имеют такое название? (ответы детей)
Знакомство с беспозвоночными.
Рассмотрим группы беспозвоночных животных.
Давайте ещё раз скажем почему они так называются?
К беспозвоночным животным относятся:
Слайд Черви
Чтение учащимися о червях
Моллюски
Чтение о моллюсках
Иглокожие
Чтение об иглокожих
Ракообразные
Чтение о ракообразных
Паукообразные
Насекомые
Что отличает насекомых от паукообразных?
Я предлагаю вам ответ на этот вопрос найти самим в учебнике на с.91.
- Как же узнать, насекомое перед нами или нет?
Молодцы, ребята!
А теперь откройте рабочие тетради на с.41.
Вам нужно зачеркнуть лишнее название в каждом ряду и устно объяснить своё решение.
1 ряд- задание 2-а
2 ряд - задание 2-б
3 ряд - задание 3-в
ОПРОС учащихся .Насекомые - самая многочисленная группа беспозвоночных животных. Учёные описали около 625000 видов насекомых. Они очень разные по внешнему виду, имеют много приспособлений к жизни.
А сейчас проверим как вы сможете отличить насекомых от паукообразных. Я предлагаю вам сыграть в игру.
7. Динамическая пауза
Если вы считаете, что перед вами паукообразные, показываете ладошки. Если насекомые - прячете руки за спину.
Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием.
8. Составление правил по охране животных.
Ребята, вы конечно же знаете, что многие животные охраняются особо, потому что их на земле осталось очень мало. Такие животные занесены в Красную книгу.
Что такое Красная книга?
Красный цвет - цвет опасности. Поэтому в Красную Книгу заносят только те растения и тех животных, которым грозит полное исчезновение.
Я предлагаю вам заглянуть на страницы Красной книги Астраханской области.
Слайд "Красная книга"
1 страница - птицы
2 страница – насекомые
3 страница - млекопитающие
Ребята, о чем должны подумать и что должны сделать люди, чтобы сохранить все виды животных? Молодцы, ребята. Эти советы очень важны для жителей нашей планеты.
Я надеюсь, что все вы будете помнить их и соблюдать. И напоследок послушайте стихотворение:
Ершов Алексей «О защите природы»
Люблю природу русскую.Хочу сберечь от всехЕё творенья чудныеДающие успех.Друзья мои, товарищи,Хочу я вам сказать:«Давайте станем дружненькоПрироду защищать!»Не будем больше мусоритьСледить за ней всегда.И будет благодарнаНам матушка-земля!И будем мы наказыватьВредителей таких...Природу защищатьУчить мы будем их.И будет она пышнаяЦвести, благоухать.Природу наша русскаяВек будет процветать.9. Итог урока.
Наш урок подходит к концу.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что больше всего понравилось и запомнилось?
10. Рефлексия
Я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо вам всем.