урок по истории Петр I: великий реформатор или разрушитель традиций?


Тема урока:
"Петр I: великий реформатор или разрушитель традиций?"
Цель урока: формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра и его преобразований через организацию самостоятельной работы по изучению документов историков.
Задачи урока:
 1.Подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность.
 2.Создать условия для исследовательской деятельности учащихся.
3. Дать оценку деятельности Петра I на основе исследования документов историков.
4.Способствовать самовыражению учащихся через выступление в дискуссии
Добрый день, ребята! Нам с вами предстоит совместная работа. И размышлять мы будем о роли личности в истории. На предыдущих уроках вы познакомились с личностью и деятельностью Петра I. Прошу вас обозначить свое мнение, которое сложилось об этой личности с помощью стикеров на доске. (слайд с цветами) Посмотрите на слайд и выберите тот стикер, который соответствует вашему мнению. Посмотрите, у нас сложилось несколько мнений о личности и деятельности Петра. Прошу вас, аргументируйте. 2 человека. Что для вас явилось критерием? (критерии записать на доске) Спасибо за мнения.
Ребята, а теперь я предлагаю просмотреть видеоролик и ответить на вопрос: какая оценка дается личности Петра и его деятельности.(просмотр видеоролика)
Мы просмотрели отрывок из программы Имя России. Какая оценка деятельности Петра представлена в сюжете?
НА ДОСКЕ
«положительное»
(реформатор) «отрицательное»
«деспот», «тиран»
Проводил реформыЖестокий
Строил флот
Разрушитель традиций
Однозначная ли оценка деятельности Петра прозвучала в ролике?
(нет. Не однозначная. С одной стороны, Петр рассматривается как герой, а с другой стороны как злодей и разрушитель традиций )
3.28 января 1725 года Петр I умер «…Кого хороним? Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли русской» - эти слова произнес Феофан Прокопович, ближайший сподвижник Петра I.
«Солнце земли русской» - высочайшая оценка; но уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.
И эти споры продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром: «…то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С.Пушкин). А для других он – «злодей», «деспот», «тиран».
Давайте познакомимся с разными точками зрения, определим свою позицию по отношению к деятельности Петра, основываясь на текстах известных историков Ключевского Василия Осиповича и Карамзина Николая Михайловича. Предлагаю познакомиться с их позициями и ответить на вопросы. (СЛАЙД С ВОПРОСАМИ)
4.Работать вы будете в группах. Вопросы у вас на ватмане. Результаты работы зафиксируйте там же.
У вас на столах папки с документами, так же там представлены картины известных художников, иллюстрирующие события петровских времён. Выберите несколько иллюстраций, подтверждающих позицию вашего автора
Работать вы будете под музыку Доницетти опера «Петр Великий». У вас 6 минут.
Как реформы Петра повлияли на Россию?
Отношение населения к преобразованиям Петра?
Какие события внешней политики повлияли на Петровские реформы?
Отношение автора к личности Петра I? (я хожу помогаю. Сказать чтобы обязательно задали вопрос)
-5. Время вышло и я прошу вас , выйти и озвучить результаты работы (крепят на доску ватманы ). Группы внимательно слушайте отвечающих. После их выступления можно будет задать вопросы. (обязательно)
- Вы познакомились с авторской позицией , Есть вопросы к группе?
Выступление 2 группы
Есть вопрос ?
Ребята скажите, Ключевский больше склоняется к какой характеристике Петра?(то, что он тиран)
А Карамзин (то, что он герой). Мы опять с вами видим что оценка авторов тоже неоднозначна!
6. Неоднозначная оценка деятельности Петра привела к появлению в 19 веке
2 х течений: западники и славянофилы. Давайте познакомимся и с их взглядами. Прочитайте текст, Определите отношение к деятельности Петра. У вас 2 минуты.
(Я записываю на доске)
Время вышло. – Озвучьте Отношение западников к Петру? ( позиция западников к какой авторской позиции близка?) Карамзин
– Озвучьте Отношение славянофилов к Петру?
С позицией какого автора схожи взгляды славянофилов? (Ключевский)
_ 7.мы услышали неоднозначную оценку в ролике., мы увидели неоднозначность в авторских текстах, мы рассмотрели позиции западников и славянофилов и теперь опираясь на проделанную работу я прошу вас обозначить собственную позицию к личности и деятельности Петра. (Крепят).Если мы сравним ваши мнения в начале урок, МЫ УВИДИМ ЧТО ЕСТЬ ИЗЕНЕНИЯ, .
И так, кто прикрепил синий стикер, аргументируйте почему вы считаете героем? кто красный почему считаете тираном?
Если не поменяли: Почему не поменяли? Что вас сподвигло?И нашу работу мне бы хотелось закончить замечательным стихотворением….
Энергичный,  скорый на расправу...В книгах всё, как есть, отражено.Он любил по-своему державу,И в Европу прорубил окно.Петербург на память нам оставил,Флаг Российский- гордый триколор.Прав ли был, не признавая правил?Споры не затихли до сих пор.- Я благодарю вас за активное включение в работу…..