Проект Имена прилагательные в загадках по русскому языку (3 класс)


Русский язык, 3 класс
Тема: Проект «Имена прилагательные в загадках»
Цели:
Способствовать обобщению умений наблюдать над именами прилагательными в загадках,
подбирать свои загадки с именами прилагательными,
участвовать в презентации проекта, оценивать результаты выполненных заданий,
повышать языковую компетентность через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся,
развивать творческие способности, навыки коллективной деятельности
воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Задачи:
помочь учащимся правильно выражать свои мысли, стимулировать их поисковую деятельность.
научить творческому поиску лучшего варианта задачи.
способствовать повышению личной уверенности у каждого.
научить создавать и осуществлять проект по данной теме.
Формируемые УУД:
Познавательные: общеучебные:
– ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи;
используют знаково- символические средства;
осуществляют поиск и выделение необходимой информации;
применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
логические – умеют строить рассуждения в форме связи простых суждений;
осуществляют анализ, классификацию;
постановка и решение проблемы- самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других; высказывают свое мнение; активно используют речевые средства и средства для решения познавательных задач.Ожидаемый результат: Учащиеся научатся: намечать цели и задачи, действовать самостоятельно, осуществлять и аргументировать выбор, реально оценивать себя, верить в свои силы, искать пути и решения поставленной задачи, владеть способом учебной деятельности - проектированием.
Ресурсы урока:
-мультимедийный проектор, компьютер, экран.
-Материалы для творческой работы; (листы бумаги формата А3, цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши, заготовки контуров, загадки на свитках)
Ход урока.
Организационно-целевой -2 мин.
Учитель:
Доброе утро, ребята! Я надеюсь, что ваши знания, рука друга помогут вам выполнить на уроке сложные, но очень интересные задания. Сегодня у нас много гостей, поприветствуем их!
Мы заканчиваем изучение темы «Имя прилагательное» работой над проектом «Имена прилагательные в загадках».
Вспомним этапы выполнения проекта. (Распечатка)
I.Подготовительный .II .Исследовательский.III. Презентационный.
IV. Оценочно-рефлексивный
Подготовительный этап нами пройден.
В чем он заключался?
Какие этапы нам еще нужно пройти, чтобы достичь завершения проекта?
По окончании работы вам будет необходимо оценить самих себя и своего партнера по работе.
Ознакомимся с критериями оценки.
Актуализация знаний- 5мин
Беседа:
-Что такое имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
С чем связано имя прилагательное в предложении?
Каким членом предложения является прилагательное?
Для чего используются прилагательные в речи?
Девиз нашего урока: «Мы молодые, сильные, здоровые, у нас идеи, мысли - новые». слайд
Работа с учебником.
Откройте учебник на с.90 и прочитайте тему нашего проекта.
(Имена прилагательные в загадках)
Заполнение карточки участника-4мин
Карточка участника проекта
1.Тема проекта: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Цель проекта:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Задачи проекта:_1._______________________________________________________________________________________________________________________________________2.________________________________________________________________________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Разработчик:
Вспомните: какими словами начинается формулировка цели? слайд
- Напоминаю, что формулировка цели состоит из одного предложения и является ответом на вопрос: «Зачем вы проводите исследование?»
- Попробуйте сформулировать цель по предложенной теме.
(Помогаю детям выразить мысль: (Осознать роль прилагательных в загадках.)
- Как формулируются задачи?
- Напомню: в формулировках задач выражается то, что нужно сделать по порядку, чтобы достичь цели.
- Какие задачи стоят перед нами?
(Помогаю детям выразить мысль.)
Исследовать загадки и выявить те, в которых есть прилагательные.
Выяснить роль прилагательных в загадках
Создать творческий продукт
- Заполним карточку участника проекта.
(Карточки даны на каждого ученика.)
- Запишите в карточку участника проекта название, цель и задачи проекта.
Ребята, а что означает слово «загадка».(Ответы детей)
На уроке нам предстоит создать многослойный коллаж.
Каждая пара к концу урока предоставит проект своего коллажа и защитит его.
Но чтобы работа была успешной, надо руководствоваться следующими правилами: слайд
1.В группе все равны. 2.Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. 3.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. 4.Ответственность за конечный результат несут все члены группы.
2 этап проекта – исследовательский. (подведение под понятие)-6мин
Отгадайте мою загадку:
Конь…, хвост… .
- Почему вы её не поняли?
- Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?
- Послушайте ещё раз:
Конь стальной, хвост льняной. слайд
- Что это?
(предметная картинка)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
- Почему эти слова помогли отгадать загадку?
С какой целью люди придумывали загадки?
Оказывается, загадки - очень древний жанр, который связан с древним ритуалом преодоления Хаоса и упорядочивания мира путем называния каждого элемента.
Происходило это только в определенное время, после Рождества, в мясоед, на Масленицу. Запрещалось загадывать загадки в Великий пост.
Сербы верили, что нарушившего запрет укусит змея-шарка, загадывание загадок в пост грозило ссорами.
Во многих местах Сербии считалось опасным и не допускалось загадывание загадок во время появления приплода у скота, ибо это якобы грозило ему болезнями и хромотой; белорусы строго следили за тем, чтобы никто в доме не загадывал загадки, когда овцы начинают котиться.
Русские Пермской губернии не позволяли загадывать загадки днем, летом, в пост (иначе коровы не будут возвращаться домой или их задерет в лесу волк; сам заблудишься в лесу и т. п.)
Учитель : Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире.
В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления:
звездное небо, светила, ветер, дождь, снег, радуга и т. п.;
времени;
растения, животные;
человек, его тело, одежда и пища, семья;
предметы и орудия труда, занятия и ремесла, жилище и утварь и т. д.  
Слово имело магический смысл.
Виды загадок слайд -3мин
Все ли загадки по своему построению одинаковы?
Проанализируем эти загадки слайд
Вывод слайд
Анализ банка данных загадок детей- 5 мин
Каждая ваша пара имеет на руках набор загадок.
Исходя из темы проекта, какие загадки вы выберите?
Проанализируйте свои загадки, отберите с именами прилагательными.
Подумайте, на каком листе коллажа вы их поместите.
Как вы оформите отгадку?
На работу вам отводится 5 минут .Вашу готовность показывайте домиком.
Физкультминутка.1 мин
3 этап – презентационный. 5мин
Составить рассказ, используя в своей речи имена прилагательные, о работе над проектом.
Продумать презентацию : вместе или кто-то один будет представлять.
Порядок выступления по жеребьевке.
Устное или письменное изложение защиты.
4 этап – оценочно-рефлексивный. 10мин
Заполнение листов личных достижений
Индивидуальный лист достижений по проекту
«Имена прилагательные в загадках»
учении___ 3 класса ________________ ________________
Критерий Моя оценка Оценка партнера Оценка учителя
1.Планирование  и раскрытие  темы 2.Сбор  информации 3.Анализ  информации 4.Организация письменной  работы 5.Анализ  процесса  и  результата 6.Личное  участие По ходу защиты ставлю баллы по своим наблюдениям.
Оценка и отметка учащихся 3 класса
Проект «Имена прилагательные в загадках».
№ выступления Пара Оценка Отметка
Подготовительный этап Актуализация Карточка участника Аналитический этап Презентационный этап Рефлексивно-оценочный этап Юлия Виктория Ульяна Антон Арсений Илья Георгий Дмитрий Ксения Карина Агнесе Екатерина Учащиеся каждой группы показывают проект и рассказывают о нем.Учащиеся оценивают проекты и выбирают лучший.
Заканчивают заполнять лист достижений , подсчитывают набранные баллы, по шкале ставят себе отметку.
Шкала перевода баллов в отметку
Баллы отметка
24-20 5
19-15 4
14-10 3
9-0 2
Итог урока. 4мин
Ребята, чему вы научились в ходе выполнения работы над проектом?
В каких из них встречаются имена прилагательные?
Помогла ли вам дружба на уроке справиться с заданиями?
Что понравилось?
Учитель благодарит всех учащихся за работу на уроке, объявляет словесные оценки за урок.
Предупреждает, что окончательную отметку в журнал дети узнают на следующем уроке.
Домашнее задание: 1 мин
У вас остались загадки. Попробуйте на каникулах придумать плакат с ними. Ваши работы после каникул мы оформим на выставку.
Приложение.
Готовые проекты