Конспект урока литературного чтения А.Н.Плещеев Дети и Птичка


Тема: А.Н.Плещеев «Дети и Птичка»
Оборудование: презентация, картинки перелетных птиц, «дерево».
Цели: 1. Познакомиться с творчеством А.Н.Плещеева;
2.Выявить главную мысль стихотворения «Дети и птичка», научиться выразительно читать;
3.Прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней.
1.Организационный момент
Физкультминутка «Как живете?» (под музыку)
2. Речевая разминка
-Лежебока рыжий кот….
- Черной ночью, черный кот…
-Мыши водят хоровод…
-Я узнал, что у меня…
Инсценировка стихотворения «По тропинке во весь дух…
-Что же у петуха в кузовке? (на экране АКЗАДИГ)
-составьте из букв слово
- Загадки
- Отгадаем 1 загадку
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья .Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осенью) слайд осень.
-дни становятся короче, ночи длиннее, похолодание, первые заморозки, затяжные дожди – это все явления в неживой природе осенью.
-Какие народные приметы осени вы знаете?
-Если осенью паутина стелется по растениям – это к теплу.
- Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если же мало – сухая.
-осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
-Много желудей на дубе уродилось – к лютой зиме.
3. Работа над новым материалом.
Разгадаем кроссворд (слайд) и узнаем, с произведением какого писателя сегодня познакомимся на уроке.
1.Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит.
2.Вырос в поле колоском, на столе лежит куском.
3.Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает?
4.Он хорош для кислых щей (помимо прочих овощей)
5.Неизестно, где живет , полетит, деревья гнет.
6.доброе,хорошее, на людей глядит, а людям на себя глядеть не дает.
7 его весной и летом мы видим одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашка. Но зимние метели в меха его одели.
-Какое же слово получилось по вертикале?
-Плещеев.
_ да , ребята, сегодня мы познакомимся с творчеством Алексея николаевича Плещеева, постараемся понять главную мысль стихотворения «Дети и птичка», научимся выразительно его читать, воспитывать бережное отношение к природе.
Слайд. Скучная картина!
Тучи без конца.
Дождик так и льется.
Лужи у крыльца
- мы меньше всего думаем о том, кто написал эти строки и вообще принадлежат ли они чему – либо перу, - они стали нашей собственностью, мы уже мыслим этими словами. Счастлива судьба поэта, чьи стихи переходят из поколения в поколение! Бессмертно его имя!
-Кто же он, подаривший эти строки, проникнутые любовью к России, к ее народу, к родной русской природе и верой и верой в светлое будущее своей Отчизны?
Снежана расскажет нам биографию этого поэта.
(Слайд портрет, дата его рождения А.Н.Плещеева)
-молодец!
- Что же считал Алексей Николаевич Плещеев основным в своем творчестве?
(Слайд «Без родной природы,Без любви к ней,К Родине, нет настоящего Человека! »)
4. Работа по учебнику.
-Откроем учебник на странице 147.
Сейчас я прочитаю стихотворение А.Н. Плещеева «Дети и птичка», а вы должны ответить чем необычно это произведение?
(Слайд картина «Дети и Птичка» +музыка)
Чтение учителем
- Чем же необычно это стихотворение?
- написано в форме диалога
-А что такое диалог?
- Диалог – это разговор, двух или нескольких лиц.
- назовите собеседников
- Дети и птичка
5. Работа по стихотворению.
1 Прочитайте самостоятельно стихотворение, подберите нужную интонацию.
(слайд карт.+голоса птиц),чтение стихотворение детьми.
-Кто готов выразительно прочитать стихотворение «Дети и птичка»?
2. Анализ и работа с текстом.
- В какое время года происходит разговор? докажите словами автора.(Из вашей сторонки гонят меня холода и дожди)
-Прочитайте, о чем просят дети?
-не улетай от нас прочь.
- Почему просят не улетать?
-Жаль звонких песенок.
-Как думаете, что же гонт птичку так далеко от дома?
-Холода, дожди, нет пищи.
-Какой вопрос задают птичке дети?
- Скоро ли, птичка, вернешься ты к нам?
- Как она объяснила время своего прилета назад?
- С полеи снег сойдет, зажурчит ручей, когда будете уже читать.
-Какое время года будет?
-Весна
- Найдите в тексте слова, которые выбирает автор, чтобы передать свое отношение к маленькой крохе.
- Птичка, песенка – уменьшительно –ласкательные суффиксы, чтобы показать , что это крохотное существо; с добром, и любовью относится автор к ней.
-Физкультминутка
-Перед выразительным чтением давайте поиграем
-Подберите синоним к слову детки
-Ребятишки
-Однокоренные слова к слову подруга
-Подружка, подруженька, дружок, дружище, дружелюбный,
-Подберем антоним к слову звонкий.
-Глухо
-Проверим ваше внимание
-Сколько всего предложении в стихотворение?
-12 предложений.
- Прочитайте самое длинное
-…..Я запасом новых песен…..
-Сколько вопросительных предложении ?-1 предложение
-Сколько восклицательных?
-6 предложении-А теперь прочитаем по ролям
-Кто главный герой стихотворения?
-Дети и птичка
- Слова детей – мы будем читать все, все слова птички – один человек .- С какой интонацией мы должны прочитать слова детей?
- С сожалением, грустью, с сочувствием.
-Слова птички? (уверенно, успокаивающе, и убежденно, в том, что она вернется)
- Читаем по ролям.
-Первый раз хором.
- Второй раз индивидуально
Прочитаем с отрывом текста (2уч. У доски)- Что же хотел автор донести до нас, до читателей в этом стихотворении?
Значение птиц(слайд с птицами +муз.»Просьба»птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Они привлекают причудливым оперением , пением, движениями полетом. Птицы – друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; птицы – это красота и тайна.
-Опишите, как вы представляете беседу детей и птички? (место, время, внешний вид)
-Осень. Утро. Маленькая, беззащитная, пестрая птичка. Лес.
-По нашим рассказам у нас появился маленький уголок леса, где могла произойти эта встреча . В этом уголке есть дерево, но не хватает птиц, которые улетаю в теплые края.
- Каких вы знаете птиц улетающих в теплые края?
- Выходят ученики и прикрепляют, сообщая что за птичка и в какую страну летит
-На экране (слайд Птицы улетают)
-Вы видите строчку прочитайте ее.
-Дома вы должны были продолжить эти строки, побыть в роли поэтов.
-Давайте, прочитаем какие строчки у вас получились?
- Дети читают свои работы.
-Молодцы! Постарались и у вас получились хорошие строки.
- У нас есть гость.
- Давно
Я всем знакома.
Соседи мы с тобой.
Я – галка, не ворона.
Я хороша собой.
Привычен зимний холод
Для птицы городской,
Но страшен птице голод
Без помощи людской.
- Что же страшно для птиц в зимнюю пору ?-Голод.
-А если бы вы были птичкой, чтобы бы вы сказали человеку?
- Накорми, помоги, согрей.
-Как же мы можем помочь птицам?
- Сделать кормушки, подкармливать.
-Вот, посмотрите, ребята, какие кормушки можно сделать при помощи взрослых.
(Слайд кормушек)
- А мы изготовим кормушки из того материал, который есть у каждого дома – это пластиковая бутылка.
-Образец кормушки перед вами (слайд) У вас на столах есть все необходимое для работы. Прочитайте план работы и приступайте. (звучит звуки птиц)
- Работа с кормушками.
- какие же кормушки у нас получились?
Исак .И +читает стихотворение.
-давайте, ребята,. Так относится к птицам, чтобы они нас не пугались, а знали, что в трудную минуту мы придем к ним на помощь.
Итог.
-С каким произведение, какого русского поэта мы познакомились?
- Алексей Николай Плещеев написал много других стихотворении. Послушаем некоторые из них.
-Что мы делали сегодня на уроке?
- Достигли ли мы поставленных целей в начале урока?
- За что вы можете похвалить себя и своих одноклассников?
Д/З. научиться читать выразительно читать стихотворение с отрывом текста; выучить кто желает.
-