Технологическая карта урока по чтению А. Н. ПЛЕЩЕЕВ «ДЕТИ И ПТИЧКА»


Урок 42. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева; добиться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения, творческие способности учащихся; помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения); прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышления
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с творчеством А. Н. Плещеева и содержанием его произведения «Дети и птичка»;
научатся: выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения) Метапредметные:
Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о природе; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к живому
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе Рассказывают наизусть и выразительно читают стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..» и «Где сладкий шепот моих лесов?..». По желанию читают сочинения Выделять существенную информацию из текста сочине-ния. Осущест-влять актуали-зацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями поэта, чьи стихи читали и во втором, и в третьем классах. Имя этого поэта – Алексей Николаевич Плещеев Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
– Стихотворение, которое мы прочитаем сегодня, называется «Дети и птичка» Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме
III. Знаком-ство с творчеством А. Н. Пле-щееваРассказывает о творчестве поэта.
– Какие стихотворения А. Н. Плещеева вы знаете, помните наизусть? О чем они? Что вы знаете о самом поэте?
– Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье. В 18 лет поступил в Петербургский университет на восточный факультет.
В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет. Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений А. Н. Плещеева. Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева
этого времени очень близки по духу поэзии К. Ф. Рылеева и М. Ю. Лермонтова. В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы, фельетоны. Через 12 лет (1858 г.) выходит второй сборник стихов Плещеева, а вскоре (1861г., 1863 г.) – новые сборники стихотворений, а также собрание прозы в двух томах (1860 г.). Плещеев не только пишет сам, но и много переводит с разных языков Слушают учителя. Задают вопросы Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи
IV. Анализ произведения Учитель выразительно читает стихотворение.
– Какие чувства вызвало в вас стихотворение?
– Какими мыслями оно наполнено?
– Подберите синоним к слову «детки».
– Подберите антоним к слову «звонкий».
– Почему улетает птичка?
– Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.
– Как поэт относится к птичке?
– Из каких слов это видно? Прочитайте их.
– Как нужно читать стихотворение?
– Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?
– Все ли его строки следует читать одинаково? Почему так считаете?
– Можем ли мы по этому стихотворению судить о характере автора?
Проводит упражнение в чтении стихотворения, отработке нужной интонации Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.
Подбирают синоним к слову: детки – ребятки.
Подбирают антоним к слову: звонкий – глухой.
Выполняют чтение по ролям (выбирается ученик, который читает за птичку, а все остальные – за детей) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников
V. Домашнее задание Объясняет домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения А. Н. Плещеева «Дети и птичка». Научиться читать стихотворение по ролям Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи
VI. Итог урока. Рефлексия Предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке? Что нового узнали о поэте?
– Какое настроение у вас после сегодняшнего урока?
– Что понравилось, запомнилось? Что бы вам хотелось сделать по-другому?
– Почему меняется ритм стихотворения? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Осуществлять самоконтроль учебной деятельности