Конспект урока по литературному чтению на тему: Дети и птичка А.Н.Плещеев.


Тема: А.Н. Плещеев "Дети и птичка".
Цели:1.Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Н.Плещеева.
Обучать правильному выразительному чтению, добиться понимания смысла  стихотворения.
2. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть  настроение лирического произведения.
Способствовать развитию   памяти, речи, воображения и образного мышления.
3. Воспитывать любовь к природе , бережное отношение к ней.
Оборудование: портрет автора, карточки с ребусом , современный толковый словарь русского языка, учебник, картинки на тему"Осень".
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок.Мы начинаем наш урок.Любознательные в классе детиОбо всем хотят знать на свете.С добрым утром!Начат день.Первым делом гоним лень.На уроках не скучать,А работать и читать!
2.Проверка домашнего задания.
Учащиеся выразительно читают стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..» и «Где сладкий шёпот моих лесов?..».
3. Речевая разминка.
Перед вами скороговорка. Прочитайте её спокойно, жужжащим голосом, с ускорением.
Осенью у Сени сени в сене.
4. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы проведем работу над совершенствованием техники чтения, познакомимся с новым стихотворением и с творчеством поэта , а какого вы узнаете ,отгадав ребус.
лАейсек иНокалеивч ПелщвееПравильно, молодцы.
5.Работа по теме урока.
– Какие стихотворения А. Н. Плещеева вы знаете, помните наизусть?
– О чём они?
– Что вы знаете о самом поэте?
Слово учителя о поэте.
Родился А. Н. Плещеев 4 декабря 1825 года в Костроме. Отец был чиновником и умер, когда Алексею Николаевичу исполнилось всего два года. Мать, Елена Александровна, воспитывала сына одна, Плещеев получил прекрасное домашнее образование. Детство будущего поэта прошло в Нижнем Новгороде.В 1839 году семья Плещеевых переезжает в Петербург, где Алексей Николаевич поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Спустя два года (1842 г.) Плещеев уходит из училища, а в 1843 году поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. Уже с этого возраста Николай Алексеевич увлекается социалистическими идеями, живо интересуется политической деятельностью и предстоящими реформами в стране.В 1845 году Плещеев покидает университет, так и не окончив его. К этому времени он уже активно занимался литературной деятельностью, писал стихи и выступал как прозаик.В 1849 году Плещеев был арестован из-за своей связи с петрашевцами. По обвинению в распространении запрещённой литературы его приговорили к расстрелу, но приговор не привели в исполнение и заменили четырьмя годами каторги. В этом же году Плещеева лишили состояния и, смягчив приговор, направили для несения пограничной службы в Оренбургский край. Там Плещеев получил звание унтер-офицера, затем прапорщика, а после перешёл на гражданскую службу.В 1857 году Плещеев женится. Он мечтает переехать в Петербург навсегда, но над ним установлен тайный полицейский надзор и по политическим соображениям правительство не разрешает Плещееву жить в столицах.В 1859 году Плещеев получает разрешение переехать в Москву, где он полноценно может заниматься творчеством. В Москве Плещеев сотрудничает с журналом "Современник", печатается в газетах и журналах. Он пишет критические статьи, увлекаясь идеями социализма, давая отзывы об общественно-политической жизни России.В 1863 году Николая Алексеевича пытаются обвинить в антиправительственной деятельности. Обвинение оказалось снято за неимением доказательств.В 1864 году умирает жена Плещеева. Позже Плещеев женится во второй раз. Перед ним остро встаёт проблема обеспечения семьи, он поступает вновь на службу, в то же время пытаясь заработать на жизнь публикациями собственных произведений.С 1872 года Плещеев живёт в Петербурге и работает в журнале "Отечественные записки". Поэт постоянно борется с нуждой, работает, чтобы обеспечить достойный уровень жизни своей семье. Судьба вознаградила поэта за долгие годы трудов и в конце жизни он получает наследство, позволившее ему безбедно существовать и заниматься творчеством.Умер Плещеев 8 октября 1893 года в Париже, похоронен в Москве.
-Что вы узнали о жизни поэта?
 Сейчас мы начнём знакомство с произведением Алексея Николаевича Плещеева.
А о ком пойдёт речь в стихотворении вы узнаете ,отгадав загадки:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... ?
Непоседы маленькие,
Прыгают, как заиньки,
Конфеты сладкие едят,
Смеются громко и кричат! (дети)
Как же называется стихотворение? ("Дети и птичка")
6. Первичное восприятие произведения.Чтение учителем стихотворения.
-О каком времени года говорится в стих.?- Назовите осенние месяцы.- Какой сейчас месяц?- Кто из вас любит осень и почему?- Какое настроение вам приносит осень?
 Подумайте и ответьте на вопросы, записанные на доске.1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?2. Какие чувства передал автор в этом произведении ? Ученики читают вопросы и отвечают на них.
7.Физкультминутка
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело.
Съежилось,
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
8.Словарно-лексическая работа.- Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов.
Подберите синонимы к словам: детки (ребятки),подруга (подружка, подруженька).
Подберите антонимы :звонкий (глухой)
Сейчас вы самостоятельно будете читать стихотворение.- С каким настроением его надо читать вначале, и с каким в конце?Самостоятельное чтение стихотворения.
9.Работа с текстом стихотворения.
– Какие чувства вызвало в вас стихотворение?
– Какими мыслями оно наполнено?
– Почему улетает птичка?
– Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.
– Как поэт относится к птичке?
– Из каких слов это видно? Прочитайте их.
– Как нужно читать стихотворение?
– Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?
– Все ли его строки следует читать одинаково? Почему так считаете?
Повторное чтение стихотворения детьми.
Чтение по ролям.
10.Итог урока.
– Какое настроение у вас после сегодняшнего урока?
11. Домашнее задание:  подготовить выразительное чтение стихотворения А. Н. Плещеева «Дети и птичка»