Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №12 Тема: «Милосердие и сострадание»


right3175Муниципальное общеобразовательное учреждение «Раздольская средняя общеобразовательная школа»
020000Муниципальное общеобразовательное учреждение «Раздольская средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ
модулю «Основы православной культуры» 
4 класс
Урок №12    Тема: «Милосердие и сострадание» 
55088466847Учитель начальных классов
Баркина Ирина Вячеславовна
4000020000Учитель начальных классов
Баркина Ирина Вячеславовна

                     
д.Раздолье
 11 ноября 2016 года
Урок составлен к учебнику А.В. Кураев, Основы православной культуры 4 класс, М. Просвещение, 2014г.
Тема урока: «Милосердие и сострадание.»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: формирование представлений о милосердии и сострадании в христианском понимании и качествах, необходимых для милосердного человека; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность милосердия и сострадания.
Задачи:
Образовательные: направить действия обучающихся на понимание важной нравственной ценности «милосердие и сострадание» на основе православной культуры, какие существуют отношения между людьми, уточнить детские представления о понятии «ближний».
Способствовать развитию грамотной речи, логического и критического мышления, творческих способностей, умения рассуждать, аргументировать свою точку зрения.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, коллективной работе.
Планируемые результаты:
Предметные: Учащиеся поймут суть милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное.
Раскрыть перед учащимися мысль о том, что вера и милосердие связаны между собой.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.
Основные термины и понятия: милосердие, ближний, сострадание, милостыня.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор; презентация; сигнальные карточки.
Ресурсы: А.В. Кураев «Основы православной культуры » 4 класс, С.И. Ожегов "Толковый словарь русского языка", А.А, Семенюк «Школьный толковый словарь русского языка», М.С. Лапатухин «Школьный толковый словарь русского языка», Д.Н, Ушаков «Большой толковый словарь современного русского языка», мягкая игрушка в виде сердечка, плакаты с вопросами для этапа рефлексии, экран, мультимедийный проектор, карточки с определением слов
Дидактическая структура урока Деятельность учителя и содержание урока Деятельность учеников
Организационный момент.
1 мин Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Слайд1
Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете.
Сегодня у нас необычный урок, много гостей, повернитесь и поздоровайтесь с ними! Смотрят и улыбаются
Актуализация знаний
2 мин Решите ребус, и вы узнаете о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке
Как вы понимаете это слово? (выслушать ответы )
Слайд 2 Отгадывают ребус
МИЛОСЕРДИЕ
Отвечают на поставленный вопрос
Формулирование темы урока, постановка цели
3 мин -Какая тема нашего урока?
- Зачем нам знать?
-Какие вопросы вы хотите задать и на какие вопросы хотите получить ответы? (выслушать ответы)
– И сегодня на уроке мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.
Слайд 3 Формулируют тему,  цели, задач урока.
Предполагаемые ответы:
-Милосердие.
-Чтобы стать лучше, чтобы душа стала больше, светлее
-Что такое «Милосердие»?...
Изучение нового материала
5мин
А) Значение слова «милосердие» У вас лежат толковые словари разных составителей.
Найдите в словаре толкование слова «Милосердие»
Прочитайте, постарайтесь понять.
Прочитайте вслух определение слова. А все внимательно слушают и стараются найти общие, повторяющиеся слова в толковании
По мере прочтения появляются определения на слайде
Слайд 4 Работают с определениями в паре
Моделирование понятия «милосердие».
Работа со словарями.
Толковый словарь :
Д.Н. Ушаков: « Милосердие. Готовность из сострадания оказать помощь тому кто в ней нуждается».
М.С. Лапатухин: « Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из человеколюбия, а также сама эта помощь»
А.А. Семенюк: «Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а так же сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами».
С.И. Ожегов: « Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из человеколюбия»
Читают значение слова, находят общее в толковании слов
Помощь,помочь
Б) Работа с притчей о добром самарянине
(1мин)
Словарная работа
(2мин)
Просмотр мультфильма (5мин)
В) Исследовательское чтение текста (4 мин)
(Технология «Инсерт»)
Беседа по прочитанному (5 мин) Слайд 5
На прошлом уроке мы беседовали о заповедях данных Богом пророку Моисею.

-Кто помнит на какой горе?
– В одной из заповедей говорится: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.
Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?» Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.
Слайд 6
Сначала, ребята, чтобы все вам было понятно, мы проговорим с вами все незнакомые слова
Притча - рассказ с нравоучением.
Священник-священнослужитель в храме - посредник между Богом и человеком
Левит - священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.
Самарянин - означает чужак, человек другой веры.
Слайд 7
•Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?
•Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? (В ходе беседы прийти к выводу, что такое суждение неверно)
В чем можно почувствовать порочность этого принципа?
Христос рассказал притчу, чтобы ответить на вопрос: «А кто мой ближний?»
Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос:
(Выслушать ответы детей)
Слайд 8
- Давайте проверим ваши предположения с выводами в учебнике на с. 43-44
Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые
•радуют вас, потому что вы согласны со сказанным +
•печалят вас, потому что так поступать тяжело -
•очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить !? и отметить их соответствующими значками. (Индивидуальная работа)
- Что вам показалось спорным, вы не согласны с высказыванием.
Далее выслушиваются разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности
(на горе Синай)
Работают с карточками, на которых написаны слова: читают
Нужно помогать ближнему
Возможны разные варианты ответов.
Если жить по такому принципу, то будешь искать выгоду, может появиться вражда между людьми
Высказывают своё мнение
Физкультминутка (2мин)
(Технология «Ассоциативный ряд») Ребята, встанем в круг. Сейчас мы будем передавать друг другу сердечко и называть те слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово милосердие. Г) Перенос полученных знаний на жизненную ситуацию (5 мин)
Инсценирование  
Всякая ли помощь будет являться милосердной?
Выслушать ответы детей.
Попробуем разобраться в этом вопросе.
Посмотрите небольшую сценку
Мальчик идёт в магазин, навстречу ему медленно идёт женщина, в руках у неё тяжёлые сумки.
-Тётенька, давайте я Вам помогу.
-Помоги пожалуйста, а то одной мне тяжело.
Мальчик помогает женщине.
При расставании она благодарит мальчика и даёт ему деньги.
-Как вы оцениваете поступок мальчика?
- Можно назвать его помощь милосердной?
-Как можно изменить действия мальчика, чтобы они по-настоящему стали милосердными?
Слайд 9
Слайд 10
Сделайте вывод какая помощь будет милосердной?
Выслушать ответы детей
«Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении» Хелен Келлер
( американская писательница, лектор и политическая активистка) Высказывают свои предположения
Смотрят сценку.
Анализируют ситуацию.
Отвечают на вопросы
Предлагают свои варианты развития события (мальчику не нужно брать деньги, можно поблагодарить женщину, сказать, что он от чистого сердца хотел помочь)
Помощь от чистого сердца, бескорыстная,
Д) Продолжение работы над новым материалом (3 мин) – К кому мы проявляем милосердие?
– Кому нужна наша забота?
– Как вы понимаете слово страдание? Сострадание? Слайд 11
Сострадание –умение чувствовать чужую боль как свою
- Рассмотрите иллюстрации. Что бы вы отнесли к состраданию, а где изображено страдание? Слайд 12
- Что объединяет милосердие и сострадание?
Предполагаемые ответы
Ближнему, слабому, тому кому нужна помощь.
Пожилым, маленьким, животным, всем ближним
Страдание – мы сами испытываем, сострадание- мы чувствуем страдание другого
Рассматривают иллюстрации. Объясняют, почему выбирают именно это слово к данной иллюстрации.
Сострадание рождает милосердие, помощь ближнему, сочувствие, прощение, доброта….
Рефлексия (5мин)
1.Технология развития критического мышление
Синквейн С какими понятиями мы сегодня работали?
Напишите синквейн по выбору
милосердие
сострадание
ближний
Памятка по составлению синквейна
1строчка существительное
2строчка 2-прилагательных
3 строчка 3-глагола
4строчка предложение
5 строчка существительное
2. Самооценка (1мин) – Покажите карточку, оценив самостоятельно свою работу на уроке,
было легко и все понятно (жёлтый цвет)
возникали трудности, которые мы преодолевали (зелёный)
работать трудно, много непонятного (красный) - Хотите ли вы продолжить разговор о доброте и милосердии на следующих уроках? Домашнее задание (1мин) Напишите ваше размышление на тему «Нужно ли милосердие и сострадание в наше время»
Рисунки «Милосердие в наше время» Интернет-ресурсы:
http://borodina.mrezha.ru разделы: «Новости и СМИ об ОРКСЭ», «Нормативные материалы», «Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора», «Региональный опыт апробации»
Сайты:
www.hram-rh.ru – сайт Храма Рождества Христова
http://darkaterina.narod.ru/ – Екатеринодар православный. Фотогалереи художественная и документальная литература по православию
http://www.prokimen.ru – Русская Православная Церковь.
http://www.cynet.com/Jesus/time.htm – Библейская хронология
http://www.state-religion.ru/ – Государство и религия
http://www.rondtb.msk.ru – «Круглый стол» по религиозному образованию
http://www.ork.ru/ – Общество. Религия. Культура
http://www.religare.ru/ – Религия и СМИ
www.kuraev.ru – Сайт диакона Андрея Кураева