Конспект урока по ОПК Милосердие и сострадание (4 класс)


Урок 10 курса «Основы Православной культуры».
Тема: Милосердие и сострадание
Ключевые понятия: милосердие, сострадание.
Цели урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
Ход урока
Выявление восприятия, мотивация.
Каждый урок мы будем начинать с нашего творчества. Если будет желание, вы можете писать стихи и мини-сочинения по темам и о своих чувствах, об отношении к религии и миру.
-Сегодня Анжелика Налбандян прочтёт своё стихотворение:
Пришла весна! Душа поёт!
Пасхальный праздник к нам идёт!
Всё затихает в ожиданьи Пасхи!
Апрель Страстная пятница
Настал день покаянья, откровенья!
У самого Святого, я прошу у Бога!
Чтоб мир был добрым, а не злым!
В предверии Христова Воскресенья!
В ответ я слышу: «Воистину Воскрес!» Спасибо Анжелика! Мы продолжаем урок.
I Словарная работа над словами Сострадание и Милосердие: разбор слова по составу, на основании чего разобрать, как могло возникнуть это слово.
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».
Выберите одно из положений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию.
А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.
II. Словарная работа с текстом
Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые
а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;
б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;
в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.
(Эти задания можно выполнить по вариантам).
Очень важно спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности.
III. ФизминуткаIV.Продолжение обсуждения темы
– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?
– Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?
– Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость». Придумайте ролевые игры:
а) ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание;
б) преступник, осужденный по закону;
в) нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзающий и голодный.
Показав свою сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость.
V.Продолжение обсуждения темы
– Вспомните сказку «Царевна-лягушка», когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой – лягушкой. Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства?
– Что помогает следовать призыву Христа: «Любите врагов ваших»? Почему это бывает полезно не только для того, кому оказывается милость, но, прежде всего, для того, кто эту милость совершает?
– Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?
– Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте? Насколько это важно для смягчения ситуации в школе, в обществе в целом?
– Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?
Найдите толкование слова «милостыня».
– Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение. Вспомните свои чувства при совершении добрых поступков.
VI. Работа с разделом урока «Вопросы и задания»
1. Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как ты думаешь, в каком значении А.С. Пушкин употребил слово «падший» (упавший, побежденный, согрешивший)? Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?
2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?
3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
4. Создайте собственное определение: «Ближний для меня – это…
VII. Подведение итогов.
Сядем в кружок
При этом можно сесть в кружок, а можно распределиться свободно. Можно поставить стул «для сомневающегося». Тогда пускай все дети аргументируют, адресуя ему свои доказательства. «Сомневающиеся» могут меняться, могут уходить в общий круг и т.д.
- Легко ли ответить на призыв Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг? Что вам кажется самым трудным в этом?
Подумайте над проектом, который мы условно назовем «Эра милосердия». Вот вам несколько предложений для «затравки»: предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение. Придумайте пьесу «Будьте милосердны!». Название можете дать свое. Подберите пословицы о добре и милосердии. Подберите стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить примеры немилосердных поступков и героев для обсуждения темы.
VIII. Домашнее задание. Нарисуйте милосердный поступок.