Рабочая программа по предмету ОРКСЭ модуль ОПК — 4 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32»
Г.о. Подольск
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 32
___________ Тухватулина С.И.
Приказ №______ от ________2016 г.
Рабочая программа
по основам православной культуры
(базовый уровень)
4 А класс
(34 часа. 1 час в неделю)

Составлена Петровой Н.В.,
учителем первой
квалификационной категории
2016-2017 учебный год
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….. 3
Содержание учебного предмета …………………………………………….. 5
Календарно – тематическое планирование ……………………………...… 6
Планируемые результаты…………………………………………………..... 9
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
программы. Критерии оценивая. ..……………………………………….… 11
Описание материально-технического и учебно-методического
обеспечения образовательного процесса …………………………….……..12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Основам православной культуры» составлена на основе концепции и общеобразовательной программы «Основы религиозной культуры и светской этики» под рук. Данилюка А.Я. и авторской программы Кураева А.В. «Основы православной культуры», в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования, соответствует учебному плану школы.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Достижение данной цели обеспечит решение следующих задач:
Формирование представлений об особенностях православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, мировых религиозных культур и светской этики.
Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей.
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития
и воспитания при преподавании модулей ОРКСЭ:
-нравственный пример педагога;
-социально-педагогическое партнёрство;
-индивидуально-личностное развитие;
-интегративность программы духовно-нравственного воспитания;
-социальная востребованность воспитания.
В соответствии с учебным планом на изучение «Основ православной культуры» в 4 классе отводится 34 часов по 1 часу в неделю. Обучение проходит по учебнику, автором которого является Кураев А.В. Содержащийся в них материал предназначен для организации разнообразных видов и форм работы с детьми, позволяет творчески подойти к отбору необходимого материала с учетом особенностей учащихся.
В учебнике содержатся разнообразные рубрики. Рубрика «Вы узнаете» способствует целеполаганию учащихся и нацеливает их на последующую работу. Рубрика «Это интересно» дана для повышения интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора. Рубрика «Вопросы и задания» способствует закреплению изученного материала дома, активному диалогу взрослого (родителя) и ребенка.
Используются различные методы и формы учебной деятельности:
методы: объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский (творческий), игровой и др. Это рассказ, беседа, диалог, работа с книгой, демонстрация и иллюстрация чего-либо, упражнения, познавательные игры, виртуальная экскурсия в прошлое и будущее.
формы: коллективная, индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая учебная деятельность. Групповая и парная деятельность учащихся занимает 40% работы урока.

Учебно – тематический план
N
п/п Наименование раздела в том числе Примечание
исследовательская деятельность
проектная деятельность экскурсии 1. Наша Родина - Россия 2. Введение в православную духовную традицию 1 4 1 3. Православие в России 5 1 1 4. Духовные традиции многонационального народа России 2 6 7 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина. (1час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие о сострадание. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (6 часов)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС 2016 - 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ уроков Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения
1 Россия - наша Родина Формулировать познавательную цель, основы гражданской идентичности личности 2 Культура и религия Осуществлять поиск и выделение информации, инициативно сотрудничать в группе
3 Человек и Бог в православии Формулирование проблемы, поиск и сбор информации.
4 Православная молитва Формулирование учебной задачи на основе соотнесения «Знаю – не знаю», выдвижение гипотез и их обоснование 5 Библия и Евангелие Оценивать усваиваемый материал, исходя из личностных ценностей, слушать точки зрения своих товарищей. 6 Проповедь Христа Осуществлять мотивацию учения, исходя из личностного морального выбора, самостоятельное создание способа решения проблемы творческого характера 7 Христос и его крест Устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и их обоснование
8 Пасха Формулирование учебной задачи, вносить необходимые дополнения в план и способ действия 9 Православное учение о человеке Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, разрешать конфликты альтернативными способами 10 Совесть и раскаяние Формулировать познавательную цель, составлять план и последовательность действий 11 Заповеди Сравнивать и анализировать учебный материал, контролировать и оценивать ответ партнера 12 Милосердие и сострадание Строить логические цепи рассуждения, находить способы разрешения проблемы в соответствии со своим моральным выбором 13 Золотое правило этики Планировать, определять цели, функции участников группы, искать способы взаимодействия и разрешения проблемы 14 Храм Оценивать усваиваемый материал, исходя из социальных ценностей, контролировать свое поведение и поведение партнера 15 Икона Самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера 16 Творческие работы учащихся Представлять свою работу, защищать свою точку зрения, оценивать работу товарища
17 Подведение итогов Представлять свою работу, защищать свою точку зрения, оценивать работу товарища
18 Как христианство пришло на Русь Осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий 19 Подвиг Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) 20 Заповеди блаженств Осуществлять поиск и выделение информации о проповеди Христа, соотносить ее с жизненными ситуациями 21 Зачем творить добро? Отвечать добром на добро, быть благодарным, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих 22 Чудо в жизни христианина Находить добродетели в себе и других людях, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих 23 Православие о Божием суде Понимать, что добрым человеком может стать любой, корректировать свое поведение в случае конфликта 24 Таинство причастия Определять наиболее эффективные способы достижения результата 25 Монастырь Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий 26 Отношение христианина к природе Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям 27 Христианская семья Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственной отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний 28 Защита Отечества Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину 29 Христианин в труде Мотивировать к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 30 Любовь и уважение к Отечеству Осознавать свою любовь к Родине, как честный упорный труд 31-32 Творческие работы учащихся Представлять свою работу, защищать свою точку зрения, оценивать работу товарища
33-34 Резервный ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
-знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАЯ
Данный курс носит ознакомительный мировоззренческий характер, направлен на развитие нравственных личностных качеств, поэтому могут оцениваться только личностные результаты обучения, а предметные и метапредметные результаты оцениваются на основе сформированности УУД в проектной деятельности.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература

Учебник: А.В.Кураев «Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2012 г.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур культур и светской этики, Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. М.: Просвещение, 2012
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 класс: справочные материалы для общеобразовательных учреждений/(Бгажноков Б.Х., Воскресенский О.В., Глоцер А.В. и др.); под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. -М.: Просвещение, 2012.С.-239
Данилюк А.Я., Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2010.С.-32
Технические средства обучения
Классная доска.
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер. Ноутбук.
Нетбуки для детей.
Многофункционаяльное устройство (сканер, принтер, ксерокс)
Документкамера.
Видеокамера. Фотоаппарат.
Интернет-ресурсы
http://www.otdelro.ru/ отдел религиозного образования
http://www.hristianstvo.ru/ каталог православных ресурсов сети интернет
http://www.pravkniga.ru/ книги издательства «Даръ»
http://www.bogoslov.ru/ научный богословский портал
http://pravoslavie.ru/ Православие. Ру.
http://www.eparhia-saratov.ru/ сайт саратовской епархии
http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Московского патриархата
http://www.portal-slovo.ru/ Слово. Православный образовательный портал
http://radiosofia.ru/about.html христианский общественно - церковный канал
http://www.pravmir.ru/ православие и мир
http://www.verav.ru вера и время
http://www.kirillmefody.ru , библиография по предмету «Основам православной
культуры».
http://pravolimp.ru официальный сайт олимпиады по ОПК.
http://kuraev.ru/ портал автора учебника по «Основам православной культуры».
Приложение
Проектно-исследовательская деятельность учащихся 4 А класса
№ п/п Тема урока Название проекта/исследования Результат проекта/исследования Форма работы
1 Наша Родина - Россия Мое отношение к России Выставка работ индивидуальная
2 Наша Родина - Россия С чего начинается Родина? Эссе индивидуальная
3 Человек и Бог в православии Мое отношение к миру Эссе индивидуальное
4 Пасха Пасхальное яйцо Выставка работ по выбору учащихся
5 Православное учение о человеке Мое отношение к людям Эссе индивидуальная
6 Храм Как вести себя в храме Правила поведения парная
7 Храм Экскурсия в храм Заочная экскурсия (презентация) групповая
8 Икона Любимые иконы русского народа Альбом коллективная
9 Как христианство пришло на Русь Христианство на Руси Презентация индивидуальная
10 Подвиг Герои России Презентация групповая
11 Подвиг Мой дедушка – защитник Родины Презентация индивидуальная
12 Таинство Причастия Церковные Таинства Презентация индивидуальная
13 Христианская семья Наши семейные традиции Выставка работ индивидуальная
14 Христианин в труде Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества Эссе, презентация индивидуальная
15 Творческие работы детей Что я знаю о православии Презентация, кулинарные блюда, разыгрывание сценок и т.п. индивидуальная