Рабочая программа по ОРКСЭ модуль ОПК 4 класс


Управление образования города Кузнецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
города Кузнецка

Рассмотрено на заседании Согласовано на заседании Утверждаю
МО учителей начальных
классов Педагогического совета Директор
МБОУ СОШ № 15 МБОУ СОШ № 15 МБОУ СОШ № 15




Протокол № 1 Протокол № 8 Приказ № 58/од
от 31.08. 2016г. от 31.08.2016 г. от 01.09.2016 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ».
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
4 КЛАСС











Автор - составитель:
учитель Усова Л.В.









2016 -2017 учебный год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ».
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») для 4 класса разработана на основе Основной образовательной программы общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 г. Кузнецка начального общего образования, используя программу общеобразовательных учреждений « Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры») Данилюка А.Я. Москва: Издательство «Просвещение», 2011 г.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
Включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, в то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
Цель курса:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
-духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувство сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этнических норм и ценностей православной культуры.
Задачи:
- дать знать о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики;
- развитие нравственных чувств (сопереживания, ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры, христианских святых;
- развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;
- развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимании их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора обучающегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
-общая историческая судьба народов России;
-единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
Поэтому предполагается, работая по программе, исходить из близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой.
Православная культура позволяет младшим школьникам узнать о том, что во все века составляло славу России (о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей), закладывает основы общих представлений России с традициями православной культуры. Посредством нравственно-эстетических и религиозных понятий закладываются представления о христианском понимании красоты и доброты, зла и безобразного в окружающем мире.
Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо в начале для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят.
Ценностные ориертиры курса.
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 1011
лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и
светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Школьная программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет комплексный характер, знакомит школьников с основами различных мировоззрений и опирается на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора обучающегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, общность в многообразии, многоединство, поликультурность, отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулем учебного курса, а также
другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и
их родителями актуальных проблем;
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«Основы православной культуры» как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
-развитие чувства преданности и любви к Родине, ее истории и культуре, ее традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
-знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имен в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
-осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
-умение следить за своими словами и делами;
-способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
-настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
-как результат преданности и уважения к традициям своего народа;
- уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4 классов:
-развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
-любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
-умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
-развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имен и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
-умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
-умение соотносить старый и новый стили ( даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
-усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, становлении ее духовности и культуры;
-приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро-зло, правда-ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
– совместно с учителем составлять план решения проблемы;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку  зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.
Предметные результаты. 
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
– излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

– знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
– устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);
– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
– делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
– осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;
– на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.
Диагностика успешности достижения этих результатов осуществляется прежде всего в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми  друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
Ценностные ориентиры курса «Основы православной культуры»:

Становление ребенка как члена общества разделяющего общечеловеческие ценности
Развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца
Развитие нравственного чувства сопереживания
Развитие чувства ответственности за другого человека
Развитие чувства благодарения
Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали
Задачи эстетического воспитания:
Развитие эстетического восприятия
Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре
Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуре
Развитие навыков в художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
34 ЧАСА

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.(17 ч.)
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. 1 час
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. 1 час
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. 1 час
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. 1 час
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие добрая весть. Смысл Евангелия. 1 час
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. 1 час
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. 1 час
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как празднуют Пасху. 1 час
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. 1 час
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. 1 час
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. 1 час
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. 1 час
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
1 час
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. 1 час
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. 1 час
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. 1 час
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. 1 час

Раздел II. Православие в России.(17 ч.)

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. 1 час
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. 1 час
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. 2 часа
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. 1 час
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. 1 час
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. 1 час
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. 1 час
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. 1 час
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. 1 час
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. 1 час
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. 1 час
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. 1 час
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 1 час
Обобщающий урок по второму разделу. 1 час
Итоговая презентация творческих проектов учащихся. 1 час
Экскурсия 1 час


III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ



Раздел I. Введение в православную духовную традицию.(17 ч.)

17 ч.

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Дают определение духовному миру человека. Делятся мнениями о традициях в своей семье.
1 час

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Изучают основы духовной традиции православия. Отличают понятия культура и религия. Дают характеристику православной культуры 17 века
1 час

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Высказывают свое мнение, как вера в Бога может влиять на поступки человека; почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью.
1 час

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Объясняют значение слова «благодать». Высказывают мнение, что значит выражение «знать, как Отче наш».
1 час

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие добрая весть. Смысл Евангелия.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
1 час

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Узнают, чему учил Христос. Понимают, почему Нагорная проповедь так называется.
1 час

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Объясняют, как Бог стал человеком. Объясняют, почему Христос не уклонился от казни. Объясняют каждую из составляющих частей креста.
1 час

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как празднуют Пасху.
Узнают, что такое Пасха. Рассказывают о традициях празднования Пасхи. Знакомятся с православным пониманием поста.
1 час

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Узнают, чем Бог одарил человека. Дают объяснение высказыванию: когда болит душа. Понимают, что значит образ Божий в человеке.
1 час

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Делятся опытом, что подсказывает совесть. Высказывают мнение: как исправлять ошибки. Объясняют, почему покаяние называют лекарством для души.
1 час

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Знакомятся с заповедями, данными Богом Моисею. Объясняют значение слов «заповедь», «заповедник».
1 час

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Рассуждают над понятиями «милосердие» и «дружба». Знакомятся с житием княгини Елизаветы Федоровны.
1 час

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Знакомятся с основным правилом человеческих отношений. Формулируют свои правила.
1 час

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Знакомятся с устройством храма. Высказывают свои мнения, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах.
1 час

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Изучают, в чем состоит отличие иконы от живописной картины. Узнают, что христиане молятся не иконам, а перед иконами.
1 час

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Из перечисленных тем выбирают одну, близкую по душе.
1 час

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Выполняют задания, предложенные по пройденному материалу. Объясняют ключевые понятия раздела.
1 час



Раздел II. Православие в России.(17 ч.)



Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Знакомятся с Таинством Крещения, с крещением Руси, с ролью св. Кирилла и Мефодия. Участвуют в диалоге, делают выводы.
1 час

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Дают определению подвигу. Высказывают мнение: какой мир труднее изменить – внешний или внутренний.
1 час

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Знакомятся с заповедями Блаженств. Объясняют, что такое чистота сердца.
2 часа

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Оценивают жизненные ситуации и свои поступки с точки зрения веры. Узнают, как люди подражают Христу.
1 час

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Учатся видеть добродетели в себе и своих одноклассниках.
1 час

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие
Приходят к пониманию того, что вера – это верность светлым минутам своей жизни. Объясняют, в чем проявляет себя любовь. Рассматривают добродетели своих одноклассников.
1 час

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство
Объясняют, что такое Причастие, церковное Таинство. Определяют критерии оценки. Дают самооценку.
1 час

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Знакомятся с монастырским уставом жизни. Изучают, что такое послушание.
1 час

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы
Познавая мир, учатся постигать замысел Творца. Узнают, что у человека есть образ Божий, поэтому на нем лежит ответственность за мир. Знакомятся с мнением Ломоносова, что христианин, изучающий законы природы, несет великое христианское служение.
1 час

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Знакомятся с Таинством брака, венчанием. Дают определения семье, как ковчегу. Узнают, что муж и жена, подобно мученикам, готовы все претерпевать ради сохранения семьи.
1 час

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины
Знакомятся с христианской точкой зрения о справедливости только оборонительной войны, о кодексе православного воинства не трогать безоружных, не добивать раненых. Высказывают свое мнение: одинаково ли надо реагировать на обиды, которые нанесены самому человеку и тому, кого он любит.
1 час

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Знакомятся с заповедями, которые получили первые люди от Творца. Узнают, какой труд напрасен, что труд – это лекарство, которое прописано человеку Богом
1 час

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Дают определения, что такое большая и малая Родина. Знакомятся с различными вероучениями.
1 час


Обобщающий урок по второму разделу

Готовят праздничный проект, опираясь на знания 2 раздела.
1 час

Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Презентуют свои проекты, участвуют в диалоге
1 час

Экскурсия
Знакомятся с памятниками православной культуры. Усваивают нравственные нормы и правила поведения в культовых сооружениях православной культуры.
1 час












13 PAGE 141115



Заголовок 1 Заголовок 215