Урок ОРКСЭ ОПК по теме Подвиг


Разработка конспекта урока ОРКСЭ по теме: «Подвиг».
Учителя: Смирнова Е.И., Ярова Л.В. МБОУ ООШ №10 г.Таштагол
Тема урока Подвиг
Тип урока Урок коррекции знаний
Цель урока Повторить материал о православном понимании подвига и жертвы с целью его корректировки
Задачи урока Предметные: закрепление представлений о сути жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру; повторить смысл понятий «подвиг», «герой», «подвижник», продолжить знакомство обучающихся с основными понятиями православной культуры.
Метапредметные: развивать умения выделять главное в тексте в соответствие с учебным заданием; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группах; учить анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные ценностные ориентации и формы поведения.
Личностные: воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу, окружающим, стремления совершать добрые поступки.
Ключевые понятия урока подвиг, герой, подвижник
Межпредметные связи окружающий мир, литературное чтение, русский язык
Ресурсы:
Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4-5 класс.
Напечатанные тестовые задания на каждого ученика; пословицы;презентация;
компьютерное оборудование.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Мотивация
к учебной деятельности
Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки, так как вы сидите и вместе с теплом руки передать друг другу самое лучшее и доброе, что есть у нас.
Пожелали? Я думаю, что все ваши пожелания сбудутся, так как они шли от души.
- Наши совместные старания помогут открыть нам ещё одну дверь в Страну Знаний. Слайд №1
Обмен пожеланиями.
II. Сообщение темы
Наше занятие я бы хотела начать со строк известного поэта Алексея Хомякова.
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг – в терпенье,
Любви и мольбе.
-Какое слово, по вашему мнению, в этом стихотворении является главным?
- Подвиг.
- Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым? Какое место на уроке может занимать это понятие?
Эта тема нашего урока.
Слайд №2 (стих)
Слайд №3(тема)
III. Актуализация знаний - А что такое «подвиг»?
Прочитайте несколько значений понятия «подвиг» и выберите наиболее точный и правильный ответ. Свои ответы обосновывайте примерами из жизни.
Подвиг-это:
-то, что требует напряжения воли;
-преодоление эгоизма и корысти;
-жертва человека во имя любви и добра.
- А школьники могут совершать подвиги?
- Приходилось ли вам быть свидетелем детского подвига?
Посмотрите видеосюжет о девочке, ученице 9 класса.Можно назвать поступок девочки подвигом? Обоснуйте ответ.
- Как называют человека, который совершил подвиг?
- А сейчас предлагаю вам поработать в группах.
Групповая работа
Обсудите и запишите 5 качеств характера, которыми должен обладать герой; докажите, почему именно эти качества вы назвали.
Теперь назовём ещё раз, какими качествами должен обладать настоящий герой.
ФизминуткаМы с вами выполним разминку под известную песню «Богатырская наша сила». Высказывания обучающихся.
Слайд №4 (значения)
Высказывания обучающихся.
Видеоролик
Высказывания обучающихся.
Каждая группа доказывает, почему именно эти качества присущи герою.
Слайд №5 (качества героя)
ФизминуткаIV. Работа с текстом
-Как называют человека у христиан, который жертвует своими капризами ради исполнения воли Бога?
Откройте учебник на стр. 63.
Прочитайте самостоятельно притчу о подвижнике. А теперь послушайте ещё раз и постарайтесь найти слова, которые показывают, в чём проявился героизм подвижника.
- В чём проявился героизм подвижника?
- Какими душевными качествами обладал подвижник?
- Чью волю исполнял он?
Слово учителя.
Если христианин во имя любви к Богу и к людям переступает через свой эгоизм – он идёт путём подвижничества. Подвижник выбирает самое главное и самое святое в своей жизни – это постоянная память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним. Это становится целью всей его жизни.
-Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?
Объясните, почему жертвенно служение врача, учителя, мамы?
-А вы чем – то жертвуете ради других? Ответы обучающихся.
Самостоятельное чтение текста.
Высказывания обучающихся
Слайд №6 (иллюстрации)
Высказывания обучающихся
V. Самостоятельная работа
в группах. А сейчас опять будем работать в группах.
Вы должны выбрать окончание пословицы по предложенным вам вариантам ответа и объяснить её смысл.
Кто смел, (тот на коня сел).
Бой красен мужеством, (а товарищ – дружеством).
Смеломугорох хлебать, (а не смелому щей не видать).
Без смелости и сила(попадает на вилы).
Слайд №7 (пословицы)
VI. Самоконтроль и самооценка знаний. В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить тестовое задание.
Тест.
Подвиг совершается тогда:
А. Человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность;
Б. Люди, помогая кому – то, ищут себе славы,
В. Человек делает что – то важное для остальных, надеясь , что его оценят.
2. Какого человека ты назвал бы подвижником?
А. Человек, который совершает подвиг.
Б. Человек жертвует своими капризами ради исполнения воли Бога.
В. Человек жертвует своими капризами ради исполнения воли другого человека.
3. Как вы понимаете строки Л. И. Пальмина:
«Тот не погиб - кто пал в борьбе.
Держа в руках святое знамя....
Нет, он не изменил себе,
Не угасил он в сердце пламя...»
A. Имеется в виду то, что все погибают одинаково: и те, кто имеют веру, и те, кто ее не имеет;
Б. В этих строках говориться о людях, которые не погибли, потому что верили в победу;
B. Здесь говориться о настоящем подвиге, когда люди, павшие в бою, до самого конца хранили в сердце пламя святой веры. А значит, они не погибли и вечно будут живы.
-А теперь посмотрите на слайд и проверьте себя.
-Поднимите руку, кто выполнил все задания правильно.
-Не огорчайтесь те ребята, которые допустили ошибки.
Слайд №8 (тест)
Индивидуальное выполнение тестового задания.
Самопроверка.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание Оцените свою работу на сегодняшнем уроке
- Произвело впечатление…Мне понравилось…
-Мне запомнилось…
Сейчас послушаем песню «Творите добрые дела».
Записать пословицы о подвиге, героизме. Самооценка обучающихсяСлайд №9 (рефлексия)
Слайд №10 (песня)
Кто смел, тот на коня сел.
Бой красен мужеством,
а товарищ – дружеством.
Смелому горох хлебать,
а не смелому щей не видать.
Без смелости и сила
попадает на вилы.
Фамилия, класс -------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.Подвиг совершается, когда:
А. Человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность.
Б. Люди, помогая кому – то, ищут себе славы.
В. Человек делает что – то важное для остальных, надеясь, что его оценят.
2. Какого человека ты назвал бы подвижником?
А. Человек, который совершает подвиг.
Б. Человек жертвует своими капризами ради исполнения воли Бога.
В. Человек жертвует своими капризами ради исполнения воли другого человека.
3. Как вы понимаете строки Л. И. Пальмина:
«Тот не погиб - кто пал в борьбе.
Держа в руках святое знамя....
Нет, он не изменил себе,
Не угасил он в сердце пламя...»
A. Имеется в виду то, что все погибают одинаково: и те, кто имеют веру, и те, кто ее не имеет.
Б. В этих строках говорится о людях, которые не погибли, потому что верили в победу.
B.Здесь говорится о настоящем подвиге, когда люди, павшие в бою, до самого конца хранили в сердце пламя святой веры. А значит, они не погибли и вечно будут живы.
Самоанализ урока ОПК в 4 классе.
Цель урока: повторить материал о православном понимании подвига и жертвы с целью его корректировки.
На уроке решались следующие задачи:
Предметные: закрепление представлений о сути жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру; повторить смысл понятий «подвиг», «герой», «подвижник», продолжить знакомство обучающихся с основными понятиями православной культуры.
Метапредметные: развивать умения выделять главное в тексте в соответствие с учебным заданием; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группах; учить анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные ценностные ориентации и формы поведения.
Личностные: воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу, окружающим, стремления совершать добрые поступки.
Урок по теме «Подвиг» по типу и структуре относится к уроку повторения и коррекции знаний.
1 этап урока. Мотивация к учебной деятельности прошла в течение 1 минуты.
2 этап урока. Сообщение темы заняло 1 минуту. Чтение строк поэта А. Хомякова, выделение ключевого слова.
3 этап урока. Актуализации знаний отведено 20 минут. Просмотр видеосюжета о подвиге школьницы, беседа, групповая работа по определению качеств, присущих герою, муз.разминка.
4 этап урока. Работа с текстом и беседа прошли в течение 8 минут.
5 этап урока. Самостоятельная работа в группах. Обучающиеся восстанавливали деформированные пословицы, объясняли их смысл в течение 5 минут.
6 этап урока. Самоконтроль и самооценка знаний . Обучающиеся выполняли тестовые задания и самопроверку в течение 5 минут.
7 этап урока. Рефлексия прошла в течение 5 минут.
Все этапы урока логически связаны между собой. Время на различных этапах урока было распределено рационально.
В соответствии с задачами урока были использованы следующие методы:
репродуктивная беседа, связанная с воспроизведением обучающими полученных знаний;
тестовый письменный опрос;
слово учителя;
работа с текстом;
метод конструирования;
На уроке имели место индивидуальная , фронтальная и групповая формы работы.
Обучающиеся усвоили материал данной темы, показывая свои знания при выполнении тестового задания, во время беседы, групповой работы.
На уроке использован учебник Кураева А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4-5 класс, напечатанные тестовые задания на каждого ученика, пословицы,презентация, видеоролик, компьютерное оборудование.
Морально – психологический климат на уроке положительный, доброжелательный. В начале урока была проведена мотивация на эмоциональный настрой, динамическая музыкальная пауза. Санитарно – гигиенический режим выполнен.