Выступление на педагогическом совете «Работа классного руководителя с родителями».



Выступление на педагогическом совете «Работа классного руководителя с родителями».
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы
Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков.
И поэтому особое место в школьном воспитательном процессе продолжает занимать работа с семьями. Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, учитель рассматривает семью как один из главных объектов профессиональной деятельности.
Основная забота учителя - сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело.
Семья оказывает наибольшее влияние на развитие личности, так как в семье формируется отношение ребенка к себе и окружающим людям. В семье происходит первичная социализация, осваиваются первые социологические роли, закладываются основные ценности жизни.
Семья для ребенка – это место его рождения и становления.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру поведения. Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие. Особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью человека. Получается, что основы характера, исходные жизненные установки, нравственные ценности закладываются именно в семье. В раннем детстве, в семье детям прививаются основные нравственные требования, правила поведения и приличия. Родители естественным образом влияют на своих детей: через образцы родительского поведения.
Воспитать развитые нравственные потребности главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.
Во-вторых, родителя должны развивать сами в себе нравственные потребности.
В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
Поэтому весь дальнейший процесс воспитания в школе уже имеет определённые основы нравственных устоев, заложенных в характере ученика семьёй.
Некоторые родители строят свои отношения с детьми по следующей схеме: я обеспечиваю материально, даю образование, ограждаю от неприятностей, а воспитанием пусть занимается школа. Но ведь уважать подростка - это значит разделить с ним его радости и печали, тревоги и сомнения, быть настроенным «на его волну». А перед школой, которая занимается вопросами образования учащихся, стоит большая цель: она должна вооружить ребенка знаниями по основам Наук и помочь самоопределиться.
Потеря доверительных отношений в семье между взрослыми и детьми ведёт к разрушительным последствиям: уход из дома, бродяжничество, совершение правонарушений. «Понимание - это начало согласия», - слова великого мудреца Спинозы должны быть краеугольным камнем в отношениях с детьми.
Чаще всего подростки уходят из дома в возрасте 9-15 лет.
Причинами этого могут быть семейные проблемы:
Отсутствие внимания к детям и их проблемам со стороны родителей;
неумение находить контакт с ребенком или нежелание общаться с ним;
несправедливое наказание и нарекание в адрес ребенка;
отсутствие контроля над ребенком в связи с занятостью родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест;
переживание ребенком ссор или разводов в семье;
появление новых членов семьи;
социальное неблагополучие в семье (алкоголизм, наркомания. насилие);
отсутствие у ребенка уверенности в его поддержке родителями.
Проблема ухода ребенка из дома не исчезнет сама собой, если на неё не обращать внимания и вовремя не отреагировать, наоборот, добавятся другие более сложные проблемы.
Задача школы заложить в ребенке понимание того, что школа это определенная социальная ступень. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка. Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебной и воспитательной работы со всеми учащимися класса, профилактических мер по предупреждению правонарушений. Огромная работа классного руководителя по нравственно - правовому воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия с семьей ученика.
Классный руководитель должен направить свои усилия на разъяснение нравственно - правовых основ воспитания ребенка в семье, которые являются истоком формирования личности человека. Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у учащихся и их родителей представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив- это большая опора, союзник и помощник учителя не только в учебно-воспитательной работе, но и профилактике правонарушений. Сделать родителей своими соучастниками всего педагогического процесса - важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу.
Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут их использовать на доступном им уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие необходимо.
Консультации по вопросам права нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. Воспитывать уважение к подростку, вооружить родителей основными знаниями по вопросам права - одна из задач родительского всеобуча. Организуя работу по нравственно-правовому воспитанию с семьей, школа должна уделить самое серьезное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи. К ним относятся следующие законы, на основе которых в каждой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи. .
Законы семьи:
Закон семьи 1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину.
Закон семьи 2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
Если ребёнку нельзя сообщить что-то, то следует честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор, а потом быть разоблачённым детской проницательностью.
Закон семьи 3. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
Родители должны своевременно переходить от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают рассуждения, подчёркивая их незрелость. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают суть нравственно - правовых понятий.
Закон семьи 4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.
Крайней мерой воздействия В.А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
Закон семьи 5. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».
Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять.
Закон семьи 6. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.
Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом
Закон семьи 7. Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.
Для того чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми.
Помните, что “Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать»И. Кант

.