Конспект урока Повторение о частях речи 4 класс


Цели:
Образовательная: 
Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки  распознавания частей речи по их признакам. 
Развивающая: 
Способствовать развитию мыслительных навыков, необходимых для учебы и обычной жизни. Развивать творческое мышления, внимание, орфографическую зоркость, расширять словарный запас детей. 
Воспитательная: 
Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, правильной самооценки.
Задачи:
1)Закрепить и систематизировать сведения о частях речи.
2) Развитие орфографической зоркости
3) Развитие мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения
Ход урока.
1.Организационный момент
Я тетрадочку открою,Уголочком разверну.Я, друзья, от вас не скрою,Ручку я вот так держу...Сяду прямо, не согнусь.За работу я возьмусь.
2. Операционно – познавательный этап
Сегодняшний урок я хочу начать с высказывания, которое написал Иван Сергеевич Тургенев.
- «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
- Ребята, о каком учебном предмете идёт речь в этом высказывании? (о русском языке)
- Сегодня мы продолжим постигать тайны прекрасного, великого русского языка.
3. Актуализация знаний
– Кто может сказать, сколько слов в русском языке?
- Послушайте сказку:
– Было это давным-давно.В словах была настоящая неразбериха.Одним словом – никакого порядка.Попытались слова как-то построиться.По-разному становились, все плохо получается.– Сначала они решили выстроиться по количеству букв.Получилась у них такая группа, на первом месте слово:
Молчать, плакать, полка, белка, белая, милый, под, на, в (запись на доске)– Посмотрело слово «в» на всю эту группу и говорит: «Не хочу я в самом конце стоять, давайте, построимся по росту первой буквы», и перебежало вперед.– Выстроилась группа слов по-другому:
В, белка, белая, плакать, полка, под, на, милый, молчать. (запись на доске)
– Тут слово «молчать» это возмутило, и так, мол, всю жизнь молчу, и здесь не имею права голоса, хочу быть первым, ну или хотя бы не последним.И предложило всем выстроиться в другую группу – по алфавиту:
Белая, белка, в, милый, молчать, на, под, полка, плакать. (запись на доске)
– Посмотрело слово «плакать» на такое построение и говорит: «А почему я оказалось последним?» И заплакало горькими слезами.– В конечном итоге рассорились все слова между собой и разбежались кто куда, так и не навели порядок.
– Как вы думаете, можем им помочь? Как? (Навести порядок, найти признаки по которым мы можем классифицировать все слова и дать им название)- Какова же будет цель нашего урока?
Обратите внимание. У каждого есть табличка, которую нам предстоит заполнить в течение урока.
Часть речи Что обозначает На какой вопрос отвечает
4. Работа по теме урока
Откройте тетради, положите их правильно и запишите число и классную работу и перечертим таблицу в тетрадь.
Для того, чтобы нам вспомнить названия частей речи, разгадаем волшебную ромашку.
Красный лепесток
Есть один седой старик,Превращаться он привыкВ шляпу, в бабушку, в котлеты,В тапочки, в слона, в конфеты.
Это имя существительное. Записываем в табличке первую часть речи.
Посмотрите на доску (шляпа, девочка, солнце, парта, дерево)
– Что называют эти слова? (Предметы) Запись в таблицу
-Все ли эти слова отвечают на один и тот же вопрос? (Нет)
Следующий наш лепесточек голубой
Определяю я предметы,Они со мной весьма приметны.Я украшаю вашу речь,Меня вам надо знать, беречь!
Что это? Имя прилагательное.
– Посмотрим на доску и скажем, какая шляпа, девочка, солнце... и т.д.– Что обозначают эти слова? (Признак предмета)– А на какие вопросы отвечают эти слова?– Как вы думаете, для чего нам нужны эти слова? (Чтобы украсить нашу речь, сделать её более яркой.) Запись в таблицу
Посмотрим какую загадку нам приготовил желтый лепесток.
Порядок при счете оно называет.Часть речи. Но это не существительное.Количество числами выражаетИ называется...
– Сколько предметов на доске? – Сколько учеников в классе?– Сколько рук у каждого из вас?– Давайте посчитаем учеников первых парт?– Что обозначают все эти слова? (Количество или порядок при счете)– На какие вопросы отвечают (Сколько?, Который?) Запись в таблицу
Следующий наш лепесточек зеленый.
Что без меня предметы?Лишь названия.А я приду – всё в действие придет.Летит ракета,Люди строят здания,Цветут садыИ хлеб в полях растет.
-Что это? (глагол)
-Поберите что могут делать предметы на доске?
-На какой вопрос отвечает глагол? Запись в таблицу
5. Физкультминутка
А сейчас ребята отдохнём и поиграем. Встали, вышли из – за парт. Если я буду называть глагол – вы садитесь (приседаете), если имя существительное – встаёте – руки по швам, если имя прилагательное – показываете волну рукой. Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Деревья распускаются. - О чем говорится в этих предложениях? (о весне) - Какие признаки весны были перечислены? - Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов? (3)
6. Закрепление изученного материала.
– Теперь запишем предложение.
Я и пять маленьких мальчиков ушли с этого двора.
– Прочитайте, карандашом, сверху надпишите части речи, используя такие сокращения: сущ., прил., гл.– Проверяем. – Что заметили? (Появились слова, о которых еще не говорили на уроке и не дали им названия)– На сколько групп их надо разделить? (на две)– Работаем со словами одной группы:
Я и пять маленьких мальчиков ушли с этого двора.
Чтобы дать название этой части речи оторвем еще один лепесточек (оранжевый)
Применяем все мы этоВместо имени предмета,Вместо признака предметаПрименяем тоже это,И количество предметовЗаменяет часто это.Нам на всё оно укажет,Но имён ничьих не скажет.Часто очень применяется,Сильно очень изменяется.Без него, как ни крутись,В речи нам не обойтись.
Что же это? (Местоимение) Запись в тетрадь
– Попрошу дать мне эту тетрадь, ту ручку, этот карандаш.  Я вместо имени назвала какие слова?– Я хочу тебе сказать много хороших слов. Какие слова сейчас назвала вместо имени? (Я, тебе)– Местоимений в русском языке очень много и постепенно вы научитесь их узнавать. – Но в нашем предложении есть еще слова.
Я и пять маленьких мальчиков ушли с этого двора.
– Прочитаем без этих слов.
Я, пять маленьких мальчиков ушли этого двора.
– Что заметили?– Значит в русском языке есть еще и слова помощники, которые помогают другим словам, кто может сказать как они называются? (Предлоги и союзы)
Оторвем последний лепесточек(коричневый) и прочитаем.
Не задать вопрос к предлогу. Просто выйдет на подмогу, Свяжет грамотно слова – Служба в дружбу такова.
Служит связи слов союз. Нет прочнее этих уз. Перечислит, уточнит, Предложения скрепит.
-Какие это части речи? Служебные
-Будем их писать в таблицу Нет
Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.
На доске:
С_бака, б_ольшая, зв_зда, б_жит, три, дом, лает, яркая, двадцать
– На какие группы можно разбить слова?– Запишем, начиная с вопроса и вставим пропущенные буквы.
(Кто?) Собака, звезда, дом(Какая?) Большая, яркая(Что делает?) Бежит, лает(Сколько?) Три, двадцать
6. Итог урока
– О каких частях речи мы сегодня говорили?– Что общего у слов одной части речи?- Оценки.
7. Домашнее задание: упр. 114 с.68 + стр. 68 правило.