Исследовательские работы обучающихся начальных классов


Исследовательская работа «Из истории пионерии города Бердска»
Выполнил:
Фроловский Михаил
Взвейтесь кострами синие ночи
Мы пионеры – дети рабочих…
(гимн пионеров)
Введение
Однажды я посмотрел мультфильм «Чебурашка» о том, как крокодила Гену и Чебурашку приняли в пионерский отряд. Мне очень понравились пионеры, которые носили галстуки, красиво маршировали и делали разные полезные дела. Мама немного рассказала о том, как была пионеркой, достала свой пионерский галстук, пилотку, значок и показала фотографии того времени. Мне захотелось поподробнее узнать о том, как жили пионеры и рассказать об этом ребятам нашего класса. В исследовании мне помогала моя мама Фроловская Оксана Александровна.
Цель работы:
изучить историю пионерской организации города Бердска.
Задачи:
выяснить, что знают ребята моего класса о пионерах;
собрать и изучить информацию о пионерии;
ознакомиться с атрибутами пионеров;
собрать сведения о пионерской организации города Бердска;
подготовить презентацию о пионерской организации города Бердскаи показать её ребятам нашего класса;
обсудить с ребятами, какие полезные дела мы можем сделать вместе и составить план их выполнения;
Место проведения исследовательской работы: МБОУ СОШ №1, 2 А класс, кружковое объединение «Наш край»
Время проведения исследования: январь – февраль 2014 г
Материалы, используемые для исследования: книги, статьи в Интернет, экспонаты музея, фотографии, атрибуты пионеров.
Объекты исследования:
Жители Бердска
Ученики 2 А класса – 24 человека
Родители,бабушки и дедушки учеников– 24 человека
Пионерская форма, атрибуты
Методы исследования:
анкетирование
опрос
наблюдение
фотофиксация
работа с информационными источниками
изучение фондов городского музея
анализ и обобщение информации об объекте исследования
Основная часть
Методика проведения исследований
Письменный опрос:
Составить анкеты «Пионерская организация города Бердска» и провести опрос учеников, родителей, бабушек и дедушек по данным анкетам. Результаты анкет обработать и проанализировать.
Устный опрос
библиотекарей центральной детской и взрослой библиотеки, школьной библиотеки для выяснения информации об истории пионерской организации города Бердска;
работника городского музея для выяснения информации об истории пионерской организации города Бердска;
пионеров разных лет, чтобы узнать о пионерских делах
Результаты опроса проанализировать и записать в информационный лист.
Наблюдение
Рассмотреть атрибуты пионеров: барабан, горн, знамя. Выдвинуть гипотезу о их применении, подтвердить или опровергнуть её.
Рассмотреть пионерскую форму: галстук, пилотку, пионерский значок. Попробовать правильно завязать галстук.
Фотофиксация
Сфотографировать пионерские атрибуты. Сфотографировать место, где когда-то стояло здание дома пионеров города Бердска. Сфотографировать улицу Пионерскую.
Работа с информационными источниками
Изучить литературу, материалы Интернет, фотографии для того, чтобы
пополнить знания об истории создания пионерской организации страны, о пионерской организации города Бердска.
Анализ и обобщение информации об объекте исследования.
Проанализировать и обобщить информацию пионерской организации города Бердска. Подготовить презентацию о пионерской организации города Бердска и показать её ребятам нашего класса.
Обсудить с ребятами, какие полезные дела мы можем сделать вместе и составить план их выполнения.
Результаты исследований
Письменный опрос
Мы составили анкеты «Пионерская организация города Бердска» и провели опрос среди бывших пионеров. (Приложение 1) Было опрошено 37 человек.
Были заданы следующие вопросы:
Вы были пионером?
Какие символы и атрибутику пионерской организации вы знаете?
Перечислите пионерские дела.
Что вы знаете об истории возникновения и развития пионерской организации города?
Когда была создана пионерская организация в г. Бердске?
Как вы относитесь к пионерской организации как форме детского движения?
Кто ею руководил?
В результате выяснилось, что:
Большинство взрослых были пионерами.
Взрослые знают символы и атрибуты пионеров.
Они принимали активное участие в пионерских делах. Названо 16 видов дел.
Бывшим пионерам особенно запомнились походы, костры, песни, субботники, пионерский лагерь, дружба, взаимопомощь, организованность, ответственность.
Об истории возникновения и развития пионерской организации города Бердска, её руководителях почти никто ничего не вспомнил.
Один опрошенный указал, что руководил пионерской организацией комитет ВЛКСМ.
Из 37-ми участников опроса положительное мнение о пионерской организации высказали 36 человек. Они считают, что пионерия помогает воспитать в детях патриотизм.
Один опрошенный отрицательно относится к пионерской организации.
Мы составили анкеты для детей «Пионерская организация города Бердска» (Приложение 1) и провели опрос учеников моего класса.Было опрошено 35 человек.
Были заданы следующие вопросы:
Кто такие пионеры?
Перечисли пионерские дела.
В городе Бердске были пионеры?
Кто из твоих близких был пионером?
Хотел бы ты участвовать в пионерских делах?
Выводы:
Ребята недостаточно знают, кто такие пионеры
Из пионерских дел большинство назвали помощь старшим и младшим, сбор макулатуры, металлолома. О других делах знают мало.
Большинство ребят хотели бы участвовать в пионерских делах.
Устный опрос
Мы посетили городскую взрослую библиотеку. К сожалению, не удалось найти информацию о пионерской организации города Бердска.
В городской детской библиотеке я опросил Стрельникову Галину Николаевну. Она рассказала о Доме пионеров города Бердска и показала книги с фотографиями. Я узнал, что Дом пионеров появился 1957 году. Директором была Т. Прокопьева.
В Доме пионеров проходили слёты пионерских отрядов, были кружки, в которых дети занимались в свое внешкольное время. Создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры. В Доме пионеров впервые была проведена военно-спортивная игра «Зарница».
В 1991 году пионерская организация была распущена. На базе Дома пионеров в декабре 1991 года был создан Комитет по делам молодежи. С 1994 года Дом пионеров стал называться Городской центр детского творчества.
Я опросил библиотекаря школьной библиотеки Лапину Марию Тимофеевну. Она сообщила о том, что в Бердске был музей пионерии города, а где он находится сейчас, она не знает. Библиотекарь принесла пионерский барабан, палочки и старенький пионерский галстук. Я попробовал постучать в барабан. Получилось очень громко.
Я попросил ребят нашего класса опросить своих родных и узнать о пионерских делах, в которых они принимали участие. Ребята принесли в класс фотографии и рассказали, что о том, что узнали.
Выяснилось, что в пионеры принимали не всех сразу, а сначала самых достойных. Маму Лены Брежневой приняли в пионеры самой первой как отличницу и победителя олимпиады. Она занималась в кружке «Турист», участвовала в турслётах, в составе туристической группы ездила в Москву и Эстонию. (Приложение 2)
Полина Еловая рассказала о пионерской форме и показала фото папы.
Я показал ребятам фото мамы, галстук, значок и пилотку.
Полина Кудрявцева сообщила, что её мама была последней пионеркой. Ребята узнали, что пионеры собирали макулатуру, металлолом, помогали пенсионерам (тимуровцы), играли в «Зарницу», ходили в походы, занимались в спортивных кружках и секциях. (Приложение 2)
Мы опросили пионеров разных лет. (Приложение 3) Мама Полины, Кудрявцева Наталья Евгеньевна, сообщила, что в пионеры принимали сначала отличников и хорошистов, а потом всех остальных. Каждый стремился стать пионером. В пионеры принимали 19 мая у памятника В.И. Ленину на площадке перед Городским домом культуры.
Наталья Евгеньевна сказала,что она была последней пионеркой.Официально пионерская организация перестала существовать в 1992 году. На последнем звонке в 9 классе с ребят сняли пионерские галстуки. Она рассказала о своей активной пионерской деятельности.
Учитель географии нашей школы Светлана Николаевна рассказала мне о том, как пионеры шефствовали над октябрятами. Они помогали ребятам в учёбе, играли с ними на переменах, проводили праздники, спортивные игры, совершали прогулки в лес.
Мы посетили городской музей и опросили заведующую экспозиционным отделом Наталью Федоровну Шапенкову. Она сообщила, что музей пионерии города был передан городскому музею, и предоставила нам справочные материалы, альбомы, фотографии.
Наблюдение
Я рассмотрела атрибуты пионеров: барабан, горн, знамя. Я выдвинул гипотезу о том, что под звук горна и барабанную дробь легко маршировать. Знамя выносили в торжественных случаях.
В музее я рассмотрел пионерскую форму: галстук, пилотку, пионерский значок. Попробовал завязать галстук.
Фотофиксация
Мы сфотографировали пионерские атрибуты, пионерскую форму; место, где когда-то стояло здание дома пионеров города Бердска; улицу Пионерскую. Эти снимки мы поместим в презентацию.
(Приложение 4)
Работа с информационными источниками
Интернет
Я узнал, что, оказывается, до пионеров, еще с 1909 года, были скауты. Они помогали детям учиться, решать семейные проблемы, помогали бездомным детям находить родителей. Потом скаутское движение запретили, всех призывали вступать в пионеры. Пионерия была создана по образу и подобию организации скаутов.
Я узнал, что пионерская организация была образована 19 мая 1922 года. 19 мая отмечается как День пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.
В начале 1930-х годов объединения пионеров стали создаваться в школах. Пионерская организация строилась так: школа – это пионерская дружина, класс – это отряд, в каждом отряде – звенья.
Высшим органом дружины, отряда и звена был пионерский сбор. Пионерскую дружину возглавлял пионерский вожатый.
Пионерская дружина
(школа)
Отряд
Звено
Звено
Отряд
Отряд
Звено
Звено
Звено
Звено

В пионерскую организацию принимали школьников с 9 до 14 лет. В пионеры принимали торжественно на сборе пионерского отряда или дружины, как правило, 22 апреля, в день рождения В.И. Ленина, или 19 мая, в день рождения пионерии. Сначала в пионеры принимали отличников и активистов. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза.
Законы пионеров Советского Союза:
Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер равняется на героев борьбы и труда.Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества. Пионер лучший в учебе, труде и спорте.Пионер  - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду. Пионер  - товарищ и вожатый октябрят.Пионер  - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
В пионерской организации были свои символы и ритуалы.
Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой — красным галстуком и пионерским значком. (Приложение 5)
Пионер обязан был носить красный галстук. Каждый школьник должен был уметь завязывать его особым узлом. Позором считалось прийти в школу без галстука или с помятым галстуком. Пионер должен быть опрятным, аккуратным и с гордостью носить пионерскую символику.
В торжественных случаях надевалась парадная форма.
Я прочитал, что важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. Горн созывает пионеров. Горнист должен уметь подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Назначение барабана — сопровождать строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда исполнять «Марш», «Дробь». Значит, я был прав, когда рассуждал о барабане, а моя гипотеза о горне не подтвердилась.
В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились атрибуты.
У пионеров были свои законы, свой гимн, девиз «Всегда готов!», приветствие – салют. У пионеров была своя газета «Пионерская правда».
Изучение справочных материалов, альбомов, фотографий музея
В музее мы изучили статьи из газеты «Ленинский путь», читали воспоминания пионеров разных лет. Фотографии – это живые свидетели, которые рассказывают о том, какие были пионеры. (Приложение 6)
Я узнал, что пионерская организация появилась в 1922 году в школе № 9. Пионерские отряды стали создаваться весной 1923 года.
В Бердске в 1924 году работала детская коммуна. На ее базе был создан пионерский отряд.
По воспоминаниям пионерки 20-х годов Адоньевой Анны Никитичны в июне 1923 года было организовано два пионерских отряда, в которых было 200 пионеров. В 1925 году ее назначили вожатой пионеров.
Пионеры организовали пионерский клуб, изучали законы и обычаи юных пионеров, принимали участие в хозяйственных делах.
Первые пионерские отряды участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности. Заготавливали на зиму дрова, уголь для школы. Сажали цветы, деревья. Помогали одиноким и больным старикам.
Они любили петь песни и показывать концерты, ходили кататься на коньках и лыжах, занимались спортом, выступали с гимнастическими номерами, ходили на демонстрации. Проводили сборы, летом – слёты, спортивные соревнования.
В 1932 году вокруг Бердска строятся пионерские лагеря, в которых пионеры проводили школьные каникулы.
Я выяснил, что в Бердске в пионеры торжественно принимали у памятника героям гражданской войны. Стоять в почетном карауле у памятника героям гражданской войны могли только лучшие пионеры.
Мы нашли информацию, что в 1975 году торжественная линейка, на которой принимали в пионеры учеников школы № 1, состоялась у Монумента Славы в Новосибирске.
Жизнь пионеров была интересной и разнообразной. Они собирали макулатуру, металлолом, помогали пенсионерам (тимуровское движение), участвовали в конкурсе смотре строя и песни,военно-спортивнойигре «Зарница», играли с мячом в «Пионербол» помогали инспекторам дорожного движения, проводили операции «Голубой патруль» (охрана водных ресурсов) и «Зеленый патруль» (охрана лесов), изучали природу («Юные натуралисты»), занимались в спортивных кружках и секциях, проводили субботники, походы.
В годы Великой Отечественной войны организовалось массовое тимуровское движение. Пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, собирали урожай.
В школе и в классах пионеры выпускали дружинные и отрядные стенгазеты.
В 1957 году группа учащихся 1-й школы почти полностью изготовила учебные пособия и экспонаты для биологического кабинета. Некоторые из экспонатов были представлены на ВДНХ. Многие ребята получили Похвальные грамоты.
В 1960 году была объявлена пионерская «Двухлетка» - соревнование по сбору металлолома. Ребята нашего города за два года собрали 320 тонн металла.
В 1975 году пионеры участвовали в операции «Миллион – Родине!». За месяц было собрано 28 тонн макулатуры.
Вся пионерская организация города была участником Всесоюзной операции «Байкало-Амурской магистрали - пионерские рельсы».
В июле 1975 года двое бердчанок Люба Лежнина и Наташа Чаплинская, ученицы школы № 2, участвовали в слёте следопытов, который проходил в Москве. Их отряд был награжден памятным вымпелом. Это была большая честь для школы.
Тимуровцы много лет помогали жителям города, инвалидам.
Ребята участвовали в концертах художественной самодеятельности. Все школы проводили у себя фестивали.
Пионеры школы № 11 дружили с пионерами из Болгарии. В письмах они рассказывали своим друзьям о жизни отряда.
Большую работу проводили красные следопыты: они разыскивали в городе участников великой Отечественной войны и каждую неделю в радиопередаче «Пионерское слово» рассказывали много интересного об этих людях, их боевых подвигах. Проводились встречи с ветеранами войны и труда.
В школах ребята-краеведы собирали материалы, открывали краеведческие музеи. В городе есть даже улица Пионерская.
Анализ и обобщение информации об объекте исследования
Мы обобщили полученную информацию о пионерах города Бердска и подготовили презентацию. Я показал презентацию ребятам класса. Мы решили помогать пожилым людям, весной сделать скворечники для птиц, летом всем классом сходить в поход.
Заключение
1.Выводы
В результате письменного опроса мы пришли к выводу, что ребята нашего класса имеют недостаточные знания опионерской организации города Бердска.
В пионерской организации были свои символы и ритуалы. Пионеры носили форму с пионерской символикой — красным галстуком и пионерским значком.
Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы.
У пионеров были свои законы, свой гимн, девиз «Всегда готов!», приветствие – салют. У пионеров была своя газета «Пионерская правда».
Пионерами города Бердска было организовано много полезных дел. Дети были заняты делом, они были объединены одной общей идеей.
Ребята моего класса тоже готовы делать полезные дела.
Пионерская организация учила дружбе, взаимовыручке, доброте. Добрые полезные дела, сделанные не в одиночку, а коллективно, укрепляют и закаляют ребят.
Изучение истории пионерской организации необходимо и важно, потому, что это история каждой семьи, которая объединяет детей и взрослых, прививает любовь к своей Родине и ее прошлому.
Оказывается, изучать историю своего города очень интересно. Я хочу, чтобы бердчане любили свой город, гордились им.
2.Рекомендации
Рекомендации для педагогов
Предлагаем использовать собранный нами материал для проведения уроков, занятий краеведческого кружка, внеклассных мероприятий.
Рекомендации (для детей и родителей)
Изучайте прошлое и настоящее родного города: посещайте музей, выставки бердчан; читайте городские газеты, беседуйте со старожилами и молодёжью города. Каждый житель должен любить свой город и знать историю своей малой родины.
Список используемых источников информации
Биографический справочник «Почётные граждане города Бердска»
Александр Лямин. Путешествие в историю Бердска. Бердск, 2005, отпечатано в Бердской типографии
Фотоальбом. Бердск. Начало истории – середина ХХ века. ИД «Букъвица», 2005
Сайт центральной детской библиотеки Detberdsk.ucoz.ru.
Интернет. http://www.statesymbol.ru/sovietsymbol/
Приложение 1.
Анкетирование
Анкета «Пионерская организация города Бердска»
Ваш возраст____________________________________________________________
Вы были пионером?___________________________________________________
Какие символы и атрибутику пионерской организации вы знаете?_______________
Перечислите пионерские дела_____________________________________________
Что вы знаете об истории возникновения и развития пионерской организации города?________________________________________________________________
Когда была создана пионерская организация в г. Бердске?_____________________
Кто ею руководил?______________________________________________________
Как вы относитесь к пионерской организации как форме детского движения?
Обработка анкет «Пионерская организация города Бердска»
Возраст опрашиваемых 28 – 40 лет 41 – 51 год 57 – 65 лет Всего
Количество опрошенных 23 6 8 37
Из них были пионерами 20 6 8 34
Какие символы и атрибутику пионерской организации вы знаете?
Галстук 13 1 3 17
Горн 9 1 2 12
Значок 8 2 10
Барабан 7 1 2 10
Флаг, знамя 6 2 8
Пилотка 5 5
Пионерское приветствие (салют) 2 2
Пионерская форма 2 2
В каких пионерских делах вы принимали участие?
Председатель совета дружины школы 1 1
Совет дружины школы 1 1
Председатель совета отряда 1 1
Сбор макулатуры, металлолома 23 6 8 37
Тимуровская работа (помощь ветеранам ВОВ, пенсионерам) 16 4 4 24
Шефская работа (работа с октябрятами, помощь в учёбе) 7 2 9
Зарница 4 2 1 7
«Зелёный патруль» 3 2 5
Пионерские сборы 1 2 3
Смотр песни и строя 2 1 3
Конкурсы, выступления 2 2
Вахта памяти у Вечного огня 1 1 2
Выпуск стенгазет,
общественная работа 2 2
Барабанщик в оркестре 1 1
Отряд ЮИД 1 1
Хорошо учиться, уважать старших, помогать родителям.
Пионер – всем ребятам пример! 1 2 3
Что особенно запомнилось из жизни пионерии?
Походы, костры, песни 1 2 5 8
Дружба, взаимопомощь, организованность, ответственность, некогда было скучать, было интересно и весело! 5 2 7
Красные галстуки, значки, пилотки, барабан, горн 2 3 5
Пионерский лагерь 2 3 5
Субботники 4 4
Приём в пионеры, праздник 19 мая 1 2 3
Поездки в театр, экскурсии 1 2 3
Художественная самодеятельность 1 2 3
Пионерские сборы, слёты 1 2 3
Соревнования между звеньями 1 1 2
Газета «Пионерская правда», журнал «Пионер» 2 2
Директор школьного радио, экскурсовод школьного музея 1 1
Смотры строя и песни 1 1
Помощь совхозу 1 1
Выводы
1. Большинство взрослых были пионерами
2. Взрослые знают символы и атрибуты пионеров
3. Они принимали активное участие в пионерских делах. Названо 16 видов дел.
4.Бывшим пионерам особенно запомнились походы, костры, песни, субботники, пионерский лагерь, дружба, взаимопомощь, организованность, ответственность.
5. Об истории возникновения и развития пионерской организации города Бердска, её руководителях почти никто ничего не вспомнил.
6.Один опрошенный указал, что руководил пионерской организацией комитет ВЛКСМ.
7. Из 37-ми участников опроса положительное мнение о пионерской организации высказали 36 человек. Они считают, что пионерия помогает воспитать в детях патриотизм.
8. Один опрошенный отрицательно относится к пионерской организации.
Анкета для детей «Пионерская организация города Бердска»
Ваш возраст____________________________________________________________
Кто такие пионеры?___________________________________________________
Перечислите пионерские дела_____________________________________________
В городе Бердске были пионеры?
Кто из твоих близких был пионером?
Хотел бы ты участвовать в пионерских делах?
Обработка анкет для детей «Пионерская организация города Бердска»
Возраст опрашиваемых 7 лет 8 лет 9 лет Всего
Количество опрошенных 1 24 10 35
Кто такие пионеры?
Члены детской организации 1 6 1 8
Помощники 4 3 7
Ребята, которые совершали хорошие дела, поступки 4 3 7
Школьники, которые носили красный галстук 3 2 5
Дети 4 4
Первопроходцы 1 1
Не знаю 4 4
Пионерские дела
Помощь старшим, младшим 1 16 10 27
Сбор макулатуры, металлолома 1 11 5 17
Общественно-полезные дела 1 6 2 9
Игра «Зарница» 2 1 3
Спорт, соревнования 2 2
Поход 2 2
Хорошо учиться 2 2
Защищали Родину в войне 1 1
Не знаю 3 3
В городе Бердске были пионеры?
Да
Нет
Не знаю 1 20
1
3 10 31
1
3
Кто из твоих близких был пионером?
Мама, папа
Бабушки, дедушки
Тёти, дяди 1
22
11
6 8
7
2 30
19
8
Хотел бы ты участвовать в пионерских делах?
Да
Нет
Не знаю 1
17
5
2 9
1 27
6
2
Выводы:
Ребята мало знают о пионерах.
Из пионерских дел большинство назвали помощь старшим и младшим, сбор макулатуры, металлолома. О других делах знают мало.
Большинство ребят хотели бы участвовать в пионерских делах.
Приложение 2.
Устный опрос ребят

Лена рассказывает о маме

Мама Лены – отличница

Рассказы ребят
Приложение 3
Устный опрос пионеров разных лет

Кудрявцева Наталья Евгеньевна – последняя пионерка

Ларгина Светлана Николаевна рассказала о помощи малышам
Приложение 4
Фото пионерских атрибутов

Пионерская форма

Горн и барабан пионеров
Фото зданий

На месте этого 10-этажного дома возле музыкальной школы был Дом пионеров

Улица Пионерская
Приложение 5
Фото бердчан в пионерской форме

Ученики одной из бердских школ в обычной форме

Ученики одной из бердских школ в парадной форме

Папа Полины Еловой Моя мама
Приложение 6
Фото пионеров разных лет

Бердская детская коммуна.

Первый пионерский отряд 1924 год

4-класс, 1932 год

Акробатические номера

В пионерском лагере