Интеллектуальная игра Язык мой-друг мой


Интеллектуальная игра «Язык мой – друг мой» для 8-9 классовЦель игры: углубить знания учащихся по русскому языку; обогатить словарный запас учащихся; развивать умение самостоятельно работать, искать ответы на вопросы, развивать творческие способности ребят; воспитать чувства коллективизма.
Оборудование: компьютер, презентация;

Ход игры
Слово учителя: 22 сентября ежегодно отмечается «День языков народов Казахстана» наш Президент Н. Назарбаев выступает за знание нескольких языков. Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаясь , люди при помощи языка передают свои мысли, желания, чувства. Казахстан многонациональное государство. Все народы, населяющие его равноправны, так как наш президент Н. Назарбаев проводит такую национальную политику, что все народы имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру. В нашей школе началась декада ,посвященная ко дню языка. Сегодня мы проведём интеллектуальную игру «Мой верный друг, язык мой русский », в которой будут участвовать знатоки русского языка – представители 9 классов.
Дорогие друзья! Добро пожаловать в страну Русского языка. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.
Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
Прежде чем начать игру ,давайте разделимся на две команды. Для этого вы должны выбрать номерки.
Жеребьёвка ( Кто первый прочитает предложение, та команда и начинает).
Когда ребята приехали к шефам, они увидели у входа плакат с приветствием.
Догадайтесь, что было написано и вставьте недостающие буквы :
.О..О .О.А.О.А.Ь (Добро пожаловать)
I Тур «Буквы и звуки»
1.Прочитайте слово лен по звукам справа налево?
Ответ: ноль.
2.Сколько звуков [о] в слове молокозавод ?Ответ: один (последний ударный).
3.Решите шараду и назовите слова
С глухим траву она срезает, Со звонким — листья объедает.Ответ: коса — коза
1) На мне качаясь, птичка весела,
И чувствует она себя прекрасно.
Да, с В для птички очень я мила,
Но с С я для неё порой опасна. (Ветка, сетка)
2) Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но К на Ц перемени -
Я по болоту зашагаю. (Капля, цапля)
II Тур «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ»
Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает?
1) А / Я = О / ? (Ё)
2) М / М’ = Р / ? (Р’)
3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)
4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)
5) ТОПОР / РОПОТ = кот/ток
6) НОС/СОН=ВОР/РОВ
III Тур Продолжить пословицу
Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. (Ведущие зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить.)
1 Что посеешь, … (то и пожнешь).
2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3 Кончил дело – … (гуляй смело).
4 Волков бояться – … (в лес не ходить).
5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6 Как аукнется – … (так и откликнется).
7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8 Тяжело в учении – … (легко в бою)
9 Любишь кататься - …(люби и саночки катать)
10 Учение – свет, … ( а неученье тьма)
IV Тур «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».
1. На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.
Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающиеся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…
Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.
На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.
2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.
V Тур «СОБЕРИ СЛОВА».
Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл
1-ой команде. (На карточках)
1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, окончание – УЧЕНИКИ ( подснежники)
2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)
2-ой команде.
1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)
VI Тур Отгадайте пословицы-загадки, где зашифрованы отрицательные качества людей.
1. Подал руку, да подставил ножку (двуличный человек).
2. Моё горе-стрела во мне, чужое горе-стрела во пне (эгоист).
3. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится (хвастун)
4. Ел да устал, спал да намаялся (лентяй).
5. Язык без костей, что хочет, то и лопочет (болтун).
6. В тихом омуте черти водятся (скрытный человек).
VII Тур «Кто быстрее».
1)Кто прав ?(Какая команда верно ответить).
Винни-Пух и Пятачок поспорили, какое окончание в слове МАРМЕЛАД.
Винни-Пух утверждает, что –АД, а Пятачок считает, что окончания здесь
вообще нет. Кто из них прав? ( Никто. Окончание в слове МАРМЕЛАД нулевое).2)Узнай слово.
1.Звонкая согласная, парная глухой Т.
2.Суффикс сравнительной степени прилагательных.
3.Приставка, обозначающая приближение.
4.Существительное – название части суток.
5.Суффикс неопределённой формы глагола.
6.Шестая буква алфавита. ( Целое слово: деепричастие).
VIII Тур Юный художник ( Нарисовать фразеологизм. Команда соперников должна узнать, какой это фразеологизм, и дать ему толкование).Вставать с петухами, бить баклуши, работать спустя рукава, на воре шапка горит (когда провинившийся человек выдаёт себя своим поведением)
IX Тур «Блиц-опрос»
Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1 )
1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)
2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)
3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)
4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)
5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
6. Часть слова без окончания. (Основа)
7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)
8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)
10. Сколько букв в русском алфавите? (33)
Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:
• Как правильно сказать?
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
Ответ: У рыб есть зубы.
• Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.
• В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
Ответ: Суббота
• Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?
Ответ: Именительный падеж
Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)
Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)
Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)
X Тур Расставьте правильно ударение (слова на заранее заготовленных карточках).
Алфавит, досуг, камбала, облегчить, сироты (1-ой команде).
Статуя, красивее, каталог, мельком, углубить (2-ой команде).
XI Тур «Ребусный» Кто первый отгадает пословицу
(Век живи, век учись).
Подведение итогов игры . Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.
Счастливого вам пути в Страну русского языка!
Интеллектуальная игра
«Язык мой - друг мой»
в 9 «М» классе

Провела: учитель русского языка
и литературы



201-201 учебный год