Рабочая программа по баскетболу (дополнительное образование)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»






УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ СОШ № 7
от 07.05.2014г. №159











Рабочая программа
дополнительного образования
«Баскетбол»







Программа составлена
учителем физической культуры
Детцель Д.А.














Черногорск, 2014

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по баскетболу составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным / общеразвивающим программам»
Систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие
Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга.
Цель программы заключается в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности учащихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства, сознающих ценность явлений жизни и человека.
Основными задачами программы являются:
- развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию;
- формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом. укрепление здоровья, повышение работоспособности;
- профилактика асоциального поведения;
- коррекция психофизического развития;
- организация условий для полезного проведения свободного времени;
- воспитание силы воли, мужества, стойкости, патриотизма;
- отбор лучших учащихся для ДЮСШ.
В данной программе предполагается использовать современные методики, основанные на постоянном изучении всех элементов баскетбола и тактики, с последующим совершенствованием игры в целом.
2. Общая характеристика учебного предмета
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, правила соревнований
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Продолжительность подготовки детей для участия в соревнованиях на начальном этапе занятий баскетболом должна быть не менее одного учебного года.
3. Описание место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану школы на дополнительные занятия физической культурой отводится 34 учебных недель, 102 часов, 3 часа в неделю.
Данная программа рассчитана на условия типовых образовательных учреждений со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря.
При разработке учитывались приём нормативов «Президентских состязаний», а так же участие школы в спартакиаде по традиционным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика, «шиповка юных»). Также при составлении программы учитывалась материально-техническая база школы. Срок освоения программы рассчитан на 5 лет обучения.
4.Планируемые результаты.
К концу первого года дети должны:
Знать
правила личной гигиены;
профилактику травматизма на занятиях;
-значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек
технику безопасности при занятиях спортивными играми;
историю Российского баскетбола;
лучших игроков края и России;
знать простейшие правила игры.
Уметь
выполнять перемещения в стойке;
остановку в два шага и прыжком;
выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи;
бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места;
владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости.
К концу второго года обучения:
Знать
следить за выступлением краевых команд в Российском чемпионате;
знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).
Уметь
передвигаться в защитной стойке;
выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;
ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;
выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;
владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;
играть по упрощенным правилам мини-баскетбола.
К концу третьего года обучения:
Знать
основные этапы Олимпийского движения;
правила проведения соревнований.
Уметь
выполнять броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке;
владеть технико-тактическими действиями при вбрасывании мяча в игру;
вырывать и выбивать мяч;
играть в баскетбол по правилам.
К концу четвертого года обучения:
Знать
оказание первой доврачебной помощи;
официальные правила ФИБА.
Уметь
выполнять челночный бег с ведением мяча;
ловить и передавать мяч при передвижении в двойках и тройках;
владеть технико-тактическими действиями в защите и нападении;
выполнять бросок в прыжке после ведения и ловли мяча в движении;
выполнять судейство;
играть в баскетбол по правилам.
К концу пятого года обучения:
Знать
жесты судей, заполнение технического и игрового протокола.
Уметь
выполнять технико - тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча; борьба за отскок);
вести мяч без зрительного контроля;
применять персональную защиту;
играть в баскетбол в условиях, приближенным к соревнованиям; участие в квалификационных соревнованиях.

5. Содержание программы
Теория (2 часа). История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила игры в баскетбол.
Техническая подготовка (42 часа)
   Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.
Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной стойке; передвижения приставным шагом с изменением направления движения, с чередованием скорости передвижения; переход с передвижения правым боком на передвижение левым боком; прыжок вверх толчком одной и приземлением на другую; остановка в шаге и прыжком после ускорения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах, тройках (стоя на месте, при передвижении приставным шагом левым и правым боком); ведение мяча стоя на месте, в движении по прямой, по кругу, «змейкой»; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места, двумя руками снизу (выполнение штрафного броска); бросок мяча в баскетбольный щит одной (двумя) руками от груди после ведения. Упражнения без мяча: прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижение в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге. Упражнения с мячом: ловля мяча после отскока от пола, ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения; бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения и от груди с места. Ловля мяча после отскока от пола. Ведение мяча с изменением направления и скорости передвижения, с отскоком мяча на разную высоту. Ловля и передача мяча с шагом. Бросок мяча в корзину одной рукой с места. Бросок мяча в корзину двумя руками снизу и от груди после ведения. Технико-тактические действия игроков при вбрасывании мяча судьей и при передаче мяча с лицевой линии.
Технико-тактические действия (индивидуальные и командные): передвижение защитника при индивидуальных защитных действиях; вырывание и выбивание мяча; защитные действия при опеке игрока с мячом и без мяча; перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину; взаимодействие в нападении (быстрое нападение); взаимодействие при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии с игроком команды и соперником
Технико-тактические действия в защите и нападении. Ведение мяча с обводкой пассивного и активного соперника. Отработка тактических игровых комбинаций. Технико-тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину). Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных упражнениях.
Тактическая подготовка (20 часов)
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения передачи; выбор места для броска.
Групповые действия. Взаимодействие игроков в нападении. Взаимодействие игроков в защите. Взаимодействие при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии с игроком команды и соперником Ведение мяча с обводкой пассивного и активного соперника.
Командные действия. Технико-тактические действия в защите и нападении. Отработка тактических игровых комбинаций. Технико-тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину). Игра в баскетбол в условиях, приближенных к соревнованиям

Общефизическая подготовка (на каждом занятии)
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки : с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.
Соревнования (4 часа)
Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической и общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1,5-2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
в целом;
по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
6. Тематическое планирование

п/п
Содержание
Количество часов



5 класс

6 класс
7 класс
8 класс
9 класс

1
Теория
4
4
4
4
4

2
Специальная подготовка техническая
64
64
64
64
64

3
Специальная подготовка тактическая
30
30
30
30
30

4
ОФП
На каждом занятии

5
Соревнования
4
4
4
4
4


итого
102
102
102
102
102

7. Учебно-методический комплекс:
1. Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
2. Физическая культура 8 – 9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
3. Физическая культура 10 – 11 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2011.
8.Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Контрольные испытания.
Общефизическая подготовка.
Бег 30 м ( 6х5м ). на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.

Контрольные упражнения
пол
Показатели



11 лет
12 лет



5
4
3
5
4
3

Бег 60 м (с)
м
10,1
10,6
П,1
9,8
10,3
10,8


ж
10,5
11,0
11,5
10,0
10,5
11,0

Челночный бег 4x10 м (с)
м
11,5
12,0
12,5
10,9
11,4
11,9


ж
11,7
12,2
12,7
11,2
11,7
12,2

Прыжок в длину с места (см)
м
170
160
150
175
165
155


ж
160
150
145
166
158
150



Контрольные упражнения
пол
Показатели



13 лет
14 лет



5
4
3
5
4
3

Бег 60 м (с)
м
8,9
9,4
10,1
8,6
9,3
10,0


ж
10,0
10,4
10,8
9,7
10,1
10,5

Челночный бег 6x10 м (с)
м
16,7
17,7
18,7
16,2
17,2
18,2


ж
17,8
19,0
20,2
17,7
18,9
20,1

Прыжок в длину с места (см)
м
195
185
170
205
190
175


ж
170
160
150
175
165
155


Техническая подготовка.
Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток
Испытание на точность попадания.
Испытания на точность передач.
Испытания в защитных действиях. Тактическая подготовка.
Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или
выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
Учебные нормативы
11-12 лет.
Выполнять остановку в два шага и прыжком
По технике выполнения

Броски мяча после ведения и остановки прыжком
(5 попыток)
1-3
1-3

Броски с 2-й и 3-й точек 3-х секундной зоны площадки
(5 попыток)
1-3 1
1-3
:

Ведение мяча по прямой и с изменением направления
По технике выполнения

Учебная игра по упрощенным правилам мини-баскетбола
+
+

Знание простейших правил игры
+
+







13-14 лет.
Выполнять челночный бег с ведением мяча
По технике выполнения

Передача мяча в движении в парах с броском в кольцо
(5 попыток)


Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток)


Вырывание и выбивание мяча
По технике выполнения
-
·
·

Учебная игра по правилам баскетбола
+ 1 +


Знание правил игры
+ : +


15 лет
Ведение мяча без зрительного контроля
По технике выполнения

Передача мяча в движении в тройках - «восьмерка» с броском в кольцо (5 попыток)
2-4
2-4

Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток)
2-4
2-4

Быстрое нападении; перехват мяча; борьба за отскок
По технике выполнения

Участие в квалификационных соревнованиях
+
+

Заполнение технического протокола на игру

+


16 лет
Передача мяча от груди двумя руками (за 30 сек)
22-35
20-30

Броски со штрафной линии (5 попыток)
3-5
3-5

Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток)
3-5
3-5

Ведение мяча "змейкой" с последующим попаданием в кольцо (3 попытки)



Игра в баскетбол в условиях соревновательной деятельности
+
+

Знание правил игры и организация судейства
+
+































15