Программа по волейболу 1 год обучения (дополнительное образование)


Пояснительная записка.
Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное - воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в волейбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в волейбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности. Программа разработана на основе программы «ВОЛЕЙБОЛ» составленной авторским коллективом кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета в составе: Ю.Д.Железняк, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России и СССР по волейболу, заведующий кафедрой; А.В.Чачин, кандидат педагогических наук, мастер спорта СССР по волейболу, доцент кафедры; Ю.П. Сыромятников, доктор медицинских наук, профессор кафедры.
Нормативные документы и материалы, на основе которых составлена программа
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Программа спортивной подготовки для детско – юношеских спортивных школ.
3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях
(Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.2.1178-82).
4. Учебный план по дополнительному образованию муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2».
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского осмотра.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного волейболиста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определённой педагогической задачи.
Цели занятий:
1.Всестороннее развитие физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием нравственных и духовных качеств, характеризующих общественно активную личность. 2.Подготовка каждого занимающегося к плодотворной учебной и трудовой деятельности. 3.Подготовка юных волейболистов .Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:
укрепляет здоровье, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;
воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
-приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре испорту;
-развитие основных двигательных качеств;
- подготовку инструкторов и судей по волейболу;
Подготовку и выполнение нормативных требований.
Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связаны с задачей развития умственных и физических способностей учащихся.
Простые упражнения волейболистов можно сочетать с акробатическими упражнениями и всевозможными прыжками, бегом и т.д. При организации занятий следует строго соблюдать правила безопасности занятий по волейболу.
Программа рассчитана на учащихся 12-17лет, постоянно посещающих занятия, принятых на свободной основе.
Программа рассчитана на :- три года обучения;
- 306 часов в год;
- 9 часов в неделю;
- периодичность занятий – 3 раза в неделю.
Специальных требований к знаниям и умениям обучающихся при приёме в секцию нет.
Ожидаемые результаты:
1.Первый год обучения:
- соблюдение норм поведения и техники безопасности в спортивном зале;
- правила поведения в коллективе;
- соблюдение основных правил личной гигиены на тренировках;
- знать основные стойки в волейболе, перемещения, основы техники и тактики игры в волейбол.
2.Второй год обучения:
- самостоятельность в действиях во время занятий по выполнению физических упражнений;
- стремление к здоровому образу жизни, физическому мастерству.
3.Третий год обучения:
- самостоятельность и взаимопомощь на занятиях, соревнованиях и в учебно – тренировочном процессе;
- стремление к спортивному совершенству.
При организации оценивания результатов обучения по программе используются:
- тестирование( по 10 бальной шкале);
- зачёты;
- соревнования.
Таким образом, программа детализирует содержание работы последовательно по трём годам обучения.
Нормативная часть учебной программы
Нормативная часть программы содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, по технико-тактической , физической и спортивной подготовке. Это показано в таблицах (1-5)
Первый год обучения. Эта форма работы охватывает всех желающих, основная задача – укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники волейбола.
Второй год обучения. На втором годе обучения осуществляется физкультурно – оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов.
Третий год обучения. На третьем годе обучения продолжается: совершенствование тактико – технических навыков и выполнение ими контрольно переводных нормативов по общей физической и специальной
подготовке.2
Численный состав занимающихся, максимальный объём учебно-тренировочной работы и требования по технико-тактической, физической подготовке.
Таблица1Год подготовки Минимальный возраст для зачисления, лет. Минимальное число занимающихся в группе Максимальное количество учебных часов. Требования по технико – тактической , физической подготовке.
1-й год подготовки 12-13 лет 10 9ч. Контрольные испытания по физической и технической подготовке.
2-й год подготовки 14-15 лет 10 9ч. Контрольные испытания по физической и технической подготовке.
3-й год подготовки 16-17 лет 10 9ч. Выполнение нормативов по ОФП, СФП , ТТП.
Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикл
Таблица2Виды соревнований 1-й год обучения
12-13 лет 2-й год обучения
14-15 лет 3-й год обучения
16-17 лет
По физической и тактической подготовке 10 10 8
Контрольные 4 4 4
Подводящие - 3 4
Основные 6 8 9
Контрольно – переводные нормативы по физической подготовке по годам ( девушки)
Таблица 3
№ Контрольное упражнение (тест) Возраст, лет Уровень
Низкий Средний Высокий
1. Бег 30 м. 11
12
13
14
15
16
17 6,4
6,3
6,2
6,1
6,0
5,9
5,9 6,3-5,7
6,2-5,5
6,0-5,4
5,9-5,4
5,8-5,3
5,7-5,2
5,7-5,2 5,1
5,0
5,0
4,9
4,9
4,8
4,8
2. Челночный бег 3х10м,с11
12
13
14
15
16
17 10,1
10,0
10,0
9,9
9,7
9,6
9,6 9,7-9,3
9,6-9,1
9,5-9,0
9.4-9,0
9,3-8.8
9,3-8,7
9,3-8,7 8.9
8.8
8,7
8,6
8,5
8,4
8,4
3. Прыжки в длину с места,см. 11
12
13
14
15
16
17
130
135
140
145
155
160
160 150-175
155-175
160-180
160-180
165-185
170-190
170-190
185
190
200
200
205
210
210
4. Шестиминутный бег, м. 11
12
13
14
15
16
17 700
750
800
850
900
900
900 850-1000
900-1050
950-1100
1000-1150
1050-1200
1050-1200
1050-1200
1100
1150
1200
1250
1300
1300
1300
5. Прыжок вверх с места толчком двух ног, см. 11
12
13
14
15
16
17 30
34
38
42
46
50
50 32
36
40
44
48
52
52 34
38
42
46
50
54
54
6. Метание набивного мяча 1кг. Из-за головы двумя руками, м:
- стоя 11
12
13
14
15
16
17 6,0
8,0
9,5
10.5
11,5
12.5
12.5 7,0
8,5
10
11
12
13
13 8.0
9.0
10.5
11,5
12,5
13.5
13,5
Контрольно – переводные нормативы по технической подготовке (девушки)
Таблица4№ Контрольные испытания Возраст
12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет
1. Вторая передача из зоны 3 в зону 4 3 из 5 3 из 5 4 из пяти 4 из пяти 5 из 5 5 из 5
2. Подача на точность:
-нижняя прямая;
- верхняя прямая;
- верхняя прямая по зонам;
3 из 5 3 из пяти 4 из пяти 4 из пяти 3 из пяти 3 из пяти
3. Нападающий удар прямой из зоны 4 или 2 в зоны 4 или5. 2 из 5 2 из 5 3 из 5 3 из 5 4 из 5 4 из 5
4. Приём подачи из зоны 6 в зону 3 2 2 3 3 4 4
Индивидуальная карта спортсмена Таблица5
Ф.И.О.________________________________________________ Дата рождения _______________________
Год, месяц начала занятия волейболом _____________________________________________
Область __________________ Округ____________ Город _______________
Учреждение____________________________________________________________________
Год обучения Дата обследования Физическая подготовленность
Бег 30 м. Челночный бег 3х10м,сПрыжки в длину с места,см. Шести минутный бег, м. Прыжок вверх с места толчком двух ног, см. Метание набивного мяча 1кг. Из-за головы двумя руками, м:
- стоя
Перед поступлением в секцию 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения Год обучения Дата обследования Техническая подготовленность
Вторая передача из зоны 3 в зону 4 Подача на точность:
-нижняя прямая;
- верхняя прямая;
- верхняя прямая по зонам;
Нападающий удар прямой из зоны 4 или 2 в зоны 4 или5. Приём подачи из зоны 6 в зону 3
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения Год обучения Дата обследования Физическое развитие
Длина тела, смМасса тела, смДлина голени, смСила сгибателей кисти Жизненная ёмкость
лёгких Заключение врача Перед поступлением в секцию 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения Содержание и методика контрольных испытаний, включенных в программу
Физическое развитие.
Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений.
Физическая подготовка.
1.Бег 30 м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий («стойка волейболиста»).
2.Челночный бег 3х10 м,с. Испытание проводится по общепринятой методике.
3.Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трёх попыток учитывается лучший результат.
4.Шестиминутный бег м,с.
5.Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами( см). Для этой цели применяется приспособление конструкции В.М.Абалакова «Косой экран» или другие, позволяющие из мерить высоту подъёма общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50х50см. Число попыток три. Учитывается лучший результат. При проведении испытания должны соблюдаться единые требования.
6.Метание набивного мяча массой 1кг из-за головы двумя руками, стоя (см). Метание с места. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперёд.
Техническая подготовка
1.Испытания на точность второй передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественный результат: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи – рейки, цветные ленты, обручи, наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зону 4 расстояние передачи 3-3,5м, высота ограничителей 3м., расстояние от сетки не более 1,5м. Если устанавливаются мишени, их высота над сеткой 30-40 см , расстояние от боковой линии 1м и 20-30 см от сетки. При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5-6м. каждый учащийся выполняет 5 попыток: учитываются количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи.
2.Испытания на точности подач. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи по послать мяч в определённом направлении – в определённый участок площадки. Эти участки следующие: правая (левая) стороны площадки, зоны 4-5 (1-2) , площадь у боковых линий в зонах 5-4 (1-2) размером 6х2м, в зоне 6 у лицевой линии размером 3х3м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
3.Испытания на точность нападающих ударов. Требования в этих испытаниях сводятся к тому, чтобы качественно в техническом исполнении произвести тот или иной нападающий удар, учащиеся могли достаточно сильно послать мяч с определённой точностью. При ударах из зоны 4 в зоны 4-5 площадь попадания ограничивается лицевой, боковой линиями и линией нападения, на расстоянии 3м. от боковой. При ударах с переводом площадь ограничена боковой линией и линией, параллельной ей на расстоянии 2м.Каждый участник должен выполнить 5 ударов.
4.Испытания на точность первой передачи (приём мяча). Испытания преследуют цель определить степень владения навыками приёма подачи. Выполняется подача, нацеленная на зону, где расположен испытуемый. Только при этом условии идут в зачёт попытки. Учитывается количество попаданий и качество.
Методическая часть учебной программы
Характеристика содержания программы
Методическая часть программы включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объёмы тренировочных и соревновательных нагрузок и спортивных результатов по годам обучения; организацию и проведение врачебно – педагогического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно- тренировочных занятий, воспитательной работы.
2.2 Организационно – методические указания
Цель подготовки волейболистов состоит в том , чтобы юные спортсмены каждый год совершенствовали своё мастерство.
Содержание работы с юными волейболистами на всём многолетнем протяжении определяется двумя факторами: спецификой игры в волейбол , возрастными и половыми особенностями и возможностями волейболисток.
Занятия волейболом начинаются в 11-12 лет.
Период подготовки юных спортсменов делится на три года (этапа).
Первый этап (год) предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу; начальное обучение техники и тактики, правилам игры; развитие физических качеств с учётом специфики волейбола, воспитание умений соревноваться индивидуально и коллективно. Возраст 11-12 лет.
Второй этап (год) посвящён технико – тактической и физической подготовке, в этот период осуществляются освоение основ техники и тактики, воспитание соревновательных качеств применительно к волейболу. Возраст 13-15 лет.
Третий этап (год) направлен на специальную подготовку: технико-техническую, физическую, интегральную, в том числе игровую, соревновательную. Возраст 16-17 лет.
В соответствии с основной направленностью этапов (лет) определяются задачи, осуществляются подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов, построение тренировки в годичном цикле .При этом необходимо ориентироваться на следующие положения:
- усиление индивидуальной работы по овладению техникой и совершенствование навыков выполнения технических приёмов и их способов;
- увеличение объёма индивидуальной тактической подготовки как важнейшего условия реализации технического потенциала отдельных волейболистов и команды в целом ;- разработка системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся.
Программа составлена из расчета , что ведущая тенденция тренировки – «обучающая» и конечная цель трёхгодичного процесса - это подготовка физически, психологически здоровых девушек.
Программа содержит материал планирования процесса трёхгодичной подготовки волейболистов, дифференцированный по годам обучения; материал по основным компонентам подготовки; физической, технической, теоретической, психологической.
При определении тренировочных и соревновательных нагрузок, осуществлении развития физических качеств волейболистов, обучение их технике и тактике учитывались периоды полового созревания и чувствительные фазы развития того или иного физического качества.
Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств
Морфофункциональные показатели, физические качества Возраст, лет
11 12 13 14 15 16 17
Длина тела + + + + Мышечная масса + + + + Быстрота + + Скоростно –силовые качества + + + + Сила + + + Выносливость + + +
Анаэробные возможности + + +
Координационные способности + + + Равновесие + + + + Необходимо в сенситивные периоды акцентировано воздействовать на развитие соответствующих качеств. Однако нельзя забывать об «отстающих» качествах, их развитию также должно уделяться внимание. Следует соблюдать соразмерность в развитии физических качеств, имеющих в основе своей разные физиологические механизмы. У девочек и девушек сенситивные периоды энергетических предпосылок формирования физических качеств наступают на год раньше ,чем у юношей.
Подбор средств и объём общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Так, на начальном этапе обучения (11-12 лет) , когда эффективность средств волейбола ещё незначительна, объём подготовки доходит до 50% времени, отводимого на занятия.
На каждом занятии нужно проводить общеразвивающие упражнения и выделять время на общую физическую подготовку.
Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных спортсменов технике и тактике волейбола. Основным средством её являются специальные упражнения. Особенно большую роль играют эти упражнения на начальном этапе обучения.
Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мыщц , участвующих в выполнении технических приёмов, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в отдельных действиях на сигналы, специальную выносливость.
Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными мячами; со скакалкой, резиновыми амортизаторами; гантелями.
Систематическое применение разнообразных подводящих упражнений составляет отличительную особенность обучения девочек технике игры в волейбол.
Формирование тактических умений начинается с развития у учащихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфических для игровой деятельности.
В систему подготовки волейболисток входят спортивные соревнования. Соревновательная подготовка имеет целью научить игроков, в полной мере используя свои физические кондиции, уверенно применять изученные технические приёмы и тактические действия в сложных условиях соревновательной деятельности. Этому способствует индивидуальная подготовка в процессе соревнований по физической, технической, игровой подготовке.
Соревнования по физической. технической , интегральной подготовке проводят на тренировочных занятиях. используя игровой игровой соревновательный методы, применяя тестирующие упражнения. Во время их выполнения фиксируется показательный результат. Используются часы, предназначенные на контрольные испытания, и часы на интегральную подготовку.
Целесообразнее проводить соревнования по волейболу уменьшенными составами. Такие соревнования в сочетании с соревнованиями по физической и технической подготовке совершенствуют соревновательные качества, которые затем проявляются в коллективных действиях в игре в волейбол полными составами.
Для юных волейболистов 10 – 12 лет проводят соревнования по мини волейболу, а также соревнования по волейболу неполными составами (2х2, 3х3, 4х4) с использованием освоенных технических приёмов.
Рекомендуется практиковать комплексный зачёт: учитывать рузультаты соревнований по физической, технической, игровой подготовке.
Инструкторская и судейская практика проводится в учебно – тренировочном этапе.
При написании программы учитывались следующие методические положения:
Преемственность задач, средств и методов тренировки.
Неуклонное возрастание объёма средств технико-тактической, общей и специальной физической подготовки.
Непрерывное совершенствование спортивной техники и тактики.
Неуклонное соблюдение принципа постепенности.
Учёт при планировании тренировочных и соревновательных нагрузок периодов полового созревания.
2.3.Учебный план
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по трёхгодичной подготовки юных волейболисток. Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами подготовки.
В каждом этапе поставлены задачи с учётом возраста занимающихся и их возможностей, требований подготовки в перспективе волейболистов.
Первый год обучения (этап начальной подготовки). Основной принцип учебно – тренировочной работы – универсальность подготовки.
Задачи:
- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности4- обучение основам техники перемещений и стоек, приёму и передачи мяча; начальное обучение тактическим действиям, привитие стойкого интереса к занятиям волейболом.
Второй и третий года обучения (учебно – тренировочный этап). Основной принцип учебно – тренировочного этапа, подготовка юных волейболисток к соревнованиям.
Задачи :- укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся;
- повышение уровня общей физической подготовки;
- прочное овладение основами техники и тактики волейбола;
- приучение к соревновательным условиям;
- приобретение навыков в организации и проведении соревнований по волейболу.
2.4.План – схема годичных циклов подготовки.
Первый год обучения
Цель: комплектование и сохранность групп.
Задачи:
- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности4- обучение основам техники перемещений и стоек, приёму и передачи мяча; начальное обучение тактическим действиям, привитие стойкого интереса к занятиям волейболом.
План- схема годичного цикла подготовки (первый год)
№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе
теоретических практических
1. Комплектование группы 2 2. Теоретическая подготовка 4 4 3. Общеразвивающие упражнения(на месте, в движении, с предметами и без предметов). 14 1 13
4. Специальная физическая подготовка 12 1 11
5. Техническая подготовка 46 6 40
6. Тактическая подготовка 13 3 10
7. Контрольные испытания 2 0 2
8. Соревнования 9 0 9
Итого 102 15 85
Календарно – тематический план занятий по волейболу (первый год обучения)
№ занятий Тема Кол-во часов Элементы содержания
(дидактические единицы) Вид диагностики
и контроля
1-2 Комплектование группы. Техника безопасности. История волейбола. Общеразвивающие упражнения 2 Запись в группу.
Правила поведения в спортзале, раздевалке. История возникновение игры «волейбол». Правильность выполнения общеразвивающих упражнений. 3-4 Общеразвивающие упражнения. Комплектование группы. Техника безопасности. История развития волейбола в России. 2 Запись в группу.
Правила поведения в спортзале, раздевалке. Правильность выполнения общеразвивающих упражнений Опрос учащихся
5-7 Общеразвивающие упражнения. Разучить стойки игрока (Средняя стойка игрока). Оказание первой медицинской помощи при ушибах. 3 В чём важность стойки? Как принять правильную стойку? Средняя стойка (Корпус наклонён вперёд. Колени – впереди ступней. Плечи – впереди колен. Руки – над коленями. Держать руки параллельно бёдрам. Сохранять стойку во время движения. Не соединять ладони. Колени и бёдра направлены в сторону мяча. перемещаясь делать шаркающие шаги). 8-10 Общеразвивающие упражнения. Стойка игрока (Высокая стойка). Оказание первой медицинской помощи при растяжениях. 3 Высокая стойка1.Ноги на ширине плеч а)параллельно друг другу или одна впереди другой. 2.Вес тела равномерно распределён. 3.Колени слегка согнуты. 4.Сохранять стойку даже во время перемещений по площадке.5.Следить за траекторией мяча. 11-13 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения. Стойка игрока (Низкая стойка). 3 Низкая стойка. Колени согнуты более чем на 90градусов. Вес перенесён вперёд. Перемещаться к мячу. Ударив по мчу , коснуться пола. Проверить стойки .14-18 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения. Разучить пас предплечьями. Оказание первой медицинской помощи при растяжениях. 5 Пас предплечьями. Переместиться к летящему мячу и встать удобней. Соединить руки. Ноги – на ширине плеч, одна нога впереди. Согнуть колени и слегка присесть. Руками образовать «площадку». Большие пальцы параллельны друг другу. Локти прижаты друг к другу. Руки параллельны бёдрам. Спина прямая. Мяч принимать, когда он напротив, на уровне корпуса. Слегка выпрямить ноги. Руки не двигаются. Перенести вес тела вперёд. Мяч принимается подальше от корпуса. Подвести «площадку» под мяч. Бёдра движутся вперёд. 19-21 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения .Разучить подачи. 3 Краткие характеристики подач. (Нижней, верхней планирующей, верхней резанной, боковой планирующей). 22-25 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения .Разучить нижнюю подачу. 4 Нижняя подача. Левая нога выдвинута вперёд. Вес равномерно распределён. Плечи параллельны сетке. Мяч – на уровне пояса или ниже. Держать мяч прямо перед собой. Открытая ладонь всегда готова. Взгляд обращён на мяч. отвести правую руку назад. Перенести вес на правую ногу. Правой рукой взмах вперёд. перенести вес тела снова на переднюю , левую, ногу. Ударить по мячу запястьем. мяч должен находиться на уровне пояса. Убрать левую руку. Ударить чуть ниже центра мяча. 26-30 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения .Разучить боковую планирующую подачу. 5 Боковая планирующая подача. Встать поудобней, одна нога впереди другой. Вес распределён равномерно. Плечи и ступни – под углом к боковой линии. Подбросить мяч перед собой. мяч нужно подбрасывать ближе к левому плечу. не подкручивая мяч. Правая рука – всё время прямая. Бить по мячу запястьем открытой ладони. Ладонь не сгибать в суставе. При контакте с мячом развернуть корпус. 31 Соревнование 1 Кто точнее и больше выполнит подач. 32-40 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения. Разучить передачу сверху. Личная гигиена. 9 Передача сверху. Перемещаться к мячу. Занять позицию и принять нужную стойку. развернуть плечи вперёд к цели. Ноги не напряжены, одна впереди другой. Слегка согнуть ноги и руки. Кисти рук надо лбом, выше его на 15-20 см. держать руки перед собой. Смотреть на мяч через «окошко». Подвести руки к мячу. Коснуться мяча ниже его центра. касаться двумя верхними фалангами пальцев. Выпрямить руки и ноги в направлении мяча. Перенести вес в сторону цели. Отправить мяч на нужную высоту. 41 Общеразвивающие упражнения. Рассмотреть различные способы атаки. 1 Почему важна атака? 42-44 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения. Разучить «скидку» мяча. 3 Скидка. В момент касания мягко направить мяч, пользуясь двумя верхними суставами пальцев бьющей руки, при полностью вытянутой кисти. Коснуться мяча чуть ниже центра. направить мяч вверх, просто чтобы он перелетел блок и тут же упал на площадку. 45-47 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения. Разучить замедленный атакующий удар. 3 Замедленный атакующий удар. В момент касания при замедленном ударе пробить мяч открытой ладонью, резко подрезая его в сторону центрального защитника. тотчас же сжать запястье и, пробивая пальцами по верхушке мяча, вызвать его вращение, что заставит мяч падать. 48-51 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения. Разучить сильный атакующий удар. 4 Сильный атакующий удар. При сильном атакующем ударе коснуться мяча открытой ладонью, подрезая его в сторону центрального защитника. В момент касания быстро сжать запястье и опустить кисть к талии. 52 Соревнование 1 Проконтролировать (скидку, замедленный атакующий удар, сильный атакующий удар). 53-57 Общеразвивающие упражнения. Разучить приём предплечьями. Оказание первой медицинской помощи при вывихах. 5 Приём предплечьями. Кувырок. подъём мяча в падении. Приём предплечьями (Ноги-в положении небольшого шага. Ноги – на ширине плеч. Колени согнуты. Наклонить тело к полу. Держать руки вместе. Держать предплечья почти параллельно бёдрам. Поставить «площадку» предплечий для встречи мяча. Запястья вместе, большие пальцы – параллельны. Потянуться к мячу. Отбить мяч из низкого положения. Отбить мяч от тела. Смягчить силу мяча. Опустить плечи как можно ближе к цели. Перенести вес вперёд. Наклонить тело к мячу. Высоко направить мяч к центру площадки. Дёрнуть запястья, чтобы увеличить высоту полёта мяча. 58-60 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения. Разучить «кувырок». 3 Кувырок. Переместить ноги к мячу. Держать тело в низком положении. Дать мячу опуститься как можно ниже. Коснуться мяча прежде, чем тело достигнет пола. Использовать две руки. Дёрнуть запястьями или согнуть локти, чтобы обеспечить высоту полёта мяча. Коснуться пола мягкими частями тела. 61-63 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения. Разучить подъём мяча в падении. 3 Подъём мяча в падении. Поставить ноги в положение широкого шага. Сделать огромный шаг к мячу. оттолкнуть вес тела от ноги находящейся сзади. Отбить мяч из низкого положения. Отбить мяч, а затем коснуться пола. Коснуться пола, чтобы уменьшить силу. Скользить на груди в направлении полёта мяча. 64-65 Соревнование 2 Соревнование внутри группы по мини-волейболу 2х2, 3х3. (Используя изученные приёмы) 66-68 Общеразвивающие упражнения. Рассмотреть «блоки» Оказание первой медицинской помощи при ссадинах. 3 Блоки (одиночный, коллективный). 69-71 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения. Разучить одиночный блок. 2 Одиночный блок. Сосредоточить внимание на связующем соперника).После связки сосредоточить внимание на нападающем. Встать напротив атакующего нападающего. Ждать , держа кисти рук на уровне плеч. Широко расставьте пальцы. После того как связующий отдал пас, согните колени и поднимите руки. Сохраните высокое положение тела при перемещении. Подпрыгнуть сразу после прыжка нападающего. Протянуть руки на площадку 72-74 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения. Ознакомить учащихся с групповым блоком. 2 Сосредоточить внимание на связующем. После связки сосредоточьте внимание на нападающем. Встаньте напротив атакующего нападающего.
Ждите, держа кисти рук на уровне плеч. Широко расставьте пальцы.
После того как связующий отдал пас, согните колени и поднимите руки. Сохраните высокое положение тела при перемещении. Подпрыгнуть сразу после прыжка нападающего. Протянуть руки на площадку соперника. Прыгать одновременно с другим блокирующим. Отдёрнуть руки. 75-77 Соревнование 2 Соревнование внутри группы по мини-волейболу 3х3, 4х4. (Используя изученные приёмы) 79-80 Общеразвивающие упражнения. Ознакомить учащихся с «простым нападением». Жесты судьи. Простое нападение (4х2). 81-83 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения. Жесты судьи. Международная схема нападения 4х2. 3 Международная схема нападения 4х2. 84-85 Общеразвивающие упражнения. Ознакомить учащихся с различными способами защиты. 2 Почему важна защита? 86-89 Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения. Разучить защиту 2-1-3. 4 Защита 2-1-3.
ЛН ЦН ПН (с) ЦЗ ЛЗ ПЗ 90-93 Общеразвивающие упражнения. Ознакомить с коллективным нападением. 4 Команда играет с одним связующим. 94-97 Общеразвивающие упражнения. Ознакомить с защитой 2-4 4 98-100 Соревнования 3 Соревнования по волейболу с другими группами. 101-102 Контрольные испытания. 2 Контрольные испытания по физической и технической подготовке. После первого года обучения девушки должны :Знать: - нормы поведения в коллективе;
- правила техники безопасности;
- знать терминологию игры;
- режим волейболиста.
Уметь: - выполнять учебные задания на занятиях; - правильно выполнять общеразвивающие упражнения;
- соблюдать правила личной гигиены;
- оказать первую медицинскую помощь.
Овладеть: - азами техники и тактики игры в волейбол.
Второй год обучения
План-схема годичного цикла подготовки (второй год)
Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе
теоретических практических
1 Введение 0.5 0.5 2 Техника безопасности на занятиях волейболом 0.5 0.5 3 Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, на месте и в движении. 14 - 14
4 Упражнения с малыми мячами 7 - 7
5 Упражнения с большими мячами 5 - 5
6 Упражнения с набивными мячами (1-3кг) 7 - 7
7. Техническая и тактическая подготовка
7.1 Техника и тактика нападения 35 5 30
7.1.1. Действия без мяча 2 1 1
7.1.2 Передача мяча 10 1 9
7.1.3. Подача мяча 10 1 9
7.1.4. Нападающие удары 13 2 11
7.2. Техника и тактика защиты 25 3 22
7.2.1 Приём мяча 12 1 11
7.2.2. Блокирование 13 2 11
8. Соревнования 9 9
9. Итого 102 Цель: повышение физических, функциональных и технических способностей.
Задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся;
- повышение уровня общей физической подготовки;
- прочное овладение основами техники и тактики волейбола;
- приучение к соревновательным условиям;
- приобретение навыков в организации и проведении соревнований по волейболу.
Календарно – тематический план занятий по волейболу (второй год обучения)

Занятия Тема Количество часов Вид диагностики и контроля
1-3
Введение, техника безопасности на занятиях волейболом, общеразвивающие упражнения без предметов,«история волейбола».
Перемещения и стойки: различные способы передвижения в сочетании с выполнением технических приёмов нападения и защиты по заданию.
Прямой нападающий удары из зон 4, 2,3.
Чередование передачи (связующим) лицом и спиной по направлению.
Чередование передачи (связующим) лицом и спиной по направлению. 3. Беседа с учащимися по правилам техники безопасности
4-6
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Перемещения и стойки: различные способы передвижения в сочетании с выполнением технических приёмов нападения и защиты по заданию.
Прямой нападающий удары из зон 4, 2,3.
Сочетание систем игры в нападении со второй передачи игроком передней линии.
3. Техника передвижений,
Стоек.
7-9
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Прямой нападающий удар из зон 2,3, 4, с первой передачи.
Чередование передачи (связующим) лицом и спиной по направлению.
Выбор действия: приём в защите или страховка на задней линии в зоне 6 при игре «углом назад», нападающие удары из зон 4,2,3. 3. 10-12
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Имитация нападающего удара и передача двумя руками и одной рукой на переднюю и заднюю линии.
Чередование нападающих ударов на силу и точность.
Чередование передачи (связующим) лицом и спиной по направлению.
Чередование передачи: в прыжке и после имитации удара.
Выбор действия: приём в защите или страховка на задней линии в зоне 6 при игре «углом назад», нападающие удары из зон 4,2,3.
Сочетание систем игры в нападении со второй передачи игроком передней линии. 3. 13-15
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Имитация нападающего удара и передача двумя руками и одной рукой на переднюю и заднюю линии.
Чередование передачи и ударов с первой передачи.
Выбор действия: приём в защите или страховка на задней линии в зоне 6 при игре «углом назад», нападающие удары из зон 4,2,3. 3. 16-18
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Прямой нападающий удар из зон 2,3, 4, с первой передачи.
Передача одной рукой через сетку на заднюю линию.
Чередование передачи: в прыжке и после имитации удара.
Сочетание систем игры в нападении со второй передачи игроком передней линии. 3. 19-21
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Прямой нападающий удар из зон 2,3, 4, спервой передачи.
Чередование нападающих ударов на силу и точность.
Чередование передачи (связующим) лицом и спиной по направлению.
Чередование передачи: в прыжке и после имитации удара.
Нападающий удар после остановки в разбеге с места. 3. 22-24
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Имитация нападающего удара и передача двумя руками и одной рукой на переднюю и заднюю линии.
Прямой нападающий удары из зон 4, 2,3.
Выбор действия: приём в защите или страховка на задней линии в зоне 6 при игре «углом назад», нападающие удары из зон 4,2,3.
Взаимодействие игроков задней линии и игроков, не занятых в блокировании с блокирующими игроками, при системе игры «углом назад». 3. 25-27
Общеразвивающие упражнения без предметов в движении.
Имитация нападающего удара и передача двумя руками и одной рукой на переднюю и заднюю линии.
Чередование нападающих ударов на силу и точность.
Чередование передачи и ударов с первой передачи.
Сочетание систем игры в нападении со второй передачи игроком передней линии.
Сочетание системы игры в нападении со второй передачи через выходящего. 3. Техника нападающего удара
28-30
Общеразвивающие упражнения без предметов в движении.
Передача мяча сверху двумя руками с отвлекающими действиями.
Прямой нападающий удар из зон 2,3, 4, с первой передачи.
Передача одной рукой через сетку на заднюю линию.
Чередование передачи и ударов с первой передачи. 3. 31-33
Общеразвивающие упражнения без предметов в движении.
Боковой нападающий удар сильнейшей и слабевшей рукой с различных передач.
Передача одной рукой через сетку на заднюю линию.
Чередование передачи: в прыжке и после имитации удара.
Сочетание системы игры в нападении со второй передачи через выходящего.
Взаимодействие игроков задней линии и игроков, не занятых в блокировании с блокирующими игроками, при системе игры «углом назад». 3. 34-36
Общеразвивающие упражнения без предметов в движении.
Передача мяча сверху двумя руками с отвлекающими действиями. Передача мяча сверху двумя руками для нападающего удара из глубины площадки. Нападающий удар по блоку – за боковую линию.
Нападающий удар после остановки в разбеге с места.
Выбор действия: приём в защите или страховка на задней линии в зоне 6 при игре «углом назад», нападающие удары из зон 4,2,3.
Взаимодействие игроков задней линии и игроков, не занятых в блокировании с блокирующими игроками, при системе игры «углом назад». 3. 37-39
Общеразвивающие упражнения без предметов в движении.
Передача мяча в прыжке после имитации нападающего удара вперёд и назад через зону. Чередование откидок вперёд и назад в соседнюю зону.
Чередование нападающих ударов на силу и точность.
Чередование передачи и ударов с первой передачи.
Взаимодействие игроков задней линии и игроков, не занятых в блокировании с блокирующими игроками, при системе игры «углом назад». 3. 40-42
Общеразвивающие упражнения без предметов в движении.
Передача мяча сверху двумя руками с отвлекающими действиями.
Нападающий удар с задней линии с передачи игрока, выходящего с задней линии к сетке.
Чередование передачи (связующим) лицом и спиной по направлению.
Сочетание системы игры в нападении со второй передачи через выходящего.
Взаимодействие игроков задней линии и игроков, не занятых в блокировании с блокирующими игроками, при системе игры «углом назад». 3. 43-45
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Нападающий удар по блоку – за боковую линию.
Тактические комбинации со с крестным перемещением игроков в зонах.
Взаимодействие игроков задней линии и игроков, не занятых в блокировании с блокирующими игроками, при системе игры «углом назад». 3. Техника передачи мяча
46-48
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Передача мяча в прыжке после имитации нападающего удара вперёд и назад через зону. Чередование откидок вперёд и назад в соседнюю зону.
Боковой нападающий удар сильнейшей и слабевшей рукой с различных передач.
Нападающий удар с задней линии с передачи игрока, выходящего с задней линии к сетке.
Тактические комбинации с участием в нападении игроков задней линии.
Сочетание системы игры в нападении со второй передачи через выходящего. 3. 49-51
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Передача мяча у сетки – различная по высоте и расстоянию, из глубины площадки, сверху двумя руками.
Боковой нападающий удар сильнейшей и слабевшей рукой с различных передач.
Передача одной рукой через сетку на заднюю линию. 3. 52-54
Общеразвивающие упражнения с предметами.
Передача мяча (вторая и первая) снизу двумя руками в зоне нападения и из глубины площадки.
Нападающий удар по блоку – за боковую линию. Нападающий удар с задней линии с передачи игрока, выходящего с задней линии к сетке.
Взаимодействие игроков задней линии и игроков, не занятых в блокировании с блокирующими игроками, при системе игры «углом назад». 3. 55-57
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Передача мяча сверху двумя руками для нападающего удара из глубины площадки. Передача мяча сверху двумя руками для нападающего удара из глубины площадки. Планирующая подача в правую и левую половину площадки, дальнюю и ближнюю части площадки.
Нападающий удар после остановки в разбеге с места. 3. 58-60
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Передача мяча в прыжке после имитации нападающего удара вперёд и назад через зону. Чередование откидок вперёд и назад в соседнюю зону.
Передача мяча у сетки – различная по высоте и расстоянию, из глубины площадки, сверху двумя руками.
Тактические комбинации со с крестным перемещением игроков в зонах.
Сочетание системы игры в нападении с первой передачи с применением изученных групповых действий. 3. 61-63
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Планирующая подача в правую и левую половину площадки, дальнюю и ближнюю части площадки. Боковой нападающий удар сильнейшей и слабевшей рукой с различных передач.
Нападающий удар с задней линии с передачи игрока, выходящего с задней линии к сетке. 3. 64-66
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Передача мяча (вторая и первая) снизу двумя руками в зоне нападения и из глубины площадки.
Нападающий удар через «слабого» блокирующего, по блоку, выше блока.
Тактические комбинации со с крестным перемещением игроков в зонах.
Сочетание системы игры в нападении со второй передачи через выходящего. 3ч. 67-69
Общеразвивающие упражнения без предметов в движении.
Передача мяча в прыжке после имитации нападающего удара вперёд и назад через зону. Чередование откидок вперёд и назад в соседнюю зону. Планирующая подача в правую и левую половину площадки, дальнюю и ближнюю части площадки.
Нападающий удар с переводом вправо, влево без поворота туловища, чередование ударов в право и лево.
Чередование передачи и ударов с первой передачи.
Тактические комбинации с участием в нападении игроков задней линии. 3ч. 70-72
Общеразвивающие упражнения с предметами.
Вторая передача мяча сверху двумя руками, стоя лицом и спиной по направлению: у сетки и из глубины площадки, в статическом положении, после перемещения, с последующим нападением.
Передача мяча у сетки – различная по высоте и расстоянию, из глубины площадки, сверху двумя руками. Планирующая подача в правую и левую половину площадки, дальнюю и ближнюю части площадки.
Одиночное и групповое блокирование ударов различными способами с различных передач по высоте и расстоянию. 3ч. 73-75
Общеразвивающие упражнени9ч.я с предметами.
Передача мяча у сетки – различная по высоте и расстоянию, из глубины площадки, сверху двумя руками.
Уверенное выполнение приёмов мяча различными способами в опорном положении.
Сочетание системы игры в нападении с первой передачи с применением изученных групповых действий. 3ч. 76-78
Общеразвивающие упражнения с предметами.
Планирующая подача в правую и левую половину площадки, дальнюю и ближнюю части площадки. Нападающий удар с переводом вправо, влево без поворота туловища, чередование ударов в право и лево.
Одиночное и групповое блокирование ударов различными способами с различных передач по высоте и расстоянию.
Имитация нападающего удара и откидка.
Ловящее блокирование при различном характере передач, с которых выполняется нападающий удар: высокое, низкое, из глубины площадки. 3ч. 79-81
Общеразвивающие упражнения с предметами.
Передача мяча (вторая и первая) снизу двумя руками в зоне нападения и из глубины площадки.
Сочетание системы игры в нападении с первой передачи с применением изученных групповых действий. 3ч. Техника передачи мяча снизу двумя
82-84
Общеразвивающие упражнения без предметов в движении.
Передача мяча сверху двумя руками для нападающего удара из глубины площадки. Планирующая подача в правую и левую половину площадки, дальнюю и ближнюю части площадки.
Чередование способов подач в сочетании с требованием точности.
Тактические комбинации с участием в нападении игроков задней линии.
Взаимодействие игроков задней линии и игроков, не занятых в блокировании с блокирующими игроками, при системе игры «углом назад». 3ч. 85-87
Общеразвивающие упражнения без предметов в движении.
Уверенное выполнение приёмов мяча различными способами в опорном положении.
Нападающий удар через «слабого» блокирующего, по блоку, выше блока.
Ловящее блокирование при различном характере передач, с которых выполняется нападающий удар: высокое, низкое, из глубины площадки. 3ч. 88-89
Зачёт по физической и тактической подготовке 3ч. 90-91
Зачёт по тактико – технической подготовке 3ч. Соревнования 9ч. После второго года обучения девушки должны :Знать: - тактико – технические требования основных элементов;
- правила техники безопасности;
- знать терминологию игры;
- знать правила игры.
Уметь: - выполнять учебные задания на занятиях;
- правильно выполнять общеразвивающие упражнения;
- соблюдать правила личной гигиены;
- оказать первую медицинскую помощь.
Овладеть: - овладеть техникой и тактикой игры в волейбол.

Третий год обучения
Цель: совершенствование тактико-технических навыков игры в волейбол.
Задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся;
- повышение уровня общей физической подготовки;
- прочное овладение основами техники и тактики волейбола;
- приучение к соревновательным условиям;
- приобретение навыков в организации и проведении соревнований по волейболу
План –схема годичного цикла подготовки (третий год)
Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе
теоретических практических
1 Введение 0.5 0.5 2 Техника безопасности на занятиях волейболом 0.5 0.5 3 Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, на месте и в движении. 10 - 10
4 Упражнения с малыми мячами 5 - 5
5 Упражнения с большими мячами 5 - 5
6 Упражнения с набивными мячами (1-3кг) 7 - 7
7. Техническая подготовка
7.1 Техника нападения 24 1 23
7.1.1. Действия без мяча 1 1 7.1.2 Передача мяча 7 7
7.1.3. Подача мяча 8 8
7.1.4. Нападающие удары 8 8
7.2. Техника защиты 15 15
7.2.1 Приём мяча 8 8
7.2.2. Блокирование 7 7
8.Тактическая подготовка
8.1 Тактика нападения 13 3 10
8.1.1. Индивидуальные действия 6 1 5
8.1.2. Групповые действия 4 1 3
8.1.3. Командные действия 3 1 2
8.2. Тактика защиты 11 3 8
8.2.1. Индивидуальные действия 5 1 4
8.2.2. Групповые действия 4 1 3
8.2.3. Командные действия 2 1 1
9. Соревнования 11 Итого часов 102
Календарно – тематический план занятий по волейболу (третий год обучения)


Занятия
Тема Количество часов Вид диагностики и контроля
1-3
Техника безопасности на занятиях .Уверенное выполнение передачи в пределах площадки.
Перемещения на скорость, ускорения, остановки, сочетания стоек способов перемещения с техническими приёмами.
Выбор места и способа второй передачи в зависимости от характера первой передачи и расположения партнёров.
Передача мяча из глубины площадки после перемещения от сетки. 3ч. 4-6
Техника безопасности на занятиях .Уверенное выполнение передачи в пределах площадки.
Перемещения на скорость, ускорения, остановки, сочетания стоек способов перемещения с техническими приёмами.
Выбор места и способа второй передачи в зависимости от характера первой передачи и расположения партнёров.
Взаимодействия игроков зон 3,2,4, между собой в рамках системы игры через игрока передней линии. 3ч. Техника безопасности на занятиях
7-9
Передача мяча из глубины площадки после перемещения от сетки.
Стабильное качество выполнения приёма подачи: верхней прямой, боковой, планирующей.
Взаимодействия игроков передней линии, игроков зон 3,2,4 между собой в рамках системы игры с первой передачи на удар и откидки. 3ч. 10-12
Стабильное качество выполнения приёма подачи: верхней прямой, боковой, планирующей.
Выбор способа приёма мяча, в зависимости от ситуации.
Выполнение передачи мяча сверху двумя руками у сетки лицом, боком и спиной по направлению, после перемещения, из глубины площадки.
Стабильное качество при выполнении основного способа подачи. 3ч. 13-15
Уверенное выполнение передачи в пределах площадки.
Выбор места и способа второй передачи в зависимости от характера первой передачи и расположения партнёров.
Выбор места и способа второй передачи в зависимости от характера первой передачи и расположения партнёров.
Взаимодействия игроков задней линии зон 6,1,5 между собой при условии специализации игроков в определённых зонах. 3ч. Передачи мяча снизу и сверху.
16-18
Перемещения на скорость, ускорения, остановки, сочетания стоек способов перемещения с техническими приёмами.
Передача мяча из глубины площадки после перемещения от сетки.
Взаимодействия игроков передней линии, игроков зон 3,2,4 между собой в рамках системы игры с первой передачи на удар и откидки.
Выбор способа приёма мяча, в зависимости от ситуации.
Передача мяча в прыжке лицом к сетке, после имитации нападающего удара. 3ч. 19-21
Перемещения на скорость, ускорения, остановки, сочетания стоек способов перемещения с техническими приёмами.
Стабильное качество выполнения приёма подачи: верхней прямой, боковой, планирующей.
Выполнение передачи мяча сверху двумя руками у сетки лицом, боком и спиной по направлению, после перемещения, из глубины площадки.
Выполнение передачи мяча сверху двумя руками у сетки лицом, боком и спиной по направлению, после перемещения, из глубины площадки.
Взаимодействия игроков задней линии зон 6,1,5 между собой при условии специализации игроков в определённых зонах.
Приём мяча в условиях различных перемещений, на скорости. 3ч. 22-24
Выбор места и способа второй передачи в зависимости от характера первой передачи и расположения партнёров.
Выбор места и способа второй передачи в зависимости от характера первой передачи и расположения партнёров.
Передача мяча в прыжке лицом к сетке, после имитации нападающего удара.
Выбор места и способа приёма мяча от нападающих действий противника. 3ч. 25-27
Взаимодействия игроков передней линии, игроков зон 3,2,4 между собой в рамках системы игры с первой передачи на удар и откидки.
Выполнение передачи мяча сверху двумя руками у сетки лицом, боком и спиной по направлению, после перемещения, из глубины площадки.
Взаимодействия игроков задней линии зон 6,1,5 между собой при условии специализации игроков в определённых зонах.
Взаимодействия игроков зон 1, 6, 5, выходящих к сетке, с игроками зон 4,3,2 при второй передачи. 3ч. 28-30
Уверенное выполнение передачи в пределах площадки.
Передача мяча из глубины площадки после перемещения от сетки.
Выбор способа приёма мяча, в зависимости от ситуации.
Приём мяча в условиях различных перемещений, на скорости.
Выбор места и способа приёма мяча от нападающих действий противника.
Взаимодействия игроков передней линии, зон 3 и 2, 3 и 4, зон 2,3,4 при блокировании, с условием, что при постановке блока основным является центральный игрок. 3ч. 31-33
Стабильное качество выполнения приёма подачи: верхней прямой, боковой, планирующей.
Выполнение передачи мяча сверху двумя руками у сетки лицом, боком и спиной по направлению, после перемещения, из глубины площадки.
Взаимодействия игроков зон 1, 6, 5, выходящих к сетке, с игроками зон 4,3,2 при второй передачи. 3ч. 34-36
Выполнение передачи мяча сверху двумя руками у сетки лицом, боком и спиной по направлению, после перемещения, из глубины площадки.
Взаимодействия игроков задней линии зон 6,1,5 между собой при условии специализации игроков в определённых зонах.
Передача мяча в прыжке лицом к сетке, после имитации нападающего удара.
Приём мяча в условиях различных перемещений, на скорости. 3ч. 37-39
Передача мяча из глубины площадки после перемещения от сетки.
Выбор места и способа второй передачи в зависимости от характера первой передачи и расположения партнёров.
Выбор способа приёма мяча, в зависимости от ситуации.
Взаимодействия игроков передней линии, зон 3 и 2, 3 и 4, зон 2,3,4 при блокировании, с условием, что при постановке блока основным является центральный игрок. 3ч. 40-42
Взаимодействия игроков передней линии, игроков зон 3,2,4 между собой в рамках системы игры с первой передачи на удар и откидки.
Выбор места и способа приёма мяча от нападающих действий противника.
Взаимодействия игроков зон 1, 6, 5, выходящих к сетке, с игроками зон 4,3,2 при второй передачи. 3ч. 43-45
Уверенное выполнение передачи в пределах площадки.
Стабильное качество выполнения приёма подачи: верхней прямой, боковой, планирующей. ч. Приём подачи
46-48
Приём мяча в условиях различных перемещений, на скорости.
Групповое блокирование в рамках групповых тактических действий.
Система игры через игрока передней линии, с передач в прыжке, после имитации нападающего удара.
Тактические комбинации с применением низких передач, скрестного перемещения.
Нападение с первой передачи и откидки. 3ч. 49-51
Взаимодействия игроков зон 1, 6, 5, выходящих к сетке, с игроками зон 4,3,2 при второй передачи.
Приём мяча в условиях различных перемещений, на скорости.
Чередование способов нападающего удара: направлений удара, ударов на силу и точность, обманных с остановкой в разбеге и прыжке с места. 3ч. Нападающие удары
52-54
Передача мяча в прыжке лицом к сетке, после имитации нападающего удара.
Взаимодействия игроков передней линии, зон 3 и 2, 3 и 4, зон 2,3,3, при блокировании.
Взаимодействие игроков, не участвующих в блокировании с блокирующими в рамках системы «углом вперёд» и «углом назад». 3ч. 55-57
Выбор места и способа приёма мяча от нападающих действий противника.
Взаимодействия игроков передней линии, зон 3 и 2, 3 и 4, зон 2,3,4 при блокировании, с условием, что при постановке блока основным является центральный игрок. 3ч. 58-60
Выбор места и способа приёма мяча от нападающих действий противника.
Чередование способов нападающего удара: направлений удара, ударов на силу и точность, обманных с остановкой в разбеге и прыжке с места.
Передача мяча сразу на удар в опорном положении и с последующим нападением. 3ч. Приём мяча
61-63
Взаимодействия игроков зон 1, 6, 5, выходящих к сетке, с игроками зон 4,3,2 при второй передачи.
Выбор места и способа приёма мяча на страховке, своевременность перемещения в зону удара и постановка рук над сеткой при блокировании ударов со скоростных передач.
Взаимодействия игроков при приёме мячей на страховке в рамках системы игры в защите и при условии специализации игроков в зонах.
Нападающий удар по блоку, через слабого блокирующего, выше блока, с учётом ситуации. 3ч. 64-66
Взаимодействия игроков зон 1, 6, 5, выходящих к сетке, с игроками зон 4,3,2 при второй передачи.
Передача мяча сразу на удар в опорном положении и с последующим нападением.
Выбор места и способа приёма мяча на страховке, своевременность перемещения в зону удара и постановка рук над сеткой при блокировании ударов со скоростных передач.
Взаимодействия игроков при приёме мячей на страховке в рамках системы игры в защите и при условии специализации игроков в зонах.
Нападающий удар по блоку, через слабого блокирующего, выше блока, с учётом ситуации. 3ч. 67-69
Общеразвивающие упражнения без предметов в движении.
Совершенствование передачи мяча в прыжке после имитации нападающего удара вперёд и назад через зону. Чередование откидок вперёд и назад в соседнюю зону. Совершенствование планирующей подачи в правую и левую половину площадки, дальнюю и ближнюю части площадки.
Совершенствование нападающего удара с переводом вправо, влево без поворота туловища, чередование ударов в право и лево.
Чередование передачи и ударов с первой передачи.
Совершенствование тактических комбинаций с участием в нападении игроков задней линии.
3ч. 70-72
Общеразвивающие упражнения с предметами.
Совершенствование второй передачи мяча сверху двумя руками, стоя лицом и спиной по направлению: у сетки и из глубины площадки, в статическом положении, после перемещения, с последующим нападением.
Совершенствование передачи мяча у сетки – различная по высоте и расстоянию, из глубины площадки, сверху двумя руками. Планирующая подача в правую и левую половину площадки, дальнюю и ближнюю части площадки.
Совершенствование одиночного и группового блокирования ударов различными способами с различных передач по высоте и расстоянию. 3ч. Блокирование
73-75
Выбор места и способа приёма мяча от нападающих действий противника.
Взаимодействия игроков передней линии, зон 3 и 2, 3 и 4, зон 2,3,4 при блокировании, с условием, что при постановке блока основным является центральный игрок. 3ч. 76-78
Общеразвивающие упражнения с предметами.
Планирующая подача в правую и левую половину площадки, дальнюю и ближнюю части площадки. Нападающий удар с переводом вправо, влево без поворота туловища, чередование ударов в право и лево.
Одиночное и групповое блокирование ударов различными способами с различных передач по высоте и расстоянию.
Имитация нападающего удара и откидка.
Ловящее блокирование при различном характере передач, с которых выполняется нападающий удар: высокое, низкое, из глубины площадки. 3ч. 79-81
Передача мяча сразу на удар в опорном положении и с последующим нападением.
Взаимодействия игроков при приёме мячей на страховке в рамках системы игры в защите и при условии специализации игроков в зонах 3ч. 82-84
Общеразвивающие упражнения без предметов в движении.
Совершенствование передачи мяча сверху двумя руками для нападающего удара из глубины площадки. Планирующая подача в правую и левую половину площадки, дальнюю и ближнюю части площадки.
Чередование способов подач в сочетании с требованием точности.
Совершенствование тактических комбинаций с участием в нападении игроков задней линии.
Совершенствование взаимодействия игроков задней линии и игроков, не занятых в блокировании с блокирующими игроками, при системе игры «углом назад». 3ч. 85-87
Общеразвивающие упражнения без предметов в движении.
Уверенное выполнение приёмов мяча различными способами в опорном положении.
Совершенствование нападающего удара через «слабого» блокирующего, по блоку, выше блока.
Ловящее блокирование при различном характере передач, с которых выполняется нападающий удар: высокое, низкое, из глубины площадки. 3ч. 88-89 Зачёт по физической и специальной подготовке 2ч. 90-91 Зачёт по тактико – технической подготовке 2ч. Соревнования 11. Итого 102ч. После третьего года обучения девушки должны :Знать: - тактико – технические требования ; - правила техники безопасности;
- знать терминологию игры;
- знать правила игры;
- влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей.
Уметь: - выполнять учебные задания на занятиях;
- соблюдать правила личной гигиены;
- оказать первую медицинскую помощь.
Овладеть: - техникой и тактикой игры в волейбол;
- знаниями и умениями в организации и проведении соревнований, судейской практики.
2.5 Педагогический и врачебный контроль.
Основная цель педагогического и врачебного контроля – всемерное содействие положительному влиянию спорта на состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность занимающихся.
Особое внимание при врачебном контроле занимающихся обращается на состояние здоровья и функциональные системы организма.
При контроле состояния здоровья решаются следующие задачи:
- возможность по состоянию здоровья начать или продолжить занятия волейболом;
- выявление у занимающегося противопоказаний к занятиям волейболом и необходимости коррекции тренировочного процесса.
При контроле за функциональным состоянием организма занимающихся решаются следующие вопросы:
- отвечают ли их функциональные возможности в настоящее время требованиям волейбола; 35
- соответствуют ли тренировочные и соревновательные нагрузки возможностям функционального состояния организма.
Оперативный контроль осуществляется путём педагогических и врачебных наблюдений на тренировочных занятиях.
При этом решаются следующие задачи:
- выявление начальных стадий заболеваний;
- оценка гигиенических условий занятий;
- соответствие методики занятий гигиеническим требованиям.
При проведении оперативного контроля выявляются также перенапряжения, заболевания, производится оценка функционального состояния волейболиста.
Анализ результатов контроля позволяет сформировать заключение о прерывании, прекращении или коррекции учебно – тренировочного процесса, проведения мероприятий по оздоровлению учебно – тренировочной среды, необходимости медицинской реабилитации.
При проведении педагогического и врачебного контроля используются комплексы контрольных упражнений для оценки общей (приведены выше), специальной и технико – тактической подготовленности учащихся.

Тестирование по ОФП учащихся осуществляется два раза в год (сентябрь и май). Перед тестированием проводится разминка.
2.6. Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка осуществляется во время учебно – тренировочных занятий в течении всего года обучения.
На первых занятиях обязательно проводится инструктаж по технике безопасности и проводятся запланированные беседы.
2.6.1. Первый этап обучения
1.Физическая культура и спорт в России. Значение двигательной активности в укреплении здровья, физического развития и подготовленности, в воспитании людей. Сведения о спортивных званиях и разрядах.
2.Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная система. Органы пищеварения и выделения. Взаимодействие органов и систем.
3.Гигиена. врачебный контроль и самоконтроль. Личная гигиена, гигиенические требования к спортивной одежде и обуви, местам занятий и оборудованию. Предупреждение травм при физкультурно – спортивных занятиях, доврачебная помощь. использование естественных факторов природы в целях закаливания организма. Врачебный контроль и самоконтроль. Режим дня и питания. Гигиена тренировочного процесса. Дневник самоконтроля спортсмена.
4. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Воздействие на основные органы и системы .5. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физических упражнений, соревновательные и тренировочные нагрузки.
6. Основы техники избранного вида спорта. Понятие о спортивной технике.
7.Оборудование и инвентарь, применяемые в процессе соревнований и тренировки в избранном виде спорта.
2.6.2. Второй этап обучения
1. Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Характеристика волейбола.
2. Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная система, связочный аппарат, сердечно –сосудистая и дыхательная система человека.
3. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов. развитие сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
4. Гигиена. врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к местам физкультурно – спортивных занятий. Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом. Общий режим дня.
5.Правила игры в волейбол. Состав команды. расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Счёт и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды. замена игроков. упрощённые правила игры. Судейская терминология.
6.Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в волейбол в спортивном зале, на открытом воздухе. Оборудование и инвентарь для игры в волейбол в спортивном зале. Сетка и мяч. Уход за инвентарём.
2.6.3. Третий этап обучения
1. Физическая культура и спорт в России. Формы занятий физическими упражнениями детей школьного возраста. Почётные спортивные звания и спортивные разряды. Усиление роли и значения физической культуры в повышении уровня общей культуры.
2.Состояние и развитие волейбола. развитие волейбола среди школьников. Спортивные соревнования для школьников. Оздоровительная и прикладная направленность волейбола. История возникновения волейбола в России.
3. Сведения о строении и функциях организма человека. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения. Общие понятия о строении организма человека, взаимодействие органов и систем. 37
Понятие о спортивной работоспособности. Основные требования к дозировке тренировочной нагрузки. Понятие об утомляемости.
4. Гигиена. врачебный контроль и самоконтроль. Общие санитарно – гигиенические требования к занятиям волейболом. Режим питания. Режим дня. Значение массажа и самомассажа. Ушибы, растяжения, разрывы мышц, связок и сухожилий. дневник самоконтроля. доврачебная помощь.
5.Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения. Характеристика нагрузки в волейболе. Соревновательные и тренировочные нагрузки.
6.Правила соревнований, их организация и проведение. роль соревнований в спортивной подготовке иных спортсменов. Виды соревнований. обязанности судей. Методика судейства.
7.Основы техники и тактики игры в волейбол. Понятие о технике игры. характеристика приёмов игры. единство техники и тактики игры.
8.Основы методики обучения игры волейболу. Понятие об обучении технике и тактике игры. Классификация упражнений, применяемых в учебно – тренировочном процессе по волейболу.
9.Планирование и контроль учебно – тренировочного процесса. наблюдение на соревнованиях. Контрольные испытания. Индивидуальный план тренировки.
10.Оборудование и инвентарь. тренажёрные устройства. Изготовление специального оборудования для занятий волейболом. Технические средства.
11.Установка игрокам перед соревнованиями и разбор проведённых игр. Установка на предстоящую игру. характеристика команды соперника.
2.7.Воспитательная работа и психологическая подготовка
2.7.1.Воспитательная работа
Воспитательная работа предполагает тесное единство нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания с учётом особенностей физкультурно – спортивной, соревновательной деятельности, особенностей их влияния на личность девушек в течение этапов подготовки.
Важнейшим условием успешного осуществления воспитательной работы является единство воспитательных действий.
Направленное формирование личности юного спортсмена – итог комплексного влияния многих факторов социальной системы воспитания, в том числе семьи, школы, коллектива, педагога, других организаций.
В работе с юными спортсменками применяется широкий круг средств и методов воспитания. В качестве средств используются тренировочные занятия, спортивные соревнования, беседы, собрания, кинофильмы, наглядные пособия, произведения искусства, общественно полезный труд. В качестве методов нравственного воспитания применяются формирование нравственного сознания и общественного поведения, использование положительного примера, стимулирование положительных действий, предупреждение и обсуждение отрицательных действий.
Важнейшим фактором воспитания юных спортсменов, условием формирования личности спортсмена является коллектив. Юные спортсмены выполняют разнообразные общественные поручения, работают на общественных началах в качестве инструкторов, судей, что служит хорошей школой положительного нравственного опыта.
эффективность воспитательной работы во многом зависит от активности спортсмена. При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет, спортивных листков, проводить походы, тематические вечера.
Важным условием успешных воспитательных воздействий в коллективе является формирование и поддержание положительных традиций.
осуждение или похвала коллектива – одно из наиболее сильных воздействий на психику человека. Как правило, коллективно должны обсуждаться только аморальные поступки, если индивидуальная воспитательная работа тренера при этом не достигает цели. 38
Традиционным в коллективе должно быть принятие решений об официальном одобрении, награждение спортсменов призами. Такой подход укрепляет веру в справедливость спортивного коллективизма, в дружбу и товарищество.
инициатива в реализации нравственного воспитания юных спортсменов принадлежит тренеру – педагогу. Успешно выполнять задачи воспитания может только тренер.
Использование тренером принципа воспитывающего обучения облегчает решение сложных воспитательных задач, реализация этого принципа проводится по следующим направлениям: воспитание в процессе тренировочных занятий, создание благоприятной обстановки, положительно влияющей на воспитательный процесс; сочетание воспитательного воздействия в процессе тренировки с планом воспитательных мероприятий, проводимых в группе. Эффект воспитательного воздействия снижается из-за отсутствия единых педагогических требований, единой системы планирования воспитательной работы.
В воспитательной работе тренера необходима гибкая и многообразная система воздействий. Выполнение требований должно правильно оцениваться тренером с учётом возрастных и индивидуальных особенностей спортсмена.
В решении задач воспитательной работы важное место занимает самовоспитание юного спортсмена. В процессе самовоспитания всегда имеет место самонаблюдение, которое осуществляется в единстве с самоанализом и обобщением данных самонаблюдения. Самоанализ завершается самооценкой личности.
Самовоспитание включает принятие самообязательств с целью активизировать себя и определять комплекс качеств и свойств, подлежащих исправлению.
Особенно важное значение имеет самовоспитание волевых качеств личности. Средствами и методами самовоспитания могут быть все формы активности спортсмена по преодолению трудностей, связанные с внешне выраженной самобилизацией и внутренними самоограничениями.2.7.2.Психологическая подготовка
Психологическая подготовка подразделяется на общую и к конкретному соревнованию.
1.Общая психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической подготовкой на протяжении всего периода спортивной подготовки. В её задачи входят:
- воспитание высоконравственной личности;
- развитие процессов восприятия;
- развитие мышления, памяти, представления и воображения;
- развитие тактического мышления;
- развитие способности управлять своими эмоциями;
- развитие волевых качеств.
2.Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям состоит в следующем:
- осознание игроками задач на предстоящую игру;
- изучение конкретных условий предстоящих соревнований;
- изучение сильных и слабых сторон соперника и подготовка к действиям с учётом этих особенностей;
- преодоление отрицательных эмоций.
- осознание и оценка своих собственных возможностей в настоящий момент.
Каждый волейболист испытывает перед игрой, да и во время игры сложные эмоционально – волевые состояния, которые определяются перестройкой психологических и физиологических процессов в организме. это повышает готовность организма к выполнению предстоящих спортивных действий. У других игроков возникает перевозбуждение или апатия, неуверенность, боязнь поражения – всё это ухудшает готовность организма, снижает возможности спортсмена.
Одни волейболистки в процессе тренировки демонстрируют высокое мастерство, а во время игры их трудно узнать. различают четыре вида эмоциональных, предсоревновательных состояний: 1)состояние боевой готовности; 2) предсоревновательная лихорадка; 3) предсоревновательная апатия; 4) состояние самоуспокоенности.
Преодоление отрицательных эмоциональных состояний и их регулирование могут быть осуществлены при помощи специальных приёмов, которые сводятся к следующему: 39
- учащийся не должен внешне выражать сильное волнение. неуверенность; наоборот, мимикой, движениями он должен стараться выразить состояние уверенности;
- применение в разминке специальных упражнений, различных по скорости, темпу, амплитуде, мышечному напряжению, которые могут снизить излишнее возбуждение или снять состояние подавленности;
- произвольная регуляция дыхания при помощи специальных дыхательных упражнений различных по глубине, интенсивности, частоте;
- применение специальных приёмов массажа и самомассажа, оказывающего на спортсмена успокаивающее воздействие;
- воздействие при помощи слова.
Успех выступления команды в соревнованиях во многом зависит от умелого управления командой.
режим в период тренировочной работы и соревнований имеет большое значение. свободный от игр день надо максимально использовать для отдыха и восстановления.в игровой день надо избегать каких-либо напряжённых действий.
Разминка имеет большое значение как для регуляции неблагоприятных эмоциональных состояний, так и для формирования готовности к игре. разминку спортсмены должны проводить самостоятельно. исходя из индивидуальных особенностей.
в процессе игры возникают множество моментов. ситуации, которые требуют оперативного вмешательства тренера: внести некоторые коррективы в действия игроков команды. которые почему –либо отходят от принятых установок или не учитывают игры соперника; акцентировать внимание спортсменов на определённые действия игроков соперника как в защите. так и в нападении. для этого тренер использует замену игроков и перерывы, предусмотренные правилами игры.
Во всех случаях разговор тренера со спортсменами. его указания должны быть лаконичными. краткими и яркими, тон должен быть уверенный и спокойный. Тренеру никогда не следует кричать на игроков команды.
Спокойное, ровное. уверенное поведение тренера является одним из важных моментов, направленных на создание психологической мобилизации команды к предстоящей игре. а также в процессе самой игры.
в заключение следует отметить, что вся психологическая подготовка должна проводиться с учётом индивидуальных особенностей волейболистов.
2.8. Инструкторская и судейская практика
Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится на третьем этапе (году) обучения.
Такая работа проводится в форме бесед, практических занятий, самостоятельной работы учащихся.
Первый год обучения.
1.Освоение терминологии, принятой в волейболе
2.Проведение упражнений по построению и перестроению группы.
3.В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и оборудования.

Второй год обучения.
1.Умение вести наблюдения за учащимися, выполняющими приём игры, и находить ошибки.
2.Составление комплексов упражнений по специальной подготовке, по обучению перемещениям, передаче и приёму мяча.
3.Судейство на учебных играх.
Третий год обучения.
1.Вести наблюдения за учащимися, выполняющими технические приёмы в двусторонней игре.
2.Судейство на учебных играх. Выполнение обязанностей первого и второго судей.
ЛИТЕРАТУРА (для педагога)
Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983 (УТГ), 1985 (ГСС).

2. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л .Б. Кофмана. - М., 199

3.Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М., 1982.

4.Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.

5.Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.

6.Спортивная медицина: справочное издание. - М., 1999.
7.Спортивные игры / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. -М., 2000.
8.Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987.
ЛИТЕРАТУРА (для учащихся)
Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
5.Железняк Ю.Д., Кунянский В. А. У истоков мастерства. - М., 1999г.
6.Спортивные игры / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. -М., 2000.