Концептуальный подход к индивидуальному обучению детей-инвалидов в условиях реализации ФГОС второго поколения


Концептуальный подход к индивидуальному обучению детей-инвалидов в условиях реализации ФГОС второго поколения
«Воспитание не только должно развивать ум,
вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду
серьезного труда, без которого жизнь его не может
быть ни достойной, ни счастливой»
К.Д.Ушинский
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Образование детей-инвалидов предусматривает создание для них специальных условий, обеспечивающих адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Для обучающихся, не посещающих образовательные организации по состоянию здоровья, обучение по образовательным программам начального общего образования организуется на дому. Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей. Получение детьми – инвалидами образования в условиях реализации ФГОС второго поколения является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение реализации прав детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей данной категории определяются индивидуальной программой обучения инвалида. Но как работать с детьми-инвалидами? Как правильно управлять учебной деятельностью, чтобы не навредить здоровью ребенка, чтобы не упустить главного в обучении, добиться успехов? Какие использовать методы, приемы для индивидуальной работы? Какие для этого нужны условия? На все эти вопросы помогает ответить Е.А.Юнина. Именно в ее трудах мы получили конкретный ответ на вопрос: «Как концептуально выстроить стратегическую программу деятельности учителя начальных классов с ребенком-инвалидом». Эта проблема концептуального подхода к обучению на дому стала для нас актуальной, так как через него можно осмысленно подойти к предмету деятельности, определить ее сильные и слабые стороны, наметить пути решения выявленных проблем. Советы Юниной Е.А. помогли сосредоточиться на главном, осознанно подойти к разработке концепции индивидуального обучения на дому детей-инвалидов.
Выстроить концепцию мыслительного содержания помог нам денотатный граф (по Щедровицкому, на который делает упор Юнина Е.А.), где граф-структура, денотат-содержание, т.е. структурированное содержание. Исходя из вышесказанного, мы можем теперь назвать необходимые этапы этого вида деятельности:
1 этап: Разработка концепции.
-Наработка мыслительного содержания.
-Систематизация мыслительного содержания.
-Диалектическое исследование мыслительного содержания.
анализ каждого кирпичика в денотатном графе.
обобщение проведенного анализа.
написание текста заключения концепции.
2 этап: Составление тезауруса денотатного графа.
3 этап. Разработка стратегии на год.
-Постановка концептуальной цели.
-Составление психологического портрета обучающегося.
-Постановка стратегической цели.
-Определение задач.
-Формулирование проблемы.
-Постановка проблемного вопроса.
-Поиск вариантов решения проблемного вопроса, конструирование оптимального варианта.
-Создание тезиса.
Рассмотрим каждый этап концептуального подхода к индивидуальному обучению на дому.
Концепция
индивидуального обучения детей-инвалидов на дому

Направлена на (цель)
создание специальных условий для обучения и воспитания, позволяющих обеспечить успешное овладение детьми-инвалидами основной образовательной программой НОО

Опирается на (принципы)




индивидуализации непрерывности системности соблюдения
интересов ребенка
Достигается через (средства)



психолого-педагогическое активные методы дистанционные коррекцию
обследование (диагностику) и приемы обучения технологии

Приводит к (результат)




освоению ребенком личностному накоплению коррекции недостатков
ООП НОО развитию опыта работы в физическом и
с детьми-инвалидами психическом развитии обучающегося
Зависит от (ресурсы)

кадров помощи извне МТБ

Тезаурус
Специальные условия – условия, способствующие освоению детьми-инвалидами основной образовательной программы начального общего образования
Принцип индивидуализации – учет индивидуальных особенностей конкретного индивида
Принцип непрерывности –принцип гарантирует ребенку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению
Принцип системности – единство диагностики, коррекции, развития.
Принцип соблюдения интересов ребенка – решение проблемы ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
Психолого-педагогическое обследование – использование тестового материала узкими специалистами для исследования личности в целом или отдельных ее сторон.
Активные методы и приемы обучения – те, которые повышают познавательную активность ученика, развивают творческие способности, активно вовлекают обучающегося в ОП, стимулируют самостоятельную деятельность.
Дистанционные технологии – информационные технологии, обеспечивающие доставку обучаемому основного объем изучаемого материала. Технологии, которые предоставляют возможности для самостоятельной работы по освоению изучаемого материала в процессе обучения.
Коррекционная работа - обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей-инвалидов в условиях обучения на дому; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Основная образовательная программа начального общего образования - определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном.
Личностное развитие - готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускника начальной школы, отражающие его индивидуально-личностную позицию, социальные компетентности, личностные качества.
Опыт работы с детьми-инвалидами – умение организовывать ОП в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка-инвалида и оказывать психолого-медико-педагогическую помощь.

Диалектическое исследование индивидуального обучения на дому детей-инвалидов
Положительный ряд Понятие Отрицательный ряд Выходы
1.Создают ситуацию успеха для ученика
2.Позволяют последовательно решать образовательные задачи
3.Способствуют развитию обучающегося4.Индивидуализируют процесс обучения
Специальные условия Отсутствие опыта в
разработке индивидуальной образовательной программы 1.Знакомство с опытом других учителей, работавших с детьми данной категории
2.Получение информации из Интернета
3.Изучение специальной литературы
4.Получение рекомендаций от администрации ОУ
1.Повышает качество образования
2. Способствует сохранению здоровья ребенка
3.Повышает мотивацию к учению
4.Позволяет своевременно проводить коррекцию
Принцип индивидуализации Незнание всех физических, психологических особенностей ученика 1.Беседа с родителями
2.Изучение рекомендаций узких специалистов
3. Проведение диагностики
1.Ориентирует на достижение целостности образовательного процесса
2.Позволяет в системе реализовывать программный материал
3.Гарантирует постоянную помощь ребенку и родителям
4.Обучающийся постоянно развивается
Принцип непрерывности Личностный фактор 1.Получение рекомендаций у психолога, узких специалистов
2.Получение совета от родителей
1.Позволяет последовательно реализовывать содержание учебного материала
2.Своевременно проводится диагностика, коррекция знаний обучающегося.
Принцип системности Не знаешь, что может помешать в обучении ребенка-инвалида 1.Нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость, отставание в развитии
2.Не допускать нарушения системы
1.Повышает познавательный интерес к учению
2.Создает ситуацию успеха
3.Решаются проблемы ребенка с максимальной пользой
4.Позволяет полно реализовывать ребенку внутренние резервы
Принцип соблюдения интересов ребенка Непонимание родителями всех трудностей ребенка 1.Консультация у педагога
2.Анализ ситуации
3.Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка
1.Позволяет выявить проблемы развития
2.Определяет индивидуальную структуру ценностей сферы личности
3.Помогает выполнить требования ФГОС второго поколения Психолого-педагогическое обследование Трудоемкая работа 1.Привлечение специалистов
2.Опора на имеющийся опыт
1.Повышают мотивацию к учению, познавательную активность
2.Способствуют включению ученика в решение творческих задач в начале процесса усвоения нового содержания
3.Делают обучение сознательным, продуктивным, более результативным
Активные методы и приемы обучения Не все методы, технологии подходят для индивидуального обучения на дому 1.Своевременный отбор методов и технологий для индивидуального обучения
2.Изучение научной литературы
3.Опора на имеющийся опыт работы на дому
4.Оформление заявки на нужную литературу в кн.магазине, библиотеке
1.Повышают качество обучения за счет объемных электронных библиотек
2.Развивают самостоятельность
3.Снижают затраты на обучение
4.Повышают мотивацию
5.Создают условия для быстрого получения нужной информации Дистанционные технологии Отсутствие опыта в использовании дистанционных технологий 1.Получение консультации у специалиста
2.Обучение на курсах
1.Своевременно проводится коррекция
недостатков в физическом и психическом развитии обучающегося2. Создается ситуация успеха
3.Повышается самооценка у ученика
4. Создает условия для индивидуального развития обучающегося Коррекционная работа Не всегда учитель может решить проблемы 1.Обращение к узким специалистам
2.Получение совета
у коллег
1.Помогает выявлять и развивать способности обучающихся2.Обеспечивает решение образовательных задач
3. Предусматривает:
достижение планируемых результатов ООП НОО обучающимсяОсновная образовательная программа начального общего образования Отсутствует возможность включения обучающегося в процессы преобразования внешкольной социальной среды 1.Использование дистанционных технологий
2. Подключение к работе других информационных ресурсов
1.Происходят качественные изменения хорошего к лучшему.2. После изменений человек осознает себя другим и ведет себя по-другому.
Личностное развитие Требуется время 1.Проявление терпения
2. Не ставить перед собой чрезмерно завышенных целей, чтобы добиться результата в намеченные сроки
1.Позволяет правильно выстроить стратегию обучения на дому
Опыт работы с детьми-инвалидами Не всегда опыт одного учителя приносит положительные результаты у другого 1.Критически подходить к используемым материалам
2.Вносить соответствующие коррективы в соответствии с особенностями обучаемогоЗаключение
Разработанная концепция индивидуального обучения детей-инвалидов на дому обладает на наш взгляд рядом сильных сторон: во-первых, данная концепция позволяет последовательно решать образовательные задачи, во-вторых, способствует развитию личностных качеств; выполнять требования ФГОС второго поколения; в-третьих, создает условия для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов, обучающихся на дому; в-четвертых, делает обучение сознательным, продуктивным, более результативным; в-пятых, учит ученика объективно оценивать свои силы.
Наряду с сильными сторонами концепции отметим также ограничения, которые являются серьезными препятствиями для успешной реализации данной концепции, в частности, к такого рода ограничениям можно отнести отсутствие опыта в разработке индивидуальной образовательной программы и в использовании дистанционных технологий; недостаток знаний об ученике-инвалиде; непонимание родителями всех трудностей ребенка; не все активные методы могут подойти для индивидуального обучения на дому. Понимая всю сложность этих трудностей, мы все же считаем, что они решаемы, например, проблему отсутствия опыта в разработке индивидуальных программ обучения можно, с нашей точки зрения, решить следующим образом: познакомиться с опытом других учителей, получить рекомендации от администрации ОУ, изучить специальную литературу; найти нужную информацию в Интернете; проблему отсутствия опыта в использовании дистанционных технологий можно решить так: получить консультацию у специалиста, пройти курсовую подготовку; проблему недостатка знаний об ученике-инвалиде решается таким образом: побеседовать с родителями, получить совет от них, изучить рекомендации узких специалистов; проблему непонимания родителями всех проблем ребенка можно решить следующим образом: проконсультировать родителей, провести анализ проблемных ситуаций и обозначить выходы из них; если не все активные методы и приемы подходят для индивидуального обучения, необходимо осуществить отбор только тех, которые подходят для детей-инвалидов, изучить научную литературу, сделать заявку в книжном магазине на приобретение нужных методических рекомендаций.
Ценность диалектического исследования состоит в том, что этот этап Разработки концепции развивает: глубину мышления, системность мышления, диалектичность мышления, аналитичность мышления, умение прогнозировать, снимает страх перед трудностями.
Стратегия индивидуального обучения на дому
на 2014-2015 учебный год
Аудитория: ребенок-инвалид
Концептуальная цель: создание специальных условий для обучения и воспитания, позволяющих обеспечить успешное овладение обучающимся основной образовательной программой начального общего образования
Стратегическая цель: развитие обучающегося в условиях домашнего обучения
Задачи:
1.Обеспечить выполнение требований Стандарта.
2.Способствовать личностному развитию и укреплению здоровья.
3.Добиваться достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
4.Предоставлять обучающемуся возможности для эффективной самостоятельной работы.
5.Использовать активные методы и приемы обучения.
6.Научить владеть диалогической формой коммуникации, использовать, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
7.Организовать участие обучающегося в дистанционных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и др.
8.Способствовать общению с одноклассниками.
9.Своевременно проводить коррекционную работу.
10.Оказывать помощь родителям.
Проблема: ФГОС предусматривает развитие УУД.
Проблемный вопрос: Какими же средствами можно создать образовательное пространство, которое позволит обеспечить развитие УУД у ребенка-инвалида, обучающегося на дому?
Варианты решения:
1.Использование дистанционных технологий.
2.Включение в учебный процесс активных методов и приемов обучения.
3.Организация встреч со сверстниками.
4.Выход за рамки урока (вывоз ребенка на внеклассные мероприятия в школу)
5.Диалоговое обучение.
Оптимальный вариант: 3, 1, 5, 2, 4.
Чтобы помочь ребенку-инвалиду в социальной адаптации, личностном развитии необходима организация встреч со сверстниками на дому, использование дистанционных технологий, предполагающих внедрить TV-технологию, интернет-технологию, кейсовую технологию; а также – диалогового обучения, предполагающего ситуации откровения, эмпатию; включение активных методов и приемов обучения, осуществление выхода за рамки урока (включая ребенка в участие, с детьми класса, в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества и других формах дополнительного, дистанционного образования).
Тезисы:
Образование должно высветить лучшее, что заложено в человеке.
Дж.Пол.Ф.РихтерДайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам.
А.А.ГинУченик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.