Сетевые проекты как способ повышения мотивации к учебной деятельности.


Одной из задач современного образования является формирование
потребности к саморазвитию и самообучению. С дошкольного возраста

н
мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и
смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека наокружает. Начинается этап психического развития ребенка с момента
осознания себя членом человеческого общества до момента систематического
обучения.
Вопрос о мотивации к обучению может быть назван центральным, так как
мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и
смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на
Сетевые проекты как средство мотивации обучающихся.
Одна из наиболее актуальных и центральных проблем в сфере школьного образования является проблема мотивации обучения. Этот вопрос исследуется достаточно широко, но не смотря на это его нельзя считать решенным. Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов, и чтобы заложить основу для умения и желания учиться, мотивировать ребенка нужно начинать с младшего школьного возраста.
Что такое мотивация?
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием добывали новые знания. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Однако в современных условиях очень часто наблюдается и снижение мотивации к обучению. Эта проблема знакома практически каждому учителю. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы». Поэтому одна из главных задач в современной школе - создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
основу для умения, желания учиться, мотивировать ребенка нужно начинать с
самого младшего школьного возраста. Что же такое мотивация? От чего она
зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
В решении этого вопроса помогает организация внеурочной деятельности.
Базовые принципы системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, определяет новые формы организации образовательного процесса. Учебная ситуация, возникающая во время учебного процесса, требует от педагога использование современных технологий, методов и форм обучения, позволяющих формировать метапредметные результаты.
Одним из путей повышения мотивации, эффективности учебной деятельности в начальной школе является включение обучающихся в проектную деятельность, в частности в сетевые проекты.
Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, который заключался в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.
Что такое сетевой проект? Под сетевым (телекоммуникационным) проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. (ПОЛАТ Е.С.)
основу для умения, желания учиться, мотивировать ребенка нужно начинать с
самого младшего школьного возраста. Что же такое мотивация? От чего она
зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности,
которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к
окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива
или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается
крайне неустойчивой.
Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на
большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда
авторов к изучению особенностей мотивации обучения начиная с младших
школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.
Тысячекратно цитируется древняя мудрость: «можно привести коня к
водопою, но заставить его напиться нельзя»». Да, можно усадить детей за
парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без
внутренней мотивации, освоение знаний не произойдёт, это будет лишь
видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание
"напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях?
Решению этих вопросов во многом способствует организация внеурочной
исследовательской и проектной деятельности учащихся. Как известно, в основе
метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проекта в своей работе я использую, реализуя программу
Одна из причин необходимости участия в сетевых проектах заключается в том, что многие современные школьники массу времени проводят за компьютером, играют в различные игры. Педагог не сможет «оторвать» ученика от бесполезных и даже вредных занятий, но он сможет перенаправить, переориентировать его интересы в сети  Интернет. Сетевой проект и есть тот путь, по которому происходит осмысленное, продуктивное вхождение ребёнка в Интернет. Учитель берёт на себя роль «помощника», старается   научить своих учеников не просто занимательной, но и познавательной, полезной работе в Сети.
Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)
Что сетевой проект дает ученику?
Сетевые проекты дают возможность конструктивного общения в сети. Они созданы в открытых системах (в частности, в Вики-Вики, Google), имеют простые правила оформления текста, а встроенная система обсуждения открывает возможности для прямого общения и способствует развитию критического и творческого мышления у учащихся. В процессе работы над сетевым проектом учащиеся: учатся познавать мир, ставить проблемы, искать и находить свои решения, учатся взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности, учатся безопасной работе в Интернете.
В процессе проекта совершенствуются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности: умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и другими участниками сетевого проекта.
Большую роль в организации подобных проектов с учащимися начальной школы сыграл сайт Nachalka.com. Это интернет ресурс, позволяющий безопасно общаться, дружить, узнавать что-то интересное, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах, вместе расти детям и взрослым.
У участников должны быть едиными
Способы деятельности Проблема проекта
Цель, к которой идут все участники Методы исследования
Конечный продукт —
это результат сетевого взаимодействия всех участников проекта
Первый сетевой опыт мы приобрели в проекте «Школа Буратино» в 2011 году, который был разработан для первоклассников в самом начале учебного года. Путешествие с героями сказки Алексея Николаевича Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино” помогло детям  плавно, спокойно и гармонично  перейти из дошкольного мира в мир школьных наук. Этот проект помог адаптироваться первоклассникам к школьной жизни, начать формировать первоначальные навыки осознанного чтения, начать учить “добывать”  знания из книги, из сети Интернет, применять их в практической деятельности. Эта работа оказала весомую роль в формировании интереса и повышении мотивации к учению. В «Школе Буратино» мои первоклассники научились  работать в команде, находить информацию в книге, отмечать свои успехи в маршрутном листе. Следуя инструкциям, ребята распределяли в команде работу, сами выполняли все иллюстрации, ответы к заданиям, обсуждали в команде итоги каждого этапа игры: что получилось, что не получилось, почему, как сделать лучше в следующий раз. В ходе игрового учебного сетевого проекта «Школа Буратино» дети научились многому, а самое главное - успешно вошли в школьную жизнь с положительной мотивацией.
Одним из интересных для меня и для ребят был сетевой учебный проект "Удивительное рядом! Похимичим?", посвящённый изучению удивительного мира веществ. Проект был направлен на создание условий развития детской любознательности; на формирование потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности. Участвуя в проекте, ребята поближе познакомились с интереснейшей наукой химией, научились создавать ментальную карту или карту знаний, на этапе «Суперлаборатория» провели занимательные химические опыты, научились создавать презентацию; выяснили, как люди в прошлом обходились без зубной пасты и мыла, для этого брали интервью у своих бабушек и дедушек; провели исследования по теме «Почему молоко прокисает?», изучили работу в сервисе http://learningapps.org и создали кроссворд по теме «Ломоносов – химик».
Тема следующего проекта «Мир как дом» полностью совпала с тематикой уроков окружающего мира и кружка «Почемучки». (слайд)Поэтому информация, полученная во время участия проекта, стала познавательной и полезной. Учебный проект был реализован в рамках ФГОС в предметной области "Окружающий мир" для учащихся 3-4 классов. На первом этапе прослеживалась межпредметная связь: команда должна была составить эссэ на тему «Весь мир - мой дом». Уже знакомая работа в сервисе Learningapps.org  помогла составьте кроссворд объектов природы по выбранному природному сообществу. Новой работой было создание на интерактивном листе пищевой цепочки и оформление ее на на доске Padlet. Нашу работу оценили организаторы проекта. Одним из самых сложных, но интересных заданий было решение экологических задач. Знакомство с сервисом  HYPERLINK "https://www.smore.com/?ref=logo" Smore, позволило представить природное сообщество в виде плаката, в котором команда указала особенности данного сообщества, его проблемы и предложила способы охраны выбранного природного сообщества. Выводы по проделанной работе были освещены на детском форуме, где обсуждался вопрос “Что связывает всё живое в природе?”
В данный момент команда моего класса принимает участие в проекте «В гостях у Незнайки» – это  игра-мастерская. Цель проекта - знакомство, исследование  и  строительство  современного города  с использованием Интернет-сервисов, в котором должно быть всё  необходимое для людей. Один из них – это 3D конструктор, с помощью которого из кубиков можно построить дома, а затем установить его на сайте http://linoit.com/​ на вымышленной улице. В сетевых проектах Началки призовых мест нет, но победителем считается тот, кто прошел все этапы.
Еще один из интересных сетевых проектов – это Kitendo (Ки-тéн-до), в переводе с языка суахили — поступок, действие, дело.
Основная миссия — способствовать раскрытию творческого потенциала, развитию интеллекта, обучению и воспитанию детей за счет создания и внедрения инноваций в сфере образования.
Главная задача этого информационного сайта - сделать жизнь учеников более интересной и яркой.
Основные направления деятельности компании — разработка программного обеспечения для учителей и образовательных учреждений, а также организация и проведение всероссийских дистанционных конкурсов.
Одним из них является «Хамелеон» — это всероссийский школьный командный проект-игра (так называемый «сетевой проект») для учащихся 1-11 классов.
Участники команд выполяют игровые задания, вместе проводят работу над проектом, учатся создавать его презентацию и размещают её на собственном сайте, получают подарки и печатные сертификаты.
В каждой школе формируется одна или несколько команд по 3-5 человек. Мероприятие проходит в несколько этапов:
Сначала участники соревнуются друг с другом в командной игре.
Затем дети шаг за шагом выполняют различные задания и загружают свои работы на сайте.
Все команды получают персональный сайт своего проекта.
Все задания и этапы сопровождаются простыми и понятными инструкциями по их выполнению.
Хотя проект еще не завершен, уже можно говорить о первых результатах. Это и заметно повысившаяся мотивация (особенно у слабых учащихся) к изучению темы, и творческие работы и, что гораздо ценнее и важнее, положительные эмоции от настоящего, ничем не скованного общения, которое и есть самая большая роскошь на Земле!