Воспитание у учащихся доброжелательного отношения к людям, природе и окружающей среде


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра ( есетественно-математического образования)
Тема проекта: «Воспитание у учащихся духовного и доброжелательного отношения к людям, природе и окружающей среде»
Проект
слушателя курсов
«учителя основ здоровья»
ЭСАТОВОЙ НАЗЛЕ
КАЗИМОВНЫ
Научный руководитель –
Преподаватель кафедры естественно-матема.образования Герасимов А.В.


Симферополь - 2014
Введение
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта «Воспитание у учащихся духовного и доброжелательного отношения к людям, природе и окружающей среде», в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.
В одном из социологических опросов, проводимых на общешкольном родительском собрании, на вопрос:
“Что, по Вашему мнению, важнее всего для счастливой жизни ребенка?” 89,4% родителей отметили крепкое здоровье.
Более половины опрошенных родителей считают, что для счастливой жизни необходимы, в первую очередь, здоровье, семья, хорошее образование, материальное благополучие и интересная работа. Причем “здоровье” здесь выступает абсолютным лидером.
Аналогичное исследование в подростковой среде позволило выявить, что современным школьникам присуще наличие разных, порой взаимоисключающих жизненных целей. В то же время для большинства опрошенных безусловно важными жизненными ценностями являются: семья, дружба, образование, здоровье.
Какова же реальная картина здоровья детей в нашей школе?
Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам изучения внутришкольной медицинской документацией по различным направлениям.
Соотношение количества практически здоровых детей и детей с различными отклонениями в здоровье

Анализ данных, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в здоровье уменьшилось. Но число больных детей среди учащихся 5-9классов увеличилось (из-за перегрузки, физических, экологических изменений). Было обследовано логопедической службой 47 учащихся начальной школы. Выявлено с нарушением устной и письменной речи 10 учащихся, что составило 4,7% на начало этого года. Из них в 1 классу 3 человека , 2-4 классах 7 человек. Среди первоклассников 5 детей с диагнозом (не резко выраженное общее недоразвитие речи), 6 человек с нарушением произношения. Нарушение чтения и письма выявлено у 19 человек. С учетом структуры речевого дефекта была сформирована логопедическая группа. Каждая группа занималась по особому перспективному плану и по расписанию.
За прошедшие два года простудные заболевания и обращаемость детей в медицинский кабинет плавно снижается. Это достигнуто в результате совместных усилий педагогического коллектива школы, медицинских работников, родителей и детей по сохранению и укреплению здоровья.
Хотя профилактическая работа в школе и ведется в системе, но к концу обучения все же наблюдается увеличение количества детей с пониженным зрением, нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием, хроническими заболеваниями.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашей школы действительно остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации проекта
“ Воспитание у учащихся духовного и доброжелательного отношения к людям, природе и окружающей среде ”
Цель проекта: воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества, государства, основы эффективного получения достойного образования, залога комфортной, духовно наполненной жизни, продуктивной деятельности.
Задачи:
создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью;
адаптация выпускников к жизни в обществе;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Нормативно правовая база проекта
Рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья может меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека лежит в основе моего проекта “ Воспитание у учащихся духовного и доброжелательного отношения к людям, природе и окружающей среде ”.
Процесс обучения и формирования здорового образа жизни в нашей школе осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям :формирование валеологической грамотности;
внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения;
организация оздоровительной работы в учебное и внеучебное время.
Анализируя современное состояние проблемы формирования валеологических знаний, умений, навыков, следует отметить, что изучение основ здорового образа жизни в различных регионах нашей страны и за рубежом ведется по самым разным программам, разработанным с учетом региональных, возрастных, социально-экономических условий, а также на основе мировоззренческих позиций авторов
Но, к сожалению, до сих пор эта проблема остается приоритетной для ученых и исследователей, мы же начинаем задумываться о здоровье тогда, когда оно практически потеряно. Для повышения уровня знаний о здоровье детей и родителей социальным педагогом и психологом, совместно с медицинскими работниками организована работа школы для детей и родителей “Я и мое Здоровье”, включающая два направления: "Основы здоровья и здоровый образ жизни", "Физическое здоровье".
Ознакомление детей с необходимой информацией осуществляется через учебные предметы (основ здоровья, физическую культуру, окружающий мир, природоведение, биологию, химию, географию, технологию, физику, литературу, музыку, ИЗО) и систему внеклассной воспитательной работы, что является отличительной особенностью данного проекта.Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения
Одним из приоритетных направлений деятельности школы на протяжении последних лет было “Формирование здорового образа жизни и внедрение здоровьесберегающих технологий”.
Учителями и специалистами школы разработаны методические рекомендации: по работе с гиперактивными детям, методические рекомендации по профилактике аддиктивных форм поведения (курение, алгоголизм, наркомания), методические рекомендации по оздоровительным техникам, разработана программа “Пусть будущее будет светлым”. Для всех участников образовательного процесса проводятся тренинги, семинары, лекции, консультации специалистов, врачей направленные на обучение методикам по укреплению и сохранению здоровья, работает школа для детей и родителей “Я и мое Здоровье”.
В образовательные технологии включены оздоровительные методики, направленные на охрану и укрепление здоровья учащихся:
оздоровительные техники по системе Базарного (смена динамических поз);
программа “Чистая вода”;
аэроионотерапития (профилактика острых респираторных заболеваний, аллергических болезней, снижения хронической патологии органов дыхания, повышения иммунитета);
фитотерапия (для повышения устойчивости организма к внешним воздействиям, в том числе бактерицидным, снижения частоты острых и обострений хронических заболеваний);
организация рационального питания (для формирования культуры питания, снижения частоты обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, коррекции функциональных нарушений органов пищеварения.Организация оздоровительной работы в учебное и внеучебное время
90% учащихся посещают спортивные кружки. Ежедневно занятия в школе начинаются с общешкольной зарядки, каждая 21 минута урока - физкультминутка. Ежемесячно проводятся Дни здоровья: дети совместно с родителями и учителями посещают плавательный бассейн “Дельфин”.
Проект “ Воспитание у учащихся духовного и доброжелательного отношения к людям, природе и окружающей среде ” реализуется на протяжении нескольких лет и уже дает положительную динамику здоровья детей .В школе уменьшилось количество обучающихся, часто болеющих простудными заболеваниями, уменьшилось количество детей, стоящих на внутришкольном учете. Возросла активность участия родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых школой.
Новизной проекта является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.