Методическая разработка:Роль ритмических упражнений в подготовке спортсмена по спортивным бальным танцам.

РОЛЬ РИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ.
Работа тренера-преподавателя Сащенко Людмилы Михайловны КГБУ Дома молодежи ТСК «Эдельвейс.

Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы упражнений. Ритмические упражнения воспитывают чувство ритма,умение ритмично исполнять движение танца.Перед изучением какого-либо танца ритмические упражнения должны строится в зависимости от ритмической структуры и характерных особенностей данного танца.Это будет способствовать его быстрейшему восприятию. Ритмические упражнения рекомендуется включать в начальную,тренажерную часть занятия-разминку.Для начинающих спортсменов ритмические упражнения используются как вспомогательные перед изучение нового танца.Тренер может предложить свои упражнения с разными ритмическими рисунками ,сочетанием танцевальных фигур.
Само название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они приучаются сосредоточиваться на том, что им преподается, делают это легко и весело, без большого направления. У них формируются способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебы. Существует для выполнения ритмических упражнений ,ритмическая гимнастика.
Современная ритмическая гимнастика – имеет характерную методику и правила организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздействовать на детский организм. Для рациональной организации занятий ритмической гимнастикой с полного представления о многообразии функций тренера в работе следует выделять отдельные этапы.
Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Не случайно она получила такое массовое распространение во всем мире. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции.
Нет никаких оснований считать, что ритмическая гимнастика – изобретение современности. Ещё в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец, силы и выносливости.
Ритмическая гимнастика является одним из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой. О благотворном влиянии музыки известно много. Она используется в различных областях.
Подготовка спортсменов во многих видах спорта немыслима без музыкально-ритмического воспитания. Это различные виды гимнастики, спортивные бальные танцы, спортивная аэробика и т.д.
Достоинства ритмической гимнастики как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка известны. Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений даёт возможность соединить преимущества циклических видов деятельности (бега, ходьбы, плавания и т.д.) из-за их аэробных возможностей с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечнососудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма.
Ритмические упражнения для спортсменов параллельно решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные. К частным можно отнести следующие задачи:
- повышать эмоциональный настрой ;
- воспитывать стойкий интерес и потребность к занятиям танцами;
- формировать двигательную культуру;
- способствовать формированию правильной осанки;
- повышать физическую работоспособность;
- развивать основные физические качества;
- совершенствовать чувство ритма, музыкальность.
Решение этих задач всецело на воспитание гармонично развитой личности.
Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет своё название и выполняется под соответствующую музыку. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным. Работая с детьми старшего возраста, следует помнить:
Движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми.
Повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности.
Дети уже могут заставит себя преодолеть трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознанно выполнять задания на перемещение в пространстве.
В движениях дети познают свое тело, его возможности.
Движения детей становятся более слаженными, уверенными, они достаточно быстро овладевают сложными по координации движениями, сохраняют равновесие.
Решение этих задач создает предпосылки для усложнения и расширения двигательных целей, занятия ритмическими упражнениями, на которых тренер продолжает: развивать двигательную и мышечную память, внимание, сосредоточенность, дисциплину; укреплять мышцы спины и формировать правильную осанку, развивать мышцы стопы, гибкость, силу, выносливость и работоспособность; отрабатывать чистоту и точность движений, умение самостоятельно анализировать качество выполняемых движений; вырабатывать стремление выполнять движения качественно, красиво; знакомить с различными жанрами музыки и ее характерными движениями; развивать умение эмоционально выступать перед зрителями; раскрепощать детей эмоционально через музыкальные образы.
Такой подход к развитию двигательных способностей позволит не только научить детей красиво двигаться, подарить им радость ощущения своего тела, уверенности в себе, но главное – привьет любовь к занятиям спортивной направленности, физическим упражнениям, даст возможность успешно и с интересом совершенствовать свои двигательные способности на любых занятиях, связных с движениями.
Таким образом, ритмические упражнения – благоприятно воздействуют на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимают психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. Музыка, и повышает не только интерес и желание заниматься, на способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности.
При подборе упражнений, создании комбинаций, цепочек движений следует учитывать не только музыкальный ритм, но и характер музыки, динамические оттенки. Отражая эти особенности музыкального ритма, движения получат эмоциональную окраску, приобретут содержательность»
составить серии упражнений, которые обеспечат решение поставленных в занятие задач.
.
При составлении комплексов необходимо учитывать следующие положения:
Упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовленности занимающихся;
Упражнения должны разносторонне воздействовать на организм занимающихся;
Нагрузка должна возрастать постепенно;
Упражнения, выполняемые с большим напряжением, должны чередоваться с более легкими
Таким образом,чтобы весь процесс обучения танцу был плодотворным,следует сочетать наглядность,осмысление с творческим поиском,необходимо учитывать возрастные особенности,без учета которых невозможно верно определить содержание и направление обучения,методы и приемы воспитания и развития в студии спортивного бального танца.
Литература:
Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е. Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей. СПб.: «Детство - пресс», Санкт-Петербург. 2000г.
Шарманова С. Морское царство. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: учебное пособие /под ред. А.И. Фёдорова. - Челябинск, 1996г.
А.И. Буренина «Ритмическая пластика для дошкольников» Учебно-методическое пособие по программе «Ритмическая мозаика» Санкт-Петербург 1994 г.
Сказочный театр ритмической гимнастики. . – 2004. - – Сп.
Ритмическая гимнастика. – 2008. – – С. 47 – 49
Ритмическая гимнастика в. Дошкольное воспитание. – 1993. – № 9 – С. 29