Концептуальные основы изучения предметов духовно-морального направления в общеобразовательных учебных заведенияхК

Концептуальные основы изучения предметов
духовно-морального направления
в общеобразовательных учебных заведениях
(курсы "Этика", "Основы христианской
этики", "Основы религиозной этики")
Процесс возрождения независимой демократической Украины с ее стремлением войти полноправным членом в мировую цивилизацию предусматривает всестороннее воплощение в общественную и индивидуальную жизнь цивилизационных основ жизнедеятельности на основе общечеловеческих ценностей и духовных, моральных и культурных основ жизни украинского народа. Соответственно, целью образовательного процесса может быть не только предоставление основ знаний из разных предметов, а и формирование всесторонне развитой, духовно и морально зрелой личности, готовой принять вызов современной жизни. Этому может оказывать содействие обеспечения в образовательном процессе закрепленного Конституцией Украины права лица на свободу совести и мировоззрения.
Становясь полноправным членом глобализированного мирового общества, молодой человек не должен утратить свою индивидуальность, глубокое ощущение единства с украинским народом, уважение к его духовным, моральным и культурным достояниям. Независимо от своей личной национальной и религиозной принадлежности и мировоззрения ученик должен получить возможность узнать о духовных корнях украинской нации, о моральных и религиозных традициях других национальностей, которые составляют единый народ Украины. Предоставление основ знаний про традиционные духовные, моральные и культурные ценности, религиозную и духовную культуру украинской и друих национальностей, которые живут в нашем государстве, будет оказывать содействие взаимному согласию, консолидации украинского народа, формированию уважения к каждому человеку. Философия и методология образования играют важную роль в формировании сознания молодого поколения, поэтому для всестороннего и гармонического развития ученика важно, чтобы образовательный процесс базировался не только на научном осмыслении действительности, а и на духовных, моральных и культурных достояниях украинского народа и человечества в целом.
Духовно-моральное состояние общества.
Состояние духовной культуры и морали общества, как в мире, так и в Украине, вызовет беспокойство. Коррозия упроченных духовных ценностей стала следствием прагматизации жизни, пропаганды насилия, пренебрежения правовыми, моральными, социальными нормами и выросла до масштабов глобальной социальной проблемы.
Отсутствие у части молодёжи привычек конструктивного общения, общих принципов понимания сущности простейших социальных процессов и явишь приводит к конфликтам, стрессовым ситуациям, неадекватному социальному поведения и, как следствие, к "бегству от реальности" в алкоголизм, наркоманию, виртуальную компьютерную середу.
Последние десятилетия сказались на традиционных для украинцев ценностях, которые гармонизируют отношения человека с обществом. С целью достижения материального жизненного успеха как конечной цели пропагандируются аморальные средства, духовной же добродетели стали терять свою действенность. Это оказывало содействие общему кризису нравственности.
Современная психолого-педагогическая наука считает источником мотивации поступков человека, его поведения систему внутренних ценностей. У психически здорового человека эта система имеет три уровня, на низшем из которых - личные и материальные ценности (собственные потребности, удовлетворение), на второй - культурные ценности (искусство, наука, общенародные достояния, правопорядок), на высший - духовные ценности (идеалы, смысло- ценностные установи, обязанность перед обществом).
Социальные условия, оказывают содействие деформации системы ценностей у довольно значительной части населения Украины. Обесценивается вечное: любовь, семья, культурные ценности, а гипертрофируется материальное и культивируются
личные потребности и удовлетворение. Снижение уровня общественной и личной морали, восприятие молодежью гедонистических установок, раннее начало половой жизни ведут к формированию личности, которая не способна создать крепкую семью, родить и ответственно воспитать детей. Это способствует углублению демографического кризиса.
Серьезную проблему составляет институт современной семьи. Дети, которые вырастают в неблагополучных семьях или без достаточного внимания со стороны родителей, отличаются недостаточной социальной зрелостью, агрессивностью, могут не восприниматься ровесниками, что затрудняет их личностное развитие.
На современном этапе не только общеобразовательная школа, а и церковь, не обеспеченные достаточным набором воспитательных инструментов, чтобы преодолеть эти отрицательные процессы, и не в состоянии обеспечить молодому человеку системную осведомленность о нём самом, связи с окружающим миром, недостаточно учат анализировать собственное поведение и корректировать ее соответственно моральным нормам, действовать сознательно, ответственно и безопасно для себя и окружение.
Учитывая это есть актуальным и своевременным внедрение предметов духовно-морального направления в общеобразовательных учебных заведениях.
Состояние преподавания курсов духовно-морального направления
Соответственно действующему законодательству образование в Украине является светским. Оно обеспечивает свободу совести, гарантирует свободное мировоззренческое самоопределение для каждой личности, занимает позицию, нейтральную к религиям.
Опыт многих стран Европы, в частности стран постсоветского пространства (новых членов ЕС) - Литвы, Латвии, Эстонии, свидетельствует о целесообразности ознакомления учеников в общеобразовательных школ с религиозными ценностями, моральными и культурными традициями религий при сохранении принципа добровольного выбора соответствующего курса.
Начиная с 1992 года и до сих пор в Украине накоплен значительный опыт изучения курсов духовно-морального содержания. Такие курсы изучаются в школах Львовщины, Тернопольщины, Ивано-франковщини, Ровненщины, в АР Крым и в отдельных школах большинства областей нашей страны. Подготовку кадров для преподавания курса "Христианская этика" начали в областных институтах последипломного педагогического образования, в Национальном университете "Острожская академия".
Цель и задача изучения предмета духовно-морального направления
Этот предмет есть дисциплиной учебно-воспитательного и культурологического направлений, которая выстраивается как способ помощи ученику в закладке фундамента собственных жизненных ценностей. Программы курсов, по которыми изучают этот предмет, укладываются в соответствии с требованиями к программам для общеобразовательной школы.
Целью изучения предмета духовно-морального направления в общеобразовательной школе есть:
углубление знаний о человеке и моральных отношениях в обществе, основные моральные нормы и ценности народа Украины и человечества в целом, культуру общения и поведения;
содействие формированию целостной, духовно зрелой личности - гражданина Украины путем познания и усвоения учащейся молодежью многовековых достояний национальной и мировой духовной культуры;
осуществление духовно-морального воспитания на основе христианского (в рамках курса "Основы христианской этики"); мусульманского, иудейского или других религиозных ученик (в рамках курса "Основы религиозной этики") ли на основе научно-философских основ (в рамках курса "Этика");
формирование у детей глубокого понимания и личностного отношение к сущностным вопросам о цели и смысле жизни человека;
формирование почтительного отношения к носителям отличных от собственной культуры и традиций, умение жить и создавать в современному поликультурному и поликонфессионном глобализированом мире, готовности уважать право любого на свободу совести;
преодоление кризисных состояний детства, новообразований, что возникли в психике ребенка под влиянием антисоциальных проявлений.
Главными задачами предметов духовно-морального направления есть:
ознакомление учеников с общечеловеческими ценностями и формирование личности ученика на основе научно-философской и христианской (мусульманской, иудейской и т.п.) духовной, моральной и культурной традиций;
воспитание сознательной, свободной и ответственной личности, способной жить и создавать в современном демократическом обществе;
создание надлежащих условий для самопознания, раскрытие и реализации своих творческих способностей и таланта в Методические основы изучения предмета духовно-морального направления
Методологической основой изучения этих курсов есть государственная ориентация на воспитание в украинской школе разносторонне и гармонично развитых личностей с патриотичной гражданской позицией, широким духовно-культурным мировоззрением, подготовленных к активной творческой жизни, самореализации и выполнение обязанностей гражданина.
Этому оказывает содействие ныне действующая гуманистическая модель образования, дополненная Национальной программой воспитания детей и учащейся молодежи в Украине.
Целью деятельности заинтересованных сторон есть консолидация усилий для изготовления общей толерантной позиции относительно содержания программ и учебно-методических материалов предмета духовно-морального направления.
Методологической подпочвой есть системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы к построению учебного курса духовно-морального направления.
Под деятельностным подходом имеется в виду активное, действенное усвоение учениками знаний с реальным формированием собственного сознательного отношения к жизни, высокого уровня саморазвития, моральной, социальной и психической зрелости.
Личностно ориентированный подход признает ребенка как высочайшую ценность учебно-воспитательного процесса, которая пользуется своими гражданскими правами и сознательно принимает общественные обязанности. В педагогическом смысле этот подход предусматривает понимание, принятие, признание ребенка как свободной и ответственной личности.
Содержание и способ изучения предмета формируются на основах:
свободы совести и мировоззрения, которое предусматривает право выбора на основании мировоззренческих убеждений учеников и их родителей в рамках изучения предмета духовно-морального направления между учебными курсами "Этика", "Основы христианской этики" и "Основы религиозной этики". Учебные курсы духовно-морального направления не является непосредственным обучением религии или атеизма, не включают религиозные обряды (в частности коллективной молитвы), не ставят цель привлечения к определенной конфессии, не навязывают ученикам религиозных или атеистических убеждений, а служат фундаментом для осознанного выбора ребенком духовных и моральных норм;
доступности, которые предусматривает учет возростных и психологических особенностей каждого ученика и доступность материала, его адаптированость к возростным особенностям;
практической целеустремленности, которая предусматривает ориентирование учеников на сознательное использование добытых знаний, ценностей и моральных принципов в реальной жизни;
опережающего духовно-морального развития личности, если духовные достояния должны сесть ведущее место сравнительно с интеллектуальными способностями, а последние выступают средством развития духовности человека; если добытые знания служат профилактике отрицательных проявлений поведения детей и ученической молодые, изготовлению иммунитета к вредным влияниям социальной среды;
культуросоответствию и поликультурности, которая предусматривает знание особенностей духовной, моральной и культурной традиции украинского народа, почтительное отношение к духовным и культурным ценностям иd традиций, которые отличаются от традиций собственной нации, религии, культуры;
системности и интегративности, что предусматривает преемственность и непрерывность, постоянное осложнение и создание разнообразия содержания и направлений развития моральных добродетелей. Комплексность и интегрированость, которые состоят в наличия широких межпредметных связей, использовании наработок отечественной и мировой педагогики, во взаимодействии обучения и воспитание, объединении усилий семьи, школы, внешкольных учреждений, детских объединений в воспитательном процессе.
Особенностью программы курса "Этика" есть изучение на научно-философских основах общечеловеческих ценностей, духовных, моральных и культурных достояний украинского народа и мировой цивилизации без конкретного акцентирования ни на одной из религий.
Особенностями программы курса "Основы христианской этики" есть то, что в изучении предмета акцент делается на традиционных для Украины христианских духовных, моральных и культурных ценностях. Особенности программы курса "Основы религиозной этики" состоят в акцентировании на определенных (христианских, мусульманских, иудейских и т.п.) духовных, моральных и культурных ценностях, а так же углубленном изучении первоисточников соответствующих религий. Вместе с тем может быть предусмотрены информирования учеников про христианские духовные, моральные и культурные ценности.
Содержание занятий наполняется материалом страноведческого, общенационального, регионального и местного уровней, а также широко используется индивидуальный опыт ученика, привлекаются и рассматриваются материалы из жизни.
В процессе обучения предполагаются доброжелательное обсуждение проблемных ситуаций, положительных примеров из литературы. Святого Письма, из жизни современников, экскурсии к храмам, молитвенных домов, синагог, мечетей, музеев, просмотр кино- и видеофильмов, репродукций картин на библейскую и религиозную тематику, прослушивание сакральной музыки, ролевые игры, дискуссии и т.п..
Важными есть формирование у родительской общественности положительного восприятия полученных учениками знаний, организация совместно с родителями разных форм воспитательной работы.
Эти основы взаимосвязаны и составляют систему построения соответствующих курсов и методов их изучение.
Организационные основы изучения предмета духовно-морального направления
Организация изучения предмета духовно-морального направления и формирование учебных групп по изучению предмета осуществляется с учетом пожеланий родителей, учеников, педагогов, накопленного опыта преподавания соответствующих курсов, наличия надлежащей кадровой и методической базы, местных условий.
Соответственно утвержденных Министерством образования и науки Украины Типовым учебным планам для 12-летней школы и соответствующих писем МОН Украины предусмотрены изучения в 5-6 классах общеобразовательных учебных заведений, начиная с 1 сентября 2005 г., предмета "Этика" или предмета духовно-морального направления в объеме часов, предусмотренных для изучения в 5-6 классах предмета "Этика".
Эта норма также распространяется на те общеобразовательные учебные заведения, где состоянием на 2005-2006 учебный год по соответственно утвержденными программами изучались курсы духовно-морального направления.
По желанию родителей учеников, наличию кадрового обеспечения и методической базы предмет духовно-морального направления может изучаться и в других классах за счет часов вариативной составной учебных планов.
В рамках изучения предмета духовно-морального направления выбор одного из курсов ( "Основы христианской этики" или "Основы религиозной этики") осуществляется на основании письменных заявлений родителей или лиц, которые их заменяют, с учетом желания учеников.
деятельности представителей церквей и религиозных организаций.
Ожидаемые результаты
Ожидаемыми результатами изучения предмета духовно-морального направления есть реальное повышение духовно-морального уровня подрастающего поколения, формирование стойкой системы мотивации, мировоззренческих позиций и культуры жизни у детей, молодежи и их родителей, становление украинской нации как общества духовно здоровых личностей с высоким уровнем моральных качеств, творческих и ответственных, с высокой культурой общения, активных граждан и патриотов украинского государства.

Под редакцией Ивана БЕХА,
директора Института проблем воспитание АПН
Украины, доктора психологических наук,
соответствующей действительности члена АПН Украины





Концептуальные основы изучения предметов
духовно-морального направления
в общеобразовательных учебных заведениях
(курсы "Этика", "Основы христианской этики", "Основы религиозной этики")
Целью образовательного процесса должно быть не только предоставление основ знаний из разных предметов, а и формирование всесторонне развитой, духовно и морально зрелой личности, готовой принять вызов современной жизни. Этому может оказывать содействие обеспечения в образовательном процессе закрепленного Конституцией Украины права лица на свободу совести и мировоззрения.
Независимо от своей личной национальной и религиозной принадлежности и мировоззрения ученик должен получить возможность узнать о духовных корнях украинской нации, о моральных и религиозных традициях других национальностей, которые составляют единый народ Украины. Предоставление основ знаний про традиционные духовные, моральные и культурные ценности, религиозную и духовную культуру украинской и других национальностей, которые живут в нашем государстве, будет оказывать содействие взаимному согласию, консолидации украинского народа, формированию уважения к каждому человеку.
Состояние духовной культуры и морали общества, как в мире, так и в Украине, вызовет беспокойство. Коррозия упроченных духовных ценностей стала следствием прагматизации жизни, пропаганды насилия, пренебрежения правовыми, моральными, социальными нормами и выросла до масштабов глобальной социальной проблемы.
Отсутствие у части молодёжи привычек конструктивного общения, общих принципов понимания сущности простейших социальных процессов приводит к конфликтам, стрессовым ситуациям, неадекватному социальному поведения и, как следствие, к "бегству от реальности" в алкоголизм, наркоманию, виртуальную компьютерную середу.
Последние десятилетия сказались на традиционных для украинцев ценностях, которые гармонизируют отношения человека с обществом. С целью достижения материального жизненного успеха как конечной цели пропагандируются аморальные средства, духовной же добродетели стали терять свою действенность. Это оказывало содействие общему кризису нравственности.
Соответственно действующему законодательству образование в Украине является светским. Оно обеспечивает свободу совести, гарантирует свободное мировоззренческое самоопределение для каждой личности, занимает позицию, нейтральную к религиям.
Особенностью программы курса "Этика" есть изучение на научно-философских основах общечеловеческих ценностей, духовных, моральных и культурных достояний украинского народа и мировой цивилизации без конкретного акцентирования ни на одной из религий.
Содержание занятий наполняется материалом страноведческого, общенационального, регионального и местного уровней, а также широко используется индивидуальный опыт ученика, привлекаются и рассматриваются материалы из жизни.
В процессе обучения предполагаются доброжелательное обсуждение проблемных ситуаций, положительных примеров из литературы. Святого Письма, из жизни современников, экскурсии к храмам, молитвенных домов, синагог, мечетей, музеев, просмотр кино- и видеофильмов, репродукций картин на библейскую и религиозную тематику, прослушивание сакральной музыки, ролевые игры, дискуссии и т.п..
Эти основы взаимосвязаны и составляют систему построения соответствующих курсов и методов их изучение.
Организационные основы изучения предмета духовно-морального направления
Соответственно утвержденных Министерством образования и науки Украины Типовым учебным планам для 12-летней школы и соответствующих писем МОН Украины предусмотрены изучения в 5-6 классах общеобразовательных учебных заведений, начиная с 1 сентября 2005 г., предмета "Этика" или предмета духовно-морального направления в объеме часов, предусмотренных для изучения в 5-6 классах предмета "Этика".
Эта норма также распространяется на те общеобразовательные учебные заведения, где состоянием на 2005-2006 учебный год по соответственно утвержденными программами изучались курсы духовно-морального направления.
По желанию родителей учеников, наличию кадрового обеспечения и методической базы предмет духовно-морального направления может изучаться и в других классах за счет часов вариативной составной учебных планов.
В рамках изучения предмета духовно-морального направления выбор одного из курсов ( "Основы христианской этики" или "Основы религиозной этики") осуществляется на основании письменных заявлений родителей или лиц, которые их заменяют, с учетом желания учеников.
Организация изучения предмета духовно-морального направления и формирование учебных групп по изучению предмета осуществляется с учетом пожеланий родителей, учеников, педагогов, накопленного опыта преподавания соответствующих курсов, наличия надлежащей кадровой и методической базы, местных условий.
Ожидаемые результаты
Ожидаемыми результатами изучения предмета духовно-морального направления есть реальное повышение духовно-морального уровня подрастающего поколения, формирование стойкой системы мотивации, мировоззренческих позиций и культуры жизни у детей, молодежи и их родителей, становление украинской нации как общества духовно здоровых личностей с высоким уровнем моральных качеств, творческих и ответственных, с высокой культурой общения, активных граждан и патриотов украинского государства.
Цель и задача изучения предмета духовно-морального направления
Этот предмет есть дисциплиной учебно-воспитательного и культурологического направлений, которая выстраивается как способ помощи ученику в закладке фундамента собственных жизненных ценностей. Программы курсов, по которыми изучают этот предмет, укладываются в соответствии с требованиями к программам для общеобразовательной школы.
Целью изучения предмета духовно-морального направления в общеобразовательной школе есть:
углубление знаний о человеке и моральных отношениях в обществе, основные моральные нормы и ценности народа Украины и человечества в целом, культуру общения и поведения;
содействие формированию целостной, духовно зрелой личности - гражданина Украины путем познания и усвоения учащейся молодежью многовековых достояний национальной и мировой духовной культуры;
осуществление духовно-морального воспитания на основе христианского (в рамках курса "Основы христианской этики"); мусульманского, иудейского или других религиозных учений (в рамках курса "Основы религиозной этики") на основе научно-философских основ (в рамках курса "Этика");
формирование у детей глубокого понимания и личностного отношение к сущностным вопросам о цели и смысле жизни человека;
формирование почтительного отношения к носителям отличных от собственной культуры и традиций, умение жить и создавать в современном мире, готовности уважать право любого на свободу совести;
преодоление кризисных состояний детства, новообразований, что возникли в психике ребенка под влиянием антисоциальных проявлений.
Главными задачами предметов духовно-морального направления есть:
ознакомление учеников с общечеловеческими ценностями и формирование личности ученика на основе научно-философской и христианской (мусульманской, иудейской и т.п.) духовной, моральной и культурной традиций;
воспитание сознательной, свободной и ответственной личности, способной жить и создавать в современном демократическом обществе;
создание надлежащих условий для самопознания, раскрытие и реализации своих творческих способностей и таланта.


15