Формирование у школьников мотивации к обучению: проблемы, поиски, решения.


Формирование у школьников мотивации к обучению: проблемы, поиски, решения.
Земцова Светлана Васильевна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 4
г.о.Лосино – Петровский.
Россия, г.Москва
E-mail:zemtso55@mail.ruВ работе представлены вопросы, связанные с проблемой формирования у школьников мотивации к обучению.
The paper presents the issues related to the problem of formation of students ' motivation to learn.
Ключевые слова: портфолио, технология, мотивация, учебная мотивация.
Keywords: portfolio, technology, motivation, educational motivation.
В последнее время очень часто задаю себе вопрос: «Что я делаю не так? Почему в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, дети относятся к учёбе безразлично?» Нельзя сказать, что все мои ученики не хотят учиться, но желание любого учителя видеть 100% результат своего труда.
В адрес учителя постоянно слышатся жалобы и реплики о том, что он не формирует у школьников мотивацию к обучению. Я изучила многие материалы, освещающие данную проблему, и убедилась, что мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами, что все эти психические образования взаимосвязаны и влияют друг на друга. И, уж конечно, учителю одному не решить данную проблему.
Это не значит, что я не буду продолжать работать над проблемой развития учебной мотивации на своих уроках. Цель моей статьи пригласить к диалогу учителей, которые занимаются изучением этой проблемы.
«Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон!»- считал С. Л. Соловейчик, и с этим не согласиться нельзя. Я убеждена, в наш век не менее важным является переориентации сознания учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. Порой дети сами себя не знают, не уверены в себе, потому что им никто никогда не говорил: «Я верю в тебя, у тебя все получится!».
Определенную надежду в решении повышения мотивации у школьников я возлагаю на применение технологии портфолио.
Привлечение учащихся к оценочной деятельности  позволяет стимулировать учебную мотивацию как к процессу, так и к результату своей деятельности, а также содействует индивидуализации образования, так как материал для оценивания собирается и оценивается самим обучающимся. Иными словами, в процессе работы над портфолио ученик не только осознает содержание материала, но и осмысливает способы, приемы своей работы. Таким образом, обозначенные целевые ориентации технологии портфолио помогают решать важные педагогические задачи, такие как поддержание и стимуляция учебной мотивации школьников, поощрение их самостоятельности, формирование умения учиться
Раньше, когда я только начинала работать, понятие   «портфолио»  было  почти  неизвестно, хотя всегда вела учет, так я это называла, знаний, подтверждающих успехи каждого школьника. Это давало определенные результаты и предметный разговор с родителями. Всегда ребенок получал возможность улучшить результат с учетом индивидуальных особенностей.
Сейчас  отношение  к  документам,  подтверждающим  успехи  школьника,  очень  сильно  изменилось. Многие высшие учебные заведения интересует абитуриент как личность, да и многие работодатели просят предоставить свое портфолио. Поэтому считаю технологию портфолио актуальной и необходимой для наших школьников.
Грамотно  оформленное  портфолио  полностью  отражает  путь 
развития ученика  на  протяжении  всей  школьной  жизни.  Ведь,  основная 
цель портфолио – подчеркнуть достоинства ученика для его дальнейшего развития.
Внедряя технологию портфолио, я столкнулась с проблемой непонимания  школьниками  важности  составления  портфолио. Приходилось проводить занятия с использованием презентации и на конкретных примерах показывать, что у них появляется дополнительная возможность альтернативной  оценки  личных  достижений; учить составлять портфолио, наполняя его информацией,  которая  показывает  его активность  и 
способности в  различных  видах деятельности  в  школе  и  за  её  пределами. 
Жестких  требований  (государственного  образца)  к  тому,  как  должно выглядеть  портфолио  ученика,  на  данный  момент  не  существует.  И  это радует! Ведь  работа  над  портфолио – хорошая  возможность   проявить себя,
подойти  творчески  к  этой  задаче,  придумать  что-то  свое,  оригинальное. 
Единственное,  чего  стоит  опасаться,  так  это  того,  чтобы  портфолио 
ученика  не  выглядело  как  сухой  сборник  грамот  или  похвальных  листов. 
Приказом  Министерства  образования  №  2783  от  18.07.2002  г.  утверждена  «Концепция  профильного  обучения  на  старшей  ступени  общего  образования».  «В  существующей  практике  число  желающих  продолжить  образование  в  старших  классах  определенного  общеобразовательного  учреждения  (лицея,  гимназии)  больше,  чем  реальные  возможности  приема  в 
эти  классы…
В  связи  с  этим  представляется  целесообразным,  наряду  с  итоговой  аттестацией  выпускников  основной  школы  предусмотреть  определенную  форму,  позволяющую  объективно  оценить  уровень  готовности  учащихся  к  продолжению  образования  по  тому  или  иному  профилю…Важную  роль  должно  сыграть  ведение  накопительной  оценки  (портфолио  —портфель  достижений)» . В связи с этим, безусловно, работать с портфолио ученика надо начинать с начальной школы. Так как мне не выпало возможности продолжить эту работу, ввиду ее отсутствия, пришлось начать работу с 5 класса, что создало определенные трудности на переходном этапе обучения.
Мы на начальном этапе, но уже начинаем вести учет не только учебных, но и образовательных результатов оценки внеурочной деятельности учащихся. В состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его учебной деятельностью,  входит:
1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающую успешность, объем и глубину знаний: учебные и проверочные материалы,
выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку.
2) Систематизированные материалы текущей оценки:
отдельные листы наблюдений, результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
3) Материалы итогового тестирования и результаты выполнения итоговых комплексных работ.
Посредством технологии портфолио учащимся прививаются первичные навыки самооценки, обеспечивается привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Кроме того, технология портфолио содействует организации сбора информации о динамике продвижения ребенка, способствует развитию у него рефлексивных, коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий.
Главное понимать основные цели портфолио не только учителем, но учениками и их родителями:
отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений обучающихся;
активация их разноплановой деятельности, повышение образовательной активности школьников;
индивидуализация образования;
и основные задачи:
формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;
формирование и поддержка высокой учебной мотивации школьников;
организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений обучающихся;
расширение возможностей контрольно-оценочных средств образования, введение альтернативных форм оценивания;
развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности обучающихся.
поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
развитие навыков рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся.
Уважаемые коллеги! Очень хотелось бы познакомиться с опытом Вашей работы по данному направлению. Буду признательна за любую оказанную Вами помощь.
Приглашаю к диалогу!
С уважением, Земцова Светлана Васильевна.
Список использованных источников
1.  Новикова Т. Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист№ 5.
2.  Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С., Федотова Е. Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) // Профильная школа.
3.  Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С., Федотова Е. Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Методическое пособие. – М.: , 2008.
4.  Пинская, М. А. Место портфолио в современном образовании. [Электрон. ресурс] Режим доступа : http://aneks. *****/index. php///
5.  Образовательный портал: учебное оборудование,  учебные пособия, каталог учебного оборудования, перечень учебного оборудования, учебно-материальная база [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://*****/articles/510794/
6.  Образовательный портал: учебное оборудование, учебные пособия, каталог учебного оборудования, перечень учебного оборудования, учебно-материальная база [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://revolution. *****/pedagogics/_0.html