Работа с учебником: проблемы, поиски, решения


Работа с учебником: проблемы, поиски, решения. Выполнила: Пройдисвет Н.Е. Учебник - книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения. Функции учебника:Информационная,Управляющая,Развивающая,Коммуникативная,Функция дифференцированного обучения,Функция индивидуального обучения,Творческая. Систему использования учебника на уроках следует считать открытой, потому что начатое в начальных классах формирование приемов работы с учебником продолжается в 5-11-х классах, но на более высоком уровне, а затем сформированные до умений приемы переносятся учащимися на новое содержание учебных предметов в следующих классах, где они пользуются ими в самообразовательной деятельности.   Используя эффективную методику обучения по системному использованию учебника на уроках, можно улучшить учебно-воспитательный процесс, то есть увеличить самостоятельность учащихся в приобретении знаний, развитий умений и навыков, а также выработать у них приемы приобщения к самообразованию.   В формировании каждого умения соблюдаются следующие этапы: воспроизведение, применение в знакомой и в новой ситуациях. От этапа к этапу увеличивается самостоятельность учащихся в оперировании умениями путем постепенного уменьшения руководства учителем познавательной деятельностью учащихся. При формировании умений работать с учебником учащимся предлагаются задания с нарастающейтрудностью. В процессе обучения выделяют приемы работы с учебником: 1. Осуществление реализации основных функций учебника (обучающую, воспитывающую и развивающую) и способность формировать у учащихся учебные знания и умения. 2. Направленность на развитие самостоятельности в добывании знаний; 3. Обеспечение тесной связи между умственной и конкретной практической учебной деятельностью; 4. Приобщение учащихся к самообразованию. Планируя работу с учебником, следует помнить:1. Самостоятельная работа с книгой должна сочетаться с другими видами деятельности учащихся на уроке.2. Для развития интереса (формирования устойчивых мотивов) к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщений. 3. Проблема овладения умениями и навыками пользования учащимися книгой не может быть успешно решена на уроках только по одному учебному предмету. Следует планировать соответствующий вид деятельности школьников при изучении всех дис­циплин, как естественных, так и гуманитарных. При этом важно выделять общие умения и специальные. Уровни организации работы с учебной литературы:1 уровень. Поисково-репродуктивная работаА) комментированное чтениеБ)ответы на вопросы к параграфуЭтот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, может быть использован для выставления дополнительных оценок на уроке( при проведении письменных работ)В) заполнение таблицЭтот метод способствует развитию умений краткости изложения и отбора необходимой информации. Г) работа с терминамиПредполагает найти и выписать новые термины и определения к ним, суметь записать терминологический текст, вставить в текст пропущенные термины, заполнить таблицуД) составление схем( кратких и развернутых ( метод «паука»)Е) составление опорных конспектов- для помощи в изложении учебного материалаЖ) составление плана к тексту параграфа 2.Сравнительно- аналитическая работа с учебникомА) задания по работе с иллюстрациями учебникамиВ значительной мере помогают осмыслить и повторить изучаемый материал.Б) сравнительный анализ данных таблиц или схем.В) « Пометки на полях»Учащиеся читают новый текст и на полях учебника карандашом помечают, что знают, а что – не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором хочется узнать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен остановиться на неизвестном материале. Здесь важно то, что он должен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвестной темы.Г) Метод « Фишбоун» Проблема причина причина Вывод факты факты 3 уровень. Творческая работа с учебной литературойА) составление вопросов творческого характера- установление соответствий.- задания на отражение последовательности событий.Б) составление рассказа с ошибкамиТребует хорошего знания теоретического материала, умения работы с текстом учебника, способствует развитию речи и творческих способностей.В) составления текстов с пропущенными словамиЭтот способ развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся, удобен для дифференциального обучения.Г) составление различного вида тестовых заданий- с выбором одного варианта ответа.- на установление соответствийД) составление кроссвордов, ребусов, загадок- способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся Игровые приемы работы с текстом:1. Вопрос-ответ.Прочитать текст внимательно и быстро. 1 вариант задает вопросы, 2 вариант находит ответы и зачитывает. Соревнования на лучший вопрос и ответ стимулирует уч-ся к чтению текста параграфа.2.Шпаргалка.Прочитать текст, составить конспект. Затем уч-ся получает задание: пересказать текст по данной «шпаргалке».3. Дотошный ученик.По данному материалу следует запомнить мелкие подробности текста, составить вопросы. У кого длиннее список вопросов, тот и выиграл.4. Очевидное-невероятное.Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель объясняет тему, а уч-ся задают вопросы. Удачное сочетание учебника, учебных пособий и электронных информационных носителей, выход в Интернет позволяет: мотивировать ученика к активной учебной деятельности;обеспечить вариативное повторение понятийного аппарата, включая его в разные темы курсов разных вариантах;формировать большинство учебных навыков, вплоть до творческих;организовать учебную деятельность ученика. Методические приемы работы с учебником:3 - 4 класс1) комментированное чтение вслух2)нахождение ответа на прямой вопрос учителя3)пересказ, близкий к тексту4) работа с иллюстрациями. 5-6 класс1) составление плана параграфа,2)работа с цитатами или составление образного плана,3)изобразить графически или в виде схемы,4)составить логическую цепочку,5) работа с текстом и иллюстрацией и подготовка связного ответа,6) игровые технологии на выяснение понимание текста: а) "неотосланное письмо" - учитель предлагает несколько фраз - вопрос "Кто мог написать это письмо?б) конкурс Мюнхаузенов - учитель читает текст не более 10 предложений, 1-2 предложения неверные, найти их; в)"дерево мудрости" - на доске крона дерева с прорезями, у детей листочки, на которых они пишут вопросы и прикрепляют с помощью скрепки или это могут быть листочки с клейкой основой. Так как это дерево мудрости то не должно быть простых вопросов когда? что? где?, а мудрые вопросы - Почему7 и др. Можно это сделать в конце урока, а на следующем проверить домашнее задание (снимают листочки и отвечают)г) диалог - эстафета - прочитав абзац, составить 1 вопрос и задать ученику, тот следующему и т.д.д) образные задания - текст параграфа зашифровать в символах и рисункахе) "исследовательский фартук" - у детей листочек, на нем схематично изображен фартук, в верхней части записана тема, нижняя часть делится на "карманы", например основные понятия, даты, имена; дети в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все самое важное, в течение урока дети заполняют карманы, учитель затем собирает и смотрит ,кто лучшая хозяюшка, выставляет оценки. 7-8 класс1) сложный развернутый план2)Тезисы3)Заполнение или составление таблицы4)Ответ на сквозные вопросы (по материалам нескольких параграфов)5)"Шпаргалка" - прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст. 10-11 класс 1) Сопоставительный анализ текста учебника или документа.2) технология формирования критического мышления:а) 1 этап - выявление представлений учащихся по теме (фиксируется тезисами или ключевыми словами)б) 2 этап - учитель дополняет опорные слова и в малых группах ученики составляют свой текств) 3 этап - критическое сопоставление своего рассказа и текста учебника по матрице: что совпало? что узнали нового? что не совпало? что непонятно? (это в виде таблицы). За 5 минут до конца урока разбираем, что непонятно, либо собрать тетради и проверив, объяснить на следующем уроке. Постепенная, но систематическая и целенаправленная работа с учебной литературой обеспечивает развитие предметных и интеллектуальных умений, развивает способности учащихся владеть различными источниками информации, что способствует формированию информационной культуры учащихся.