Предмет и задачи сурдопедагогики. Образование детей с нарушениями слуха


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского
Курсовая работа по педагогике.
«Предмет и задачи сурдопедагогики. Образование детей с нарушениями слуха».

Студентки
5 курса очного отделения
Физико-математического факультета
Группы ФМ-51
Ильиной Е.Е
Калуга, 2012
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение. PAGEREF _Toc350532549 \h 3Глава 1. Сурдопедагогика – как отрасль специальной педагогики. PAGEREF _Toc350532550 \h 41.Что такое сурдопедагогика. PAGEREF _Toc350532551 \h 42.Предмет и задачи сурдопедагогики. PAGEREF _Toc350532552 \h 63.О детях с нарушением слуха. PAGEREF _Toc350532553 \h 7Глава 2. Образование лиц с нарушением слуха. PAGEREF _Toc350532554 \h 101.Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха PAGEREF _Toc350532555 \h 102.Обучение школьников PAGEREF _Toc350532556 \h 143.Специальное образование глухих PAGEREF _Toc350532557 \h 164.Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом PAGEREF _Toc350532558 \h 19Заключение. PAGEREF _Toc350532559 \h 21Литература: PAGEREF _Toc350532560 \h 22
Введение.В современном обществе большое внимание уделяется вопросам воспитания и образования, проблемам взаимодействия учащихся и учителей. Но к сожалению практически в каждой школе есть учащиеся у которых по тем или иным причинам есть некоторые отклонения в развитии. Таким школьникам уделяется очень мало времени и не уделяется должного внимания. Их считают такими как все и требуют от них того же , чего от других. Но по тем или иным причинам учащиеся не в состоянии успевать за уровнем развития своих одноклассников. Мне захотелось подробнее изучить основы сурдопедагогики и специфику обучения таких детей, именно этому и посвящена моя работа.
Предмет и задачи сурдопедагогики. Образование детей с нарушениями слуха.
Глава 1. Сурдопедагогика – как отрасль специальной педагогики.Что такое сурдопедагогика.Сурдопедагогика (от лат. surdus- глухой) — отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха.
Первые попытки обучения детей с глубоким нарушением слуха отмечены в Испании в 16—17 вв. (П. де Понсе и Х. Бонет). В конце 18 в. во Франции и Германии открылись первые специальные учебно-воспитательные учреждения для глухих, возглавлявшиеся Ш. М. Эпеи С. Гейнике, в России — в 1806 в Павловске. Основоположниками русской С. были Г. А. Гурцов, В. И. Флери, И. А Васильев, П. Д. Енько. Развитие советской С. связано с именами Н. М. Лаговского, Ф. A. Рау, Л. С. Выготского, И. И. Данюшевского, Р. М. Боскис, А. И. Дьячкова и С. А. Зыкова.
Советская сурдопедагогика строится на основе общих принципов марксистско-ленинской педагогики, направлена на всестороннее развитие духовных и физических сил детей с нарушенным слухом, воспитание их в духе коммунистической морали, на их общее образование, подготовку к практической деятельности, общественно полезному труду среди нормально слышащих и говорящих. Изучая особенности развития детей с недостатками слуха, сурдопедагогика разрабатывает основы построения специального учебно-воспитательного процесса, принципы организации специальных учебно-воспитательных учреждений.
Важнейшие специальные задачи сурдопедагогики: максимальное развитие и использование сохранившейся у детей слуховой функции, формирование у них словесной речи (устной, письменной), навыков её понимания и употребления, развитие словесно-логического мышления. Сурдопедагогика включает теорию и историю обучения детей с недостатками слуха, а также частные методики (акупедии, русского языка, математики, естествознания и других предметов школьной программы). Совершенствованию методов сурдопедагогики способствует разработка технических средств компенсации слуховых нарушений, составляющая одну из основных задач сурдотехники. Сурдопедагогика опирается на данные смежных наук: отоларингологии, акустики, психологии, физиологии, языковедения, логопедии, теории коммуникации и др. Центром советской сурдопедагогики является НИИ дефектологии АНП СССР (Москва).
Теоретические и практические проблемы сурдопедагогики разрабатываются также в научно-педагогических центрах др. социалистических и ряда капиталистических стран (Великобритания, Дания, Нидерланды, США, Швеция, Япония и др. ).
Предмет и задачи сурдопедагогики.Предмет сурдопедагогики — теория и практика образования лиц с ограниченными слуховыми возможностями.
Основные задачи сурдопедагогики:
разработка методических проблем специального образован детей с нарушениями слуха;
изучение и обобщение практики специального образования детей с нарушенным слухом;
внедрение результатов педагогических исследований в практику специального образования детей с нарушениями слуха;
разработка научных основ содержания образования, и специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом;
совершенствование технических средств для коррекции и дефектов слуха;
создание новых учебников, учебных пособий для лиц, имеющих нарушения слуха;
совершенствование системы педагогической работы, направленной на социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушенным слухом.О детях с нарушением слуха.
Классификации лиц с недостатками слуха
Глухота — полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой восприятие речи невозможно. Глубокое, стойкое двустороннее нарушение, приобретенное в раннем детстве или врожденное.
Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы:
глухие без речи;
глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);
слабослышащие с развитой речью;
слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.
Характеристики детей с нарушениями слуха
1. Глухие дети — с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха:
не могут самостоятельно овладеть речью;
без специального образования становятся глухонемыми;
большинство обладает остаточным слухом (восприятие очень громких звуков);
недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка;
наибольший ущерб развитию приносят создаваемые глухотой препятствия к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира;
ограниченные возможности овладения речью негативно влияют на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др.;
средство общения со слышащими — естественные жесты, между собой — мимико-жестикуляторная речь (отличается от словесной по своей лексике, грамматике, способам высказывания, значительно беднее словесной, используется в общении с ограниченным кругом людей);понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной, тактильной или письменной форме;
специальное обучение позволяет овладеть словесной речью, часто расширяет возможности общения со слышащими и способствует развитию личности.
Раннее начало специального обучения ребенка словесной речи (с использованием и развитием остаточного слуха) способствует меньшему отклонению от нормы психического развития.
Развитие словесной речи в условиях специального обучения имеет особенности:
при овладении фразовой речью — в построении фраз наблюдается аграмматизм (неумение пользоваться грамматическим строем языка);
при усвоении звуко-буквенного состава слов - наблюдается расширение или сужение представлений о значении слов: дети легче овладевают словами, обозначающими конкретные предметы, труднее - обозначающими действия, качества, признаки. Наибольшую трудность вызывают слова с абстрактным и переносным смыслом.
2. Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь) имеют следующие особенности.
Сохранность их речи зависит:
от возраста ребенка в момент наступления глухоты;
наличия остатков слуха;
умения их использовать;
владения грамотностью к моменту потери слуха;
условий развития;
индивидуальных особенностей;
коррекционно-педагогических воздействий.
Важное значение имеет раннее начало коррекционной работы по сохранению речи и формированию на ее базе навыков восприятия устной речи окружающих. При этом играют особую роль;
зрительное восприятие (чтение с лица);
параллельное обучение чтению.
Осторожное использование сохранившихся слуховых ощущений — в зависимости от медицинских показаний. Одно из основных условий полноценного развития — пребывание в говорящей среде. Необходимо проведение индивидуальных занятий под руководством и контролем специалистов.
3. Слабослышащие дети.
отклонение от нормы развития психики;
нарушение многих функций и сторон психики, определяющих' ход развития личности ребенка.
Неполноценный слух обусловливает речевое недоразвитие, изменяющее ход общего развития, и осложнение социального взаимодействия ребенка.
Развитие речи имеет замедленный поступательный характер и подчинено особым закономерностям.
Нарушения речи:
недостатки произношения;
ограниченный запас слов;
недостаточное усвоение звукового состава слова;
неточное понимание и неправильное употребление слов;
аграмматизм;
ограниченное понимание устной речи;
ограниченное понимание читаемого текста.
Специальное обучение способствует овладению языком и развитию речевого мышления.
Глава 2. Образование лиц с нарушением слуха.Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слухаПрограммы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников направлены на формирование психических новообразований, присущих каждому периоду дошкольного детства, в процессе развития детских видов деятельности.
Коррекционно-педагогическая работа ведется в следующих направлениях:
физическое воспитание детей — коррекция отклонений в моторном развитии, развитие ориентировки в пространстве;
формирование игровой деятельности, обучение игре способствует социальному развитию, нравственному и умственному воспитанию, особое значение придается овладению игровым замещением;
изобразительная и конструктивная деятельность — сенсорное воспитание (развитие различных видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, двигательного);
трудовое воспитание;
ознакомление с окружающим миром — преодоление свойственной детям с нарушенным слухом бедности и фрагментарности представлений об окружающем;
развитие речи.
Ведущие разделы:
развитие языковой способности;
накопление словаря и работа нал значением слова;
формирование разных форм речи (устной, письменной, тактильной);
отработка различных видов речевой деятельности;
проведение элементарных языковых наблюдений;
развитие остаточного слуха и обучение произношению:
обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний;
создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи;
формирование навыков речевой коммуникации;
развитие обучения произношению;
создание потребности в устном общении;
формирование приближенной к естественному звучанию устной речи;
широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры;
формирование элементарных математических представлений;
музыкальное воспитание:
формирование восприятия музыки;
вокально-интонационное развитие голоса;
развитие ритма движений и речи;
развитие слухового восприятия музыки;
развитие динамического, ритмического, тембрового слуха.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:
специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей;
детских садах комбинированного вида;
дошкольных группах, отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе);образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа — детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста "Школа — детский сад" для глухих или для слабослышащих детей.В детских садах комбинированного вида наряду с группами для слышащих детей организуются компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5-2 лет. Продолжительность обучения и воспитания - 4-5 лет. Режим круглосуточного пребывания, но родители могут забирать детей ежедневно. В структуре образовательных учреждений "Начальная школа – детский сад и "Школа — детский сад" компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут быть группы для детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы (с 1-го по 10— 11-й кл.) школы для слабослышащих или для глухих детей. Здесь реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для глухих или для слабослышаших и позднооглохших детей.
Деятельность указанных выше образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих.
Работа по обучению детей грамоте (чтению и письму печатными буквами) начинается с 2-летнего возраста.
Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа.
Негативные стороны:
изолированность от семьи;
неразвитая языковая среда;
невозможность комплектования групп детьми примерно с равным слухо-речевым уровнем развития (дети со средней и легкой тугоухостью совместно с еще не говорящими детьми).
В условиях семьи коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушение слуха, ведется в основном родителями под руководством сурдопедагога.
Дети, воспитывающиеся дома, могут получать квалифицированную коррекционную помощь:
в учреждениях здравоохранения по месту жительства; группах кратковременного пребывания; Центрах реабилитации слуха и речи.
Основное содержание работы в этих учреждениях - развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков.
Специалисты:
проводят коррекционные занятия с детьми;
обучают родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания в семье;
оказывают психотерапевтическую помощь.
Занятия проводятся при обязательном присутствии родителей.
Дошкольные учреждения комбинированного вида в современных условиях развития представляют собой реальную модель интегрированного (совместно со слышащими) воспитания и обучения (например ДОУ № 1365 и 1413 г. Москвы).
Формы интеграции:
временная (все воспитанники специальной группы объединяются со слышащими детьми 1-2 раза в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера);
частичная (дети с нарушением слуха пребывают в группе со слышащими часть дня);комбинированная (дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующем возрастной норме или близким к ней, по 1-2 чел. наравне со слышащими воспитываются е массовых группах при поддержке учителя-дефектолога специальной группы).
Обучение школьниковШкольники с частичным нарушением слуха — слабослышащие и позднооглохшие обучаются в специальных школах.
Уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальной школы отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта.
Педагогический процесс, основа которого — коррекционно-развивающий принцип обучения, имеет особую содержательную и методическую направленность.
Своеобразие содержания специального образования детей с частичным нарушением слуха обусловлено педагогически адаптированной к особым образовательным потребностям данной категории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.
Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной основе, которая обеспечивается системой специальных занятий:
формирование навыков чтения с губ;
овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетическом базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений);использование и развитие остаточного слуха.
Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, развертывания мыслительных операций. Обучение языку построено таким образом, чтобы имеющиеся отклонения, вызванные дефектом слуха:
накопление словаря;
уточнение звукового состава речи;
усвоение грамматической системы языка;
овладение разными видами и формами речевой деятельности.
Письмо и чтение - основное средство овладения языком процесс специального обучения слабослышащих. Важная роль в этом процессе отводится средствам наглядности, применение которых должно решать, прежде всего, задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.
Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образны средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.Даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Слабослышащему ребенку, обучающемуся в лассо-вой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения:
в процессе усвоения чтения и письма;
при написании диктанта и выполнении самостоятельных письменных работ;
в понимании объяснений учителя;
при чтении учебного и художественного текста (из-за его достаточного понимания).
У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:
смешение сходных по звучанию и месту образования смягчений;
пропуски согласных при сложных стечениях;
пропуски безударных частей слова.
3.Специальное образование глухихВ современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих:
на основе билингвистического подхода;
на основе словесной речи.
Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.
Билингвистический подход основан на билингвизме - двуязычии, одновременном пользовании двумя языками.
Сущность билингвистического подхода заключается в том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются:
словесная речь;
жестовая речь.
Жестовая речь — способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением.
Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:
устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися;
созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;
эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса;
увеличению объема учебной информации;
ускорению ее передачи;
усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.
Билингвистическая система обучения глухих во многих странах: Скандинавии, Великобритании, Швеции, Канаде. США и др.
В России только одна билингвистическая школа - билингвистическая гимназия, научным руководителем которая является проф. Г.Л. Зайцева.
При использовании билингвистической системы необходимо решить следующие задачи:
найти оптимальное соотношение жестокого и словесного в учебном процессе;
разработать дидактические основы учебного процесса на жестового языка;
создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучения глухих в условиях билингвистической педагогической системы;
разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста.
Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 50-х гг. XX в. советскими учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова.
Ее основные принципы:потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности, в целях активизации речевого общения эффективна дактиль, речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальце: руки в сочетании с устной и письменной.
Л. П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого — использование предложения как материала для системного овладения языком.
В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования. Деятельности принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью.
При работе с глухими учащимися по системе их обучения на словесной речи происходит практическое овладение языком последующим изучением языковых явлений и закономерностей.
Предметно-практическая деятельность учащихся — база:
для формирования у них понятий;
развития речи как средства коммуникации;
воспитания у детей активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность.
Развитие технических возможностей слухопротезирования (в связи с изобретением транзистора) значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.
С конца 50-х гг. после Манчестерского международного конгресса по проблемам образовательных средств для глухих в западноевропейских странах и в США стала постепенно развиваться система ранней диагностики и ранней педагогической помощи, которая включала и раннее слухопротезирование детей.
Доктор П. Губсрина (г. Загреб, Хорватия) разработал верботональную методику обучения не слышащих для развития их слухового восприятия и речи (оригинальная педагогическая технология, применение сурдотехнических достижений).
Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухомПрофессиональное образование лица с нарушенным слухом могут получить в системе начального, среднего или высшего профессионального образования в соответствии с медицинскими показаниями.
Современное развитие рыночных отношений в нашей стране требует от молодых людей более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.
Юноши и девушки с нарушенным слухом приобретают разные специальности:
на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих;
в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах;
непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных.
Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха остаются инженерно-технические.
Острой, во многом нерешенной, является сегодня проблема трудоустройства глухих и слабослышащих, особенно в регионах.
В развитых странах данная категория лиц имеет социальные гарантии качественного профессионального образования и трудоустройства.
Социальная адаптация — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.
Важный аспект социальной адаптации ~~ принятие индивидом социальной роли.
Эффективность адаптации существенно зависит от тою, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальный связи. Ограничение возможностей, вызванное нарушением слуха, накладывает свой отпечаток на адаптационный процесс. В решении проблем социальной адаптации лиц с нарушенным слухом должны оказывать помощь социальные и социально-педагогические службы.
Специальные технические средства предназначены для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи.
К специальным техническим средствам для неслышащих относятся:
средства слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры, разнообразные технические средства, обеспечивающие передачу информации на зрительной основе средства статической и динамической проекции;
видеотехника;
лазерные диски;
телекоммуникационные средства;
видеотелефоны;
пейджинговая связь;
телефакс;
компьютер и др.
Компьютер играет особую роль в специальном образовательном процессе, являясь средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Используются и разрабатываются различные компьютерные программы для образования лиц с нарушением слуха.
Заключение.В результате написания работы были освещены основные вопросы, касающиеся такой отрасли специальной педагогики как сурдопедагогика. Выделен предмет, основные задачи сурдопедагогики, дана классификация детей с нарушениями слуха.
Во второй главе рассмотрены ступени образования лиц с нарушениями слуха, дошкольное обучение и воспитание, образование школьников, профессиональное и средне – специальное обучение глухих, а также их адаптация в обществе.
Данная работа помогла мне вникнуть в суть образования детей с нарушением слуха, полученный опыт поможет мне при встрече детей с дефектом развития и при работе с ними.
TOC \o "1-3" \h \z \u

Литература:1)Большая советская энциклопедия (электронная версия);
2)Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 год (электронная версия);
3)Медицинская энциклопедия (электронная версия);
4)Специальная педагогика под редакцией Н.М.Назаровой.