Конспект урока во 2 классе по марийскому языку


Марийский язык во 2 классе
Тема: Тиде ко? Тудо могай?
Цели:
йоча- влакым Ко? Могай? йодыш дене палдараш да чын шынден мошташ туныкташ;
изи, кугу, поро, ушан, онай, йолагай да але мут-влак дене палымым ышташ, нуным шке йылмыштышт кучылташ туныкташ;
чын да тичмаш предложений-влакым чонаш туныкташ, йылмыштым лывырташ;
ава деке пагалымаш шижмашым лукташ да вияндаш.
Оборудование:
презентаций, сурет-влак, учебник, слова: КО? МО?
Урокын эртымыжеОрг.ужаш- Кидым кушко нолтена.
Вара улык волтенаКок векла шаралтенаКидкопанам перенаИкте-весым ончалнаДа изиш шыргыжалына.
Те уроклан ямде улыда?
- Ямде улына!
2. Ушештарымаш-Тетрадьдам почса да мут-шамычым возен шындыза. Откройте тетради и запишите слова, которые у вас там есть. Запомните, как они пишутся. Теперь пишем число и классысе паша. Чылан возена числам да классысе пашам. Ида вашке, йонылыш деч посна возыза. С доски списываем без ошибок.
- А кызыт мутер пашам эртарена. Сейчас мы будем писать слова с переводом. Я буду говорить на марийском языке, а вы пишите на русском языке.
Парня, коча, удыр, рвезе.
А теперь наоборот: я на русском, а вы на марийском.
Кошка, мышка, сестра.
Пенгыдемдымаша) Правилым шарналтымаш-Кодшо урокын ме тендан дене мом ышташ тунемна?
-На прошлом уроке чему мы учились? Слайд2.
- Кунам ко? йодышым шындена? Кому мы этот вопрос ставим? – показать КО?Слайд2
- А этот вопрос?- показать МО?слайд2
В первой строчке подчеркните те слова, которые отвечают на вопрос ко? Какие слова вы подчеркнули.
б) Модыш «Ко? але мо?»
- А сейчас мы поиграем. Модышын лумжо «КО? але МО?» Мый суретым ончыкташ туналам, а те йодышым шындеда. Я буду показывать рисунки и говорить тиде…А вы будете ставить нужный вопрос. Работаем по хлопку.
Урокын темыжым да цельжым увертарымаш.
- Как вы думаете, чему мы будем учится на этом уроке?
- Еще мы будем учиться ставить вопрос КАКОЙ? МОГАЙ? и познакомимся с новыми словами, отвечающими на вопрос МОГАЙ?
5. У темым тунеммаш-СЛАЙД 3 А сейчас открываем учебники на с.40, находим 1 упражнение. Чылан 1 пашам муына. Сначала прочитайте. А теперь ответьте на мои вопросы. Тиде КО?
-/Тиде йоча/
-Тудо МОГАЙ?
-/Тудо изи/
-Изи значит КАКОЙ? Переведите на русский язык.
-/Маленький/ СЛАЙД 3
-Тиде КО?
-/Тиде рвезе/
- Тудо могай?
- /Тудо кугу/
-Кугу значит КАКОЙ?
-/Большой /СЛАЙД 3
-Ребята, а какие вопросы я ставила?
-/КО? МОГАЙ?/
-А теперь вы попробуйте правильно ставить вопросы и отвечать на них.
- /Тиде ко? тиде ава. Тудо могай? тудо поро/
-Поро как будет по-русски?
- /Добрый/ СЛАЙД 3
- /Тиде мо? Тиде пий. Тудо могай? Тудо ушан./
- Слово ушан переводим на русский язык –
-/Умный/ Слайд3
-/Тиде мо? Тиде пырыс. Тудо могай? Тудо йолагай/
-Йолагай значит КАКОЙ?
-/Ленивый/ Слайд 3
-/Тиде мо? Тиде книга. Тудо могай? Тудо онай/
- Как будет по-русски? Найдите на 42-й странице в 6 упражнении и ответьте на мой вопрос: онай по-русски как будет?
-/Интересный/
- С какими новыми словами познакомились? Перечислите.
-/Изи, кугу, поро, ушан, йолагай/Слайд 4
- Давайте еще раз прочитаем: изи, кугу, поро,ушан, йолагай. Запишите эти эти слова в тетрадь в столбик и запомните.
- С каким вопросом мы еще познакомились?
-/МОГАЙ?/ Слайд 4 и Слайд 5
6. Пенгыдемдымаш1)2-шо паша,40 с.
- Прочитайте. Что вы будете делать?
-/Отвечать на вопросы/
- Эту работу мы будем выполнять в парах. Один спрашивает, второй отвечает, а потом второй спрашивает, первый отвечает. Слова вы можете взять из 1 упражнения. Дети готовятся
- Какая пара готова отвечать?
Диалог у детей.
Ф/М СЛАЙД 6
СУРЕТ
- Тиде мо?
-/Тиде шогертен/
-Тудо могай?
-/Ола-вула/
ОЛА-ВУЛА ПЫСТЫЛНА
МЕМНАН ЛУМНА ШОГЕРТЕН
МОМ ПУЭДА-ЧУНГЕНА
ЯЛ ВОКТЕНЕ ИЛЕНА.
2)Слайд 7 /работа в группах/
- Каждая группа должна придумать как можно больше слов, характеризующих животных и чтобы ваши слова отвечали на вопрос КАКОЙ?, т.е. МОГАЙ? Первый ряд придумывает слова к слову ПЫРЫС, 2 ряд – к слову КОЛЯ, а 3 ряд – к слову ПИЙ. Посмотрим, какой ряд больше придумает слов.
Дети думают и говорят.
3) 5 паша, 41 с. СЛАЙД 8
- Сначала прочитайте про себя. Прочитайте и перевод, чтобы понять содержание.
- О ком это стихотворение?
-Послушайте это стихотворение. Я вам прочитаю.
-Какое у мамы сердце?/Теплое/ Авамын могай шумжо?/шокшо, пушкыдо, ласка/
- Мама для нас какая?/Близкая/ Авана могай?/лишыл, сае, шокшо кумылан, ласка/
-Автор маму с чем сравнивает?/с солнцем/
- Кто автор этого произведения? Слайд 9
-Василий Рожкин – марийский писатель, поэт. Родом он из Советского района, а жил и работал в селе Кужмара Звениговского района. Он был учителем. В основном он писал стихи. Вот одна из его книг.
Выставка
- А сейчас несколько предложений составим о своей маме. Расскажете, как ее зовут, какая она, где работает, как вы к ней относитесь. Но это все нужно говорить на марийском языке. Начало предложений у нас есть. Слайд 10.
Дети рассказывают.
4) 3-шо паша.Слайд11
- Эту работу выполняем самостоятельно. Какие слова вам нужно поставить вместо точек, вы должны догадаться сами. Посмотрите на эти слова. Прочитайте, и начинаем писать в тетрадях.
Пишут.
Как записали, проверим после уроков.
7.М/П- А сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание на пятницу.Слайд 12
8. Иктешлымаш
-Йоча-влак, могай у мут-влак дене пашам ыштышна?
С какими новыми словами мы сегодня познакомились? Давайте повторим. Я буду называть слова на русском языке, а вы будете говорить на марийском языке:
Ленивый- йолагай слайд 13
Добрый- поро слайд 13
Умный- ушан слайд13
Большой –кугу слайд 13
Учились ставить какой вопрос? /МОГАЙ?/ СЛАЙД 13
А еще какие слова пропустили? /Онай, изи/
Молодцы. Понравился вам урок? Кому понравился – встали. Как вы себя оцените? Все ли поняли? Покажите карандаши. Спасибо за работу. Чеверын. Можете выйти.Слайд 14