Урок литературы по теме Гуманистический пафос произведения Леонида Андреева Кусака. Авторская позиция в произведении. 7 класс


Урок литературы в 7 классе
Тема: Гуманистический пафос произведения Леонида Андреева "Кусака". Авторская позиция в произведении.
Цели:
Продолжать обучать анализу художественного текста, формировать навыки устанавливать причинно-следствеенные связи, формировать понятие об авторской позиции и способах её выражения.
Развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли.
Воспитывать милосердие, сострадание, способность отвечать за свои поступки.
Оборудование: презентация, видеофрагмент из м/ф «Большой секрет», к/ф «Собачье сердце», игрушки – собака, карточки с таблицами.
Ход урока
1.Организационнный момент.
Чтение темы.
Слайд 1
2. Актуализация знаний.
Слайд 2
- В нашей теме есть слово пафос. Что оно значит, когда мы встречались с этим термином?
Пафос – греческое слово, которое обозначает эмоциональную речь или письменный текст, переполненный возвышенными чувствами, которые должны вызвать у тех, кто его слушает или читает, сильный отклик.
Слайд 2
Гуманистический пафос – стремление главных героев к высоким гуманистическим идеалам, их возвышение и утверждение наперекор обстоятельствам и противодействию окружающих.
- Что такое авторская позиция? Как, с помощью чего в художественном произведении может быть выражена авторская позиция?
Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения АП: прямое высказывание автора, через портрет. Особенности поведения персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В художественном произведении важно каждое слово.
- Продолжить мне хотелось бы чтением стихотворения Юлии Вихареваой:
Но прежде давайте на мгновение попробуем увидеть мир глазами бездомной собаки.
Видеофрагмент из к/ф «Собачье сердце»
Слайд 2
Так было...Не пустила в дом собаку,Что шла со мною рядом всю дорогу.И хоть мне было жаль её, однако,Я с нею распрощалась у порога.«Себе хозяев ищешь? – Понимаю!Прости, но не ходи за мною дальше...»Собака встала, лапу поджимаяИ честно глядя мне в лицо, без фальши.
А я...А я была насквозь фальшива –От ласкового голоса до взгляда.Я ей сказала: «Мне и так паршиво.Не до тебя, хоть взять была бы рада...»И с тем исчезла в сером полумраке,Закрыв перед беднягой дверь несмело,Мне было стыдно, что для той собакиМогла я другом стать... Да не сумела.
- Почему было стыдно героине стихотворения? Только лишь от того, что не стала другом для собаки?
- Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке, какова его тема?
(О сострадании, о любви к животным).
- Поможет нам в этом рассказ Леонида Андреева «Кусака», который вы прочитали дома.
Анализируя рассказ Леонида Андреева, мы выясним, какова авторская позиция в этом произведении и подумаем, совпадает ли наше отношение к братьям нашим меньшим с писательским отношением, Это и будет наша цель.
- Прочитайте знаменитые слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери в их оригинальном звучании.
Слайд 5
- Мы в ответе за тех, кого приручили.
Слайд 6
Эти слова знакомы практически всем. Но немногие помнят, наверное, что в сказке «Маленький принц» есть еще и другие слова: Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать.
- К нашему уроку я подобрала еще один эпиграф.
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг? Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг? Эдуард Асадов
- Вы дома прочитали рассказ «Кусака». Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф?
                                                                                                                        
3. Работа над текстом.
- Автор изучаемого нами рассказа «Кусака» Л.Андреев говорил:
«Общение с миром природы определяет уровень духовности человека».
«Отношение к животным – один из критериев нравственности».
- Объясните значение слов:
Нравственность -
Духовность –
Слайд 7
- Мы попросим экспертов……………………………….в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова найти значение слов:
Милосердие –
Сочувствие –
Сострадание –
Сопереживание –
Выписать их и включиться в разговор, когда это понадобиться.
- У кого из вас есть собака? Объясните, за что вы ее любите и смогли ли бы обмануть, предать друга?
 Итак, Л. Андреев «Кусака».
Чтение 1 абзаца.
- Проведем блиц-опрос.
Почему действие рассказа начинается именно зимой?
Как относились к Кусаке ребята, взрослые, дворовые собаки?
Чем можно объяснить такое отношение?
Почему Кусака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице?
Что значит – инстинктивная? Что хотел сказать автор, используя такой эпитет?
(Инстинкт – врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. То есть общение так же необходимо живому существу, как еда, вода, воздух; одиночество – это противоестественное состояние.)- А теперь обратите внимание на глаголы, которые использует автор в первом абзаце, рассказывая о жизни Кусаки.
Слайд 8
Не принадлежала, не было, находилась, кормилась, отгоняли, показывалась, бросали, улюлюкали, свистали, мчалась, пряталась, зализывала, копила.- Что общего между этими глаголами с точки зрения русского языка?
(Все эти глаголы несовершенного вида, что может указывать на незавершённость или повторяемость действия; в данном случае, конечно, на повторяемость.)
- Последний глагол в ряду – копила. Объясните лексическое значение этого слова. Что можно копить? А что копила Кусака?
- Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди заставляли собаку мчаться, прятаться– вот и появились злоба и страх, которые копились с новыми обидами.
- Кратко расскажите о случае с пропойцей-мужиком. Почему он пнул собаку?
- Чувствуем ли мы, как автор относится к человеку, ударившему собаку? Как выражено авторское отношение?
(Выражено использованием слов с ярко выраженной экспрессивной – негативной окраской). Прочитать.
- Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки?
(Кусака с тех пор не доверяла людям, которые хотели её приласкать).
- Обратимся ко второй части. Наступает весна, которая приносит в жизнь Кусаки большие перемены. С чем связаны эти перемены?
(С приездом дачников. Леля сумела расположить к себе Кусаку, преодолеть её недоверие).- Кусака меняется как внутренне, так и внешне.
Найдите описание внешности Кусаки в 3 главе: 1-й вариант прочитает, какой Кусака была, а 2-й – какой она стала.
БЫЛО ЕСТЬ
Грязная, некрасивая; Шерсть, висевшая рыжими сухими космами и на брюхе покрытая засохшей грязью.
Можно предположить, что во взгляде затаились злоба и страх Шерсть почернела и стала лосниться как атлас.
…важно осматривала улицу вверх и вниз
Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали Никому уже не приходило в голову дразнить её или бросить камнем
- Почему в некрасивую грязную собаку бросали палки и камни, весело улюлюкали, пронзительно свистали, а в Кусаку с почерневшей лоснящейся шерстью, важно осматривающую улицу, никому не приходило в голову бросить камнем?
- Как мы уже говорили, в Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены. Какие? 
- Внутренние перемены давались Кусаке нелегко: “И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара”.
Найдите во 2 и 3 главах ещё подтверждения, что внутренние перемены давались Кусаке нелегко.
- Кусака изменилась, благодаря приехавшим “очень добрым дачникам. А вас ничего не настораживает в поведении этих “добрых людей”?
- Перечитать эпизод со слов: “И все собирались…”(с.97)
- Что за странная мольба в глазах у Кусаки?
Почему никто из “очень добрых дачников” не замечает этой мольбы?
( Озабочены дачники только собой, собственным весельем.)
Поэтому и появляется, казалось бы, неуместные во второй части слова – КАК ПРЕЖДЕ.
- А что в жизни Кусаки осталось как прежде?
- Но, может быть, хотя бы Леля не такая, как все. Любит ли она Кусаку?
- Был ли у Лели выбор, могла она хотя бы попытаться найти выход из ситуации?
Осознаёт ли Леля свою жестокость по отношению к Кусаке?
- Чей поступок для Кусаки больнее – Лели или пьяницы-мужика?
- Давайте попробуем выяснить, какие духовные и материальные преимущества или недостатки были у Кусаки в разные периоды ее жизни. Слова для справок разместите в соответствующие графы таблицы, которые у вас на столах. Работайте в парах.
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИБЫЛО НЕ БЫЛО
1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ ЗЛОБА, СТРАХ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА
2.ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА,СТРАХ ЗЛОБА
3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ БЕЗНАДЁЖНОЕ СПОКОЙСТВИЕ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, ЗЛОБА, СТРАХ
Проверка работы. Слайд 9.
- В какой период жизни Кусака находилась в самом неприятном положении?
Состояние после общения с Лелей и “очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до встречи с ними.
“У неё отняли её непримиримую злобу”. 
В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами. Она стала беззащитна перед огромным миром.
Просмотр видео «Собака бывает кусачей»
- Так только ли пьяного мужика и людей, улюлюкающих и кидающих в Кусаку камнями, осуждает Леонид Андреев в своём рассказе?
История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо.
Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не задумываемся об этом?
- Только ли об отношении к животным этот рассказ?
Вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?
Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.
А какими должны быть?
Пусть наши эксперты еще раз напомнят нам, что такое милосердие, сочувствие, сострадание , сопереживание
Выступление экспертов.
- Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л. Андреева, давайте вновь попытаемся сформулировать его авторскую позицию.
Авторская позиция: своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.
- В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны.
Слайд 10
- Чтение стихотворения Сергея Кириллова.
Чем больше узнаю людей,Тем больше нравятся собаки.Они честней, они добрей,По пустякам не лезут в драки.Не лгут, не пьют, не предают,Не обижают так беспечно,И в душу ядом не плюют,И понимают всё, конечно.Чем больше узнаю людей,Тем больше нравятся собаки.Они как друг с тобой вездеПойдут, не пятясь, точно раки.Разборчивые их глазаНе побегут за первым встречным,И даже если "против" - "за",И понимают всё, конечно.Чем больше узнаю людей,Тем больше нежности к собакамРазличных видов и мастей,Безхвостым, стриженным, лохматым,Что платят за добро добромИ в дружбу верят бесконечно,Не треплют длинным языкомИ понимают всё, конечно.
Мне невдомёк, в конце концов,За что в ругательной атакеДруг другу тычем мы в лицо,Мол, дескать, злые, как собаки.Нам до таких ещё расти,Чтоб вровень стать с их благородством,А им вовек не доползтиДо человеческого скотства.
 
4. Итог.
- Какова, по-вашему, дальнейшая судьба Кусаки? Будет ли она доверять людям? (привлечение 2-го эпиграфа)
Слайд 11
- Какие выводы для себя вы сделаете после сегодняшнего урока?
Вывод. Человек — часть природы, и, если он следует «закону жизни» — осознает это единство и равенство, может жертвовать собой ради других, значит, в жизни его есть великий смысл. Равнодушие, жестокость по отношению к природе — это прямой путь к бездуховности.
5. Домашнее задание (на выбор).
Слайд 12
- Сделать презентацию «Мой друг».
- Составить цитатный план рассказа.
- Написать отзыв о рассказе «Кусака».
Слайд 13
Помощь в работе – на сайте http://ed.ua/, Вконтакте