ТЕМА: Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» : проблематика и гуманистический пафос произведения


Урок по литературе в 10 классе учителя русского языка и литературы Юсуповой Э.Р.
ТЕМА: Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» : проблематика и гуманистический пафос произведения
ЗАДАЧИ: (с позиции УУД и требований ФГОС)
ЦЕЛИ:
1.Предметные : познакомить учащихся с историей создания повести
2.Метапредметные : проанализировать произведение в соответствии с рассматриваемой в нем проблемой «маленького человека»
3.Личностные : воспитывать чувство сострадания и человечности « к маленьким людям»
4.Межпредметные: развивать интерес к творчеству Гоголя
5.Ресурсы ( оборудование ): учебник, повесть «Шинель» Гоголя, анкета.
Ход урока:
Этапы урока:
Проверка домашнего задания ( литературная викторина )
«Проверь свое знание текста повести «Шинель»
Учащиеся разбиваются по парам, учитель раздает каждой паре анкету с вопросами. Задача учащихся- правильно и быстрее остальных заполнить анкету.
Где происходит действие повести? ( В Петербурге )
Когда родился главный герой? ( 23 марта)
Почему главного героя назвали Акакием? (Потому что в календаре имен были слишком экзотические варианты , и мальчика решили назвать в честь отца.)
Какую должность занимал Башмачкин? (Чиновника для письма.)
Какое жалованье получал герой? ( Четыреста рублей в год.)
Как звали портного в повести? ( Григорий Петрович)
Как называлась игра, в которую играли сотрудники департамента у помощника столоначальника? (Вист.)
Где с Акакия Акакиевича сняли шинель?( На площади.)
Какое имущество осталось после смерти Башмачкина? (Пучок гусиных перьев, казенная бумага. Три пары носков, несколько пуговиц и капот.)
В какое месте города стал появляться призрак покойного чиновника? (Возле Калинкина моста.)
Мотивация учебной деятельности
Учитель
Существует такое крылатое выражение, которое приписывают Федору Михайловичу Достоевскому: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Достоевский якобы обронил эту фразу в беседе с французским литератором Эженом де Вогюэ. В действительности слова принадлежат самому Вогюэ.
Ими французский критик указывал на истоки творчества Достоевского, Толстого и Тургенева. И в этом Вогюэ абсолютно прав: гуманистические традиции русской литературы наряду с произведениями Пушкина заложила именно гоголевская повесть. Обратимся к анализу «Шинели».

Восприятие нового материала:
Выделите в повести «Шинель» смысловые части и озаглавьте их, составив таким образом план произведения.
Литературовед Борис Эйхенбаум заметил одну интересную особенность творчества Гоголя: у писателя сюжет сокращается до минимума, события большинства произведений можно передать буквально одним-двумя короткими предложениями. Зато существенную роль играют различные «мелочи», которыми пересыпано изложение истории: каламбуры, авторские рассуждения, описания, даже просто перечисления забавных имен. Приведите их текста повести «Шинель» примеры таких внесюжетных элементов.
Укажите, от чьего имени ведется повествование в произведении. (От имени «всезнающего» рассказчика, которому известны обстоятельства жизни и внутренние переживания героев.)
Определите, как относится рассказчик к своему герою. В чем выражается это отношение?(Отношение к герою выдает главным образом интонация, с которой рассказчик говорит об Акакии. Поначалу эта интонация ироническая: рассказчик подсмеивается над «геморроидальным» цветом лица Башмачкина, над его именем. Однако затем интонация теплеет, становится более лирической и сочувственной. В эпизоде, когда смиренный Башмачкин отваживается произнести: « Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»- сквозит подлинная горечь. При описании последних минут жизни чиновника рассказчик прямо называет его «бедным», явно демонстрируя свою жалость.
Слово учителя:
Башмачкин представляет собой тип «маленького человека», сложившийся в русской литературе в 1820-1830-е года. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Гоголь в своей повести «Шинель» продолжил традиции Пушкина в изображении маленького человека: Акакий Акакиевич, как и Самсон Вырин,- герой невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом никому не делающий зла, безобидный. На безобидность Башмачкина указывает даже его имя: в переводе с греческого « Акакий» означает « не делающий зла»
Применение знаний, умений, навыков
Индивидуальное выступление учащегося
В цикле цветных линогравюр художник Савва Бродский по-новому прочел классическое произведение. Открывается цикл изображением, на котором по бесконечной и холодной в черной пустоте бежит крошечный человечек. Вдоль его пути рассыпаны оловянные пуговицы с символами государственной власти- двуглавыми орлами. Человечек бежит по поле в шинели.
(Гравюра художника)
Беседа с учащимися
Рассмотрите все гравюры и выделите главные мотивы, найденные художником. ( Это мотивы одиночества героя, мотив зеркала и шинели.)
Почему, на ваш взгляд, Бродский избрал эти мотивы? Как они отражают суть произведения Гоголя?
Придумайте названия к гравюрам.
Совпадает ли ваше представление о герое и его судьбе с художественным видением Саввы Бродского?
Подведение итогов урока
Рефлексия. Что хотел донести Н.В.Гоголь до читателя?
В чем пафос повести?
Объявление домашнего задания
Прочитать поэму «Мертвые души».
Написать сочинение-комментарий (на одну тетрадную страницу) к высказыванию немецкого писателя Томаса Манна: «Со времен Гоголя русская литература комедийна, - комедийна из-за своего реализма, от страдания и сострадания, по глубочайшей своей человечности, от сатирического отчаянья, да и просто по своей жизненной свежести...»