Презентация по проектной деятельности на тему Информационно — исследовательский проект Моя родословная


МБОУ «Икрянинская СОШ» Информационно – исследовательский проект АВТОРЫ: учащиеся 4 Г класса .РУКОВОДИТЕЛЬ: Сабуканова Л.А.классный руководитель, учитель начальных классов I категории. Автор проекта: Сабуканова Лариса Александровна, учащиеся 4 кл.Регион, в котором находится школа: Астраханская область, Икрянинский район, с. ИкряноеНазвание школы: МБОУ «Икрянинская СОШ»Тема учебного проекта: Моя родословнаяДидактические цели: убедить в необходимости изучения истории своей семьи, своей родословной; привлечь внимание учащихся к данной теме; показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории своей страны. Дать элементарные сведения о родословной человека, научить составлять генеалогическое древо. Задачи проекта: научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями. Способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи. Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной. Формировать коммуникативные умения детей. Проблемные вопросы: 1.Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек семьей? 2.Откуда вы родом? 3.Какова роль фамилии в жизни человека? Самостоятельные исследования учащихся: 1.Генеалогическое древо.2.Тайна моего имени. Моя фамилия.3.Мои мама и папа.4.Мои братья и сёстры.5.Мои дедушка и бабушка.6.Мои прадедушка и прабабушка.7.Фамильный герб и девиз.8.Семейные традиции.Предметная область: окружающий мир, историяВозраст учащихся: 10 – 11 лет, 4 классОформление результатов проекта: альбом «Моя родословная»Краткая аннотация проекта: тема данного проекта являетсяактуальной не только для учащихся, но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.Тема проекта предполагает работу с семейными фотографиями, реликвиями. Ребята узнают о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями разработают семейный герб, подберут семейный девиз. Проект предусматривает занятия, которые проводятся два раза в месяц в виде классного часа. Остальное время дети вместе с родителями заняты поисковой работой и оформлением альбома «Моя родословная».Приблизительное время выполнения проекта: 6-7 недель (одна учебная четверть) декабрь - январьПрограммно – техническое обеспечение: фотоаппарат, компьютер, принтер, проекционная система, сканер, интерактивная доска. I ЭТАП. «Разработка проектного задания» (сбор информации, ознакомление с ней, начало оформления альбома) 2 занятия. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ: «Моя родословная».ЦЕЛИ: Познакомить школьников с понятиями «родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; подготовить школьников к составлению генеалогического древа; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.Поисковое задание.Начало оформления альбома «Моя родослов-ная». Составить генеалогическое древо семьи.  2 занятие. «Дорожите именем своим! Тайна наших имен. Моя фамилия».Цели: познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких, показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности. Практическая работа.«Ромашка» имен (дети рисуют ромашку и на каждом лепестке пишут варианты своего имени). Поисковое задание.Узнать историю своего имени. Найти историю происхождения своей фамилии.Оформление в альбоме страничек «Тайна наших имен и фамилий».  II ЭТАП:Сбор информации, ознакомление с ней, обсуждение вопросов оформления проекта.4 занятия и самостоятельная работа со страничками альбома «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».3 занятие:«Мои мама и папа. Братья и сестры.»ЦЕЛИ: Выяснить, что дети знают о своих папах и мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы), воспитывать интерес к различным профессиям. Способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у детей желание лучше узнать своих братьев и сестер. Поисковое задание.Записать рассказ о своих мамах и папах в новую страничку альбома. Заполнить страничку о своих братьях и сестрах. 4 занятие:«МОИ ДЕДУШКА И БАБУШКА. ПРАДЕДУШКА И ПРАБАБУШКА».ЦЕЛИ: Выяснить, что дети знают о своих дедушках и бабушках, прадедушках и прабабушках, их профессиях и занятиях.Практическое задание.Заполните страничку альбома «Моя родословная» о бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. 5 занятие:«ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРБ И ДЕВИЗ».ЦЕЛИ: Познакомить с историей возникновения герба, значением изображенных на нем предметов; нацелить на осознанное составление герба своей семьи; сформировать понятие «девиз»; подобрать девиз для своей семьи.Поисковое задание.Придумать герб семьи.Подобрать девиз семьи и записать его на ленте, расположенной внизу герба. 6 занятие: «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ».ЦЕЛИ: Прививать уважение к семейным традициям, формировать культуру поведения в проведении семейных праздников, воспитывать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи. Практическое задание.Заполнить страничку в альбоме, посвященную семейным традициям. III ЭТАП. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.КОНФЕРЕНЦИЯ «СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ТЫ ОБЯЗАН МНОГИМ ПОКОЛЕНИЯМ СВОЕЙ СЕМЬИ».ЦЕЛЬ: обобщение итогов работы над составлением своей родословной, защита проекта. Изучение родословной – это настоящее исследова-ние. Изучая историю своего рода, своей семьи, учащиеся узнали много нового, интересного о жизни и исторических событиях, соответствующих каждому поколению, а значит, и об истории родной страны.В процессе работы над данным проектом учащиеся хорошо разобрались в таких понятиях как: «род», «предок», «поколение», «семья», «генеалогия», «генеалогическое («родословное» древо»), научились его составлять. Ребята учились проводить опрос, брать интервью, работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации, обрабатывать информацию и представлять её. Все родственники были вовлечены в эту работу, у многих из них был вызван общий интерес к истории своей семьи. Воспитание патриотизма начинается в семье, со знания истории своего рода. Как говорил известный российский историк В.О. Ключевский, «…изучая предков, мы изучаем себя». Чтобы любить свою семью, своих предков, надо знать историю рода, ее радостные и трагические страницы. Я думаю, что ребята гордятся своими семьями, своими предками, своей родиной. И когда они вырастут, составленная ими родословная, будет передаваться из поколения в поколение их детям, внукам и т.д. Значит, память о их роде останется бессмертной. классный руководитель Сабуканова Лариса Александровна