Система профориентационной работы в школе, как основа осознанного выбора профессии.


Система профориентационной работы в школе, как основа осознанного выбора профессии.
(из опыта работы МАОУ СОШ № 46 г. Тюмени)
А.А.Анищенко,
заместитель директора по ВР МАОУ СОШ № 46
Важность и актуальность правильного выбора пути молодым человеком рассматривается в настоящее время не только как успешность отдельной личности, но и залог экономического и социального благополучия общества в целом.
Выбор профессии – одна из сложных и ответственных жизненно практических задач, которые приходится решать человеку. Реальную помощь в данном вопросе может оказать деятельность школы по формированию профессионального самоопределения, которая  включала бы   учащихся   в  процесс   прогнозирования   и   планирования  своего профессионального будущего  таким  образом,  чтобы  этот процесс    был  интересным    и личностно  значимым.
Современное понимание профориентационной работы в школе заключается в ее нацеленности не только на выбор конкретной профессии каждым учащимся, но и на формирование у них качеств личности, профессионально важных компетенций, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный и адекватный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными, что позволит им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Основными ориентирами в постановке целей, формулировании задач в работе по профессиональному самоопределению учащихся для нас являются документы федерального, регионального, и муниципального уровня. Это прежде всего федеральный государственный образовательный стандарт
начального, основного, среднего (полного) общего образования, в котором четко прослеживаются акценты профориентационного направления:
профориентация учащихся должна стать неотъемлемым компонентом образовательного процесса, что ставит перед школой задачу подготовки учащихся к профессиональному выбору: научить ориентироваться в собственных интересах и возможностях, в мире профессий, в ситуации на рынке труда, подготовить к условиям обучения в учреждениях профессионального образования, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.Муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Тюмени на 2012-2017 годы» тоже выдвигает ряд приоритетных задач в данном направлении:
-обеспечить разработку и реализацию плана мероприятий по формированию у учащихся интереса к предпринимательской деятельности с участием общественных организаций;
-принимать участие в реализации мероприятий по формированию и развитию системы квалифицированных кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с данными программными документами составлена и реализуется программа по формированию профессионального самоопределения «Шаги к профессии» на базе нашей школы, где профориентационная работа является неотъемлимой частью всего учебно-воспитательного процесса, а профессиональное самоопределение является основой воспитания активного гражданина.
В целях достижения нового качества, получения положительных результатов в данном направлении, задействованы все участники образовательного процесса: администрация, социальный педагог, психолог, учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, родительская общественность, социальные партнеры. Основная задача: дать молодым людям знания о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что следует учитывать при выборе профессии, как планировать развитие своей карьеры.
Для каждой возрастной категории выбраны методы, формы, виды деятельности, способы достижения результатов.
Все этапы работы с 1-11 класс подчинены одной цели :Создание условий для формирования профессиональной ориентационной компетентности у учащихся через педагогическую, психологическую, информационную поддержку профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с их возможностями, способностями и склонностями.
Реализация    профинформационного     и    профориентационного   компонента программы «Шаги к профессии» происходит через:
1. Учебные предметы.
2) Тематические классные часы (1-11класс).
3) Элективный курс по профориентации «Выбор профессии» для 9 класса.
4) Ежегодное участие в ярмарке учебных мест.
5) Участие  детей  в школьных  и городских  конкурсах,  связанных   с профессиональным  самоопределением.
6) Индивидуальные консультации и психологическое тестирование учащихся и их родителей, имеющих проблемы с выбором профессионального будущего.
7) Проектирование индивидуальных образовательных программ по профессиональному самоопределению.
8) Организацию социально-значимой деятельности в каникулярное время.
9) Сотрудничество с родительской общественностью;
Это наиболее важное звено в системе профориентации учащихся нашей школы. Мы максимально используем возможности родителей, большая часть которых является представителями малого и среднего бизнеса, административными, социальными работниками и имеют возможность принять активное участие в реализации нашей программы «Шаги к профессии» через:
-презентацию своих профессий;
-участие в социально значимых проектах;
-организацию и проведение экскурсий   на  предприятия;
-помощь в организации временного трудоустройства учащихся на своих предприятиях в каникулярное время. (за период летней кампании 2015 трудоустроено 32 учащихся);
10)Диагностику профессиональной направленности учащихся, как одной из составляющих сторон системы профориентации, которая проводится с целью определения сферы профессиональной деятельности.
11) Участие в социално-значимых проектах.
Одним из таких проектов является проект по формированию у учащихся 10-х классов осознанного отношения к выбору жизненных целей, профессиональной деятельности; ориентации в различных отраслях экономики, формах и видах профессиональной деятельности, интереса к предпринимательской деятельности «Стратегия успеха».
12) Сотрудничество с социальными партнерами
13) Сотрудничество с учебными учреждениями города Тюмени, в рамках которого проходят встречи, беседы, Дни открытых дверей, экскурсии;
Тюменским городским многопрофильным молодежным центром в рамках трудоустройства учащихся через отряды МЭРа ( за летний период 2015 года трудоустроено 65 человек).
Сегодня организовано сотрудничество с ГАУ ТО ЦЗН г.Тюмени –Центром профессиональной ориентации в содействии, организации и проведении профориентационной работы для учащихся 8-11.
В рамках реализации муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Тюмени на 2012-2017 годы особенностью нашей работы можно считать акцент на изучение инфраструктуры микрорайона с целью использования потенциала предприятий малого и среднего бизнеса в формировании профессионального самоопределения учащихся. Это -торговые центры, пилорамный цех, типография «Цессия», база отдыха Верхний Бор, мясной цех.
Сотрудничество с индивидуальными  предпринимателями   дает возможность учащимся познакомиться с представителями рабочих профессий.
В рамках сотрудничества с социальными партнерами составлены совместные комплексно-целевые планы.
15) Работу в пространстве расширенного социального действия:
познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы.
Мы считаем, что в школе сложился комплексный подход к организации деятельности по формированию профессионального самоопределения в рамках реализации программы «Шаги к профессии».
Профориентационная работа дает позитивные результаты, представляет собой систему непрерывно осуществляемую на протяжении всего времени обучения ребенка в школе (с 1-го по 11-й классы) с учетом возрастных особенностей, уровня образования, способностей, возможностей, интересов и личностных качеств учащихся, а также особенностей социума.
91% учащихся по итогам мониторинга продолжают свое обучение по направлениям, которые были определены в рамках деятельности по профориентации.
Коллектив школы в данном направлении не стоит на месте, корректирует работу в соответствии с современными требованиями, ищет новые подходы, рассматривает новые грани сотрудничества с социальными партнерами.