Выступление: Какие условия необходимо создать в образовательной организации для осознанного выбора будущей профессии и реализации собственных жизненных планов


Выступление: "Какие условия необходимо создать в образовательной организации для осознанного выбора будущей профессии и реализации собственных жизненных планов"
1733550952500
Позвольте начать свое выступление словами древнегреческого философа Сократа «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить».
154305016065500
Современное общество все чаще ставит перед школой новые задачи, которые бы соответствовали требованиям обновленного российского общества. ФГОС четко выстраивает портрет выпускника школы. Это человек, любящий свой край и свою Родину, креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества.
Сегодня пришло понимание того, что без полноценного экономического образования невозможно обеспечить включение человека в такие социальные группы как семья, трудовой коллектив. Формирование человека как представителя этих социальных групп, то есть носителя ценностей, установок, ориентаций, трудовой этики, предполагает выработку необходимых или типичных экономических качеств личности, способности эффективно трудиться. Поэтому для общества экономическое образование являются чрезвычайно важным социальным процессом.
Комсомольск-на-Амуре является Федеральной промышленной площадкой, имеющей кластеры судо- и авиастроения, которые являются зонами опережающего экономического развития. Данные факторы формируют тот социальный заказ, который ставит перед школой не только общество в целом, но и сам регион, в котором живут будущие участники экономических отношений – наши выпускники.
298451079500
С целью воспитания целостной личности, готовой принимать участие в развитии своего города, края, региона, страны, которой и должен стать каждый выпускник нашей школы была создана и успешно функционирует образовательная модель «Школа успешных учеников – школа правильно организованного взросления».
left10033000
При выстраивании модели были использованы:
Основная идея – подготовка мобильной, творческой и готовой к жизни в современном мобильном мире личности, как вызов времени.

А также при создании модели были использованы материалы родительской общественности, которые были созданы в процессе проектной деятельности родителей нашей школы в ходе работы над исследовательскими проектами «Школа успешных учеников – школа правильно организованного взросления». Все работы родителей были опубликованы в школьном сборнике, а также размещены на сайте школы.

Целевое назначение модели образовательной системы:
Создание «проектной школы», моделирующей «сообщество разнопрофильных специалистов», на основе актуализации «проектной деятельности» ребенка развивающей его творческое продуктивное сознание.

Новый вид образовательной деятельности - сетевое взаимодействие по формированию системы практико-ориентированного обучения школьников на основе ЭПОС (экономической практико-ориентированной образовательной среды), проектирование образовательных микросред учителя, учащихся, родителей. Как следствие формирование творческой образовательной среды, все субъекты образовательного процесса свободны и активны в своей деятельности и саморазвитии.
Интенсивная подготовка молодежи к успешной интеграции в предельно «рыночно» ориентированный социум. Формирование новой формы детско-взрослой образовательной общности т.е. социального компонента образовательной среды.

Данная образовательная модель при решении вопроса об условиях, которые необходимо создать для осознанного выбора будущей профессии и реализации собственных жизненных планов, определяет условия при которых возможны качественные изменения в образовательной организации:

Вариативность образовательного процесса в школе обеспечивается наличием у обучающихся ИУП, индивидуальных образовательных маршрутов и карт творческого роста ученика.
Перечень предметов по выбору изменяется в зависимости от интересов и потребностей учащихся. Так в 2012-2013 учебном году в 10 классе было организовано обучение по 5 профильным направлениям, в 2013-2014 году по 4 направлениям. Социально-гуманитарное, инженерно-техническое, соц.-экономическое, филологическое, художественно-эстетическое. 11 профильных предметов и 17 элективных курсов для выбора учащимися.
Результатом работы по данному направлению являются заметные эффекты личностного роста и развития. Но уже есть потребность перехода индивидуального учебного плана к личным образовательным программам и это перспективы ближайшего будущего.

Структуры образовательного процесса имеет свои особенности, ученики всех классов могут выбирать часть изучаемых предметов и уровень их изучения. Это позволяет ученикам 5-9 классов активно «попробовать» себя, изучать предметы углубленно по иностранному языку, истории, литературе, практические искусства, элективные и факультативные курсы– всего 25. Так в 5 классе ученики только еще готовятся к самой системе выбора собственного учебного маршрута, и в качестве пробы им предлагается выбор одной из двух групп по ИЗО (базовая и углубленная), английскому языку, литературе, истории. Параллельно с этим в 6-7 классах работают кружки (дополнительное образование) и факультативы, которые помогают ученикам сделать выбор среди новых групп - математики и физики (обучение СУНЦ НГУ). Далее с увеличением класса до 9-го количество групп по выбору увеличивается. Учащиеся 7-9 классов имеют возможность обучаться в СУНЦ НГУ, курсах ТУ по робототехнике, компьютерному моделированию и ТРИЗ. В 10-11 классе школьный учебный план сформирован уже по 5 профильным направлениям. Старшеклассники (10-11 класс) имеют возможность продолжить линию обучения, выбранную ранее или изменить профиль.

В школе традиционными стали творческие предметные олимпиады,

метапредметные конкурсы, такие как «Интеллектуал+», развивающие олимпиады по Теории решения изобретательских задач, конкурс по решению экономических задач.

Педагогический коллектив тоже не остается в стороне, для учителей проводятся ежегодная Педагогическая олимпиада и Творческая декада учите-89535440690лей.
Особое место в работе с учащимися отводится выполнению проектов и исследовательских работ, бизнес- кейсов и индивидуальный учебный план учащихся выстраивается в том числе и за счет проектной и исследовательской деятельности, как в школе, так и в лабораториях предприятий и кафедрах ВУЗов нашего города.

Примером может служить курс «Промышленная безопасность» и как следствие создание в школе метапредметной лаборатории естественно- научных дисциплин «Мир вокруг нас», с целью расширения возможностей для учащихся и педагогов по выбору тем исследования, практической базы использования специального оборудования. Учащиеся уже сегодня выполняют сложные эксперименты, исследуя особенности влияния градообразующих предприятий на здоровье человека и окружающую среду. Выявляют возможности снижения вредных факторов школьной и окружающей среды на здоровье школьников.

Закрепить и расширить свои знания по любимым предметам профильной направленности, а также погрузиться в мир профессий ученики 5-10-х классов могут на Летних профильных школах. В летней школе экономики и права, школе искусств, экологической школе, МИФ, юридической и филологической занятия ведут преподаватели ВУЗов и педагоги школы.

Внедрение в образовательный процесс индивидуального учебного плана, позволил создать на базе профильной школы Лабораторию бизнеса.

В прошлом учебном году три команды, сформированные из учащихся 10-11классов стали работать над созданием бизнес-кейсов по преобразованию незавершенных строительных объектов города.

На защите бизнес-кейсов присутствуют представители администрации города ( представителей отдела экономики, отдела молодежной политики, руководители отдела образования города, начальники отделов сбербанка ).

Следующий шаг был сделан в этом году, когда учащиеся 10-11 классов были объединены в разновозрастные творческие группы, более старшие и опытные ученики 11-х классов передавали свой опыт по созданию бизнес –кейсов и накопленные экономические знания своим партнерам-коллегам из 10-х классов.
Для того чтобы успешно представить свои разработки необходимы навыки публичного выступления

В этом учащимся помогает опыт участия в переговорных площадках, при проведении которых используется технология дебаты, в работе таких площадок принимают участие не только ученики и учителя школы, но и родители, депутаты Законодательной думы Хабаровского края, городской думы, представители амурской епархии, работники отделений Сбербанка.

Навыки ораторского искусства приобретается при работе в экспертных площадках, к примеру: экспертная площадка по итогам годовой анкеты по вопросу качества образования, где ученики наряду с учителями и родителями предлагают свои идеи по решению этого вопроса.

Учениками Профильной школы также проводятся публичные лекции и мастер-классы по профильным направлениям для учащихся 1-9-х классов не только своей школы, но и других школ города. Так в 2013-2014 уч. году мастер-классы посетили более 1000 учащихся, а публичные лекции 572 ученика.

Немаловажен и опыт общения с представителями бизнеса и руководителями предприятий
В ноябре ученики 10 класса «Технического предпринимательства» приняли участие в конкурсе по защите плана работы с общественностью молодежного сектора совета предпринимателей при администрации города. По итогам конкурса две наши ученицы стали ответственными за организацию совместной деятельности с советом предпринимателей при главе города.

Для знакомства школьников и педагогов с основными принципами формирования экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС), дидактико-методической моделью и технологиями практико-ориентированного обучения школьников основам предпринимательства ХК ИРО были организованы совместные детско-взрослые проектировочные курсы учащихся профильной школы и педагогов профильной школы по теме: Идеи реализации ФГОС в старшей школе.
В рамках работы лаборатории бизнеса организовано обучение школьников основам предпринимательства через факультативы, элективные курсы, мастер-классы, сетевое взаимодействие с ВУЗами и школами города.

Сами предприниматели с готовностью отзываются на призыв работать с ребятами. Так с января 2014 года предприниматель города Владимиров Александр Иванович для учащихся 8-11-х классов успешно проводит практический курс «Основы малого бизнеса».

Основными партнерами при реализации проекта «Лаборатория бизнеса» являются:
Совет по предпринимательству при Главе города
Комсомольское на Амуре отделение Сбербанка России
Комсомольский-на-Амуре Технический университет
СУНЦ НГУ ОАО «Амурметалл»

Тесное взаимодействие с партнерами позволило сделать успешным проведение социальной практики на предприятиях города обучающимся 10 класса «Технического предпринимательства». По итогам социальной практики учениками было издано 4 школьных газеты.

Функционирование лаборатории бизнеса потребовало от школы дополнительных нормативных актов:
Программа развития на 2013-2018 гг. «Создание модели профильной школы в условиях введения ФГОС среднего общего образования;
Концепция «Основы предпринимательской деятельности на старшей ступени образования»
Положение о социальной практике учащихся 10-х классов
Программа по созданию и распространению экономической практико-ориентированной образовательной среды в пространстве профильной школы на 2013-2017 гг.

Некоторые Итоги реализации образовательной модели «Школа успешных учеников - школа правильно организованного взросления»:

Обучение по ИУП. Рост образовательных результатов.
Способность учащихся к самоопределению и нравственному выбору.
Удовлетворенность всех субъектов развития

Развитие внешних связей, привлечение партнеров.

Наличие органов самоуправления, функционирование школьных педагогических, родительских, ученических сообществ, управляющего совета.

100% выпускников школы поступили в ВУЗы страны. 90% выбор профессии связан с профилем обучения в школе.

Информационная открытость ОУ. Наличие разнообразных методических, практических материалов доступных общественности. Сайт школы стал инструментом обеспечения открытости образовательного учреждения.
Всю информацию, предоставленную в выступлении можно найти на сайте школы.
Спасибо за внимание!